Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:40, контрольная работа
Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами» ? 
Ответ: Под «философскими вопросами» понимают следующие.
  Философские вопросы — это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? — именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.
В чем основное содержание этого определения? Во-первых, материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т. е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется материальным. Материя противопоставляется сознанию, а для того, чтобы отличить объективность материи от объективности Бога, Абсолюта, Бытия и т. д., материализм отказывает последним в праве быть реальностью.
  Во-вторых, 
если единственным свойством материи, 
которое имеет значение для философского 
материализма, является свойство «быть 
объективной реальностью», то никакие 
природные тела, вещества, элементы не 
могут рассматриваться в качестве первоначал. 
В этом смысле все, начиная от гена и атома 
и кончая Галактикой, равноценно. Материя 
существует только в 
многообразии конкретных 
объектов. Материи как 
таковой не существует, 
материя как таковая 
не есть нечто чувственно 
воспринимаемое. В этой связи Энгельс 
писал: «Материя как таковая, это — чистое 
создание мысли и абстракции. Мы отвлекаемся 
от качественных различий вещей, когда 
объединяем их, как телесно существующие, 
под понятием материи. Материя 
как таковая, в отличие 
от определенных, существующих 
материй, не является, 
таким образом, чем-то 
чувственно существующим». Люди постоянно 
открывают новые свойства природных вещей 
и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости 
материи, т. е. о бесконечном 
многообразии конкретных 
объектов, в которых 
она существует. Это бесконечное многообразие 
упорядочено. Можно говорить о материи 
на уровне неживой и 
живой природы. С точки зрения современной 
науки, в структуру материи на уровне неживой 
природы входят элементарные частицы, 
все виды физических полей (магнитное, 
электромагнитное, гравитационное и т. 
д.), физический вакуум (особое состояние 
материи, где происходят сложные процессы 
появления и исчезновения элементарных 
частиц), атомы, звезды, молекулы, макротела, 
планеты, планетные системы, галактики 
(совокупность взаимосвязанных планетных 
систем и звезд), системы галактик. Метагалактика 
(система взаимодействующих скоплений 
галактик). 
Вопрос 8. Дайте 
краткую характеристику основных законов 
диалектики. 
Ответ: Краткая характеристика основных 
законов диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей). Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:
а) неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении;
  в) 
взаимопроникают и — при 
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок.
Закона взаимоперехода количественных и качественных изменений. Эта сущность состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т. п.).
Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание», выражающая:
   
а) процесс уничтожения 
   
б) самоотрицание как 
  Вопрос 
9. Каков образ человека Нового времени? 
Ответ: Образ человека 
Нового времени антропоцентричен. Бог 
смещается на периферию человеческой 
жизни. Человек отрывается от него. Он 
теперь верит в себя. На место Бога он ставит 
«человекобога» (Ф. Достоевский). Зримая 
веха, обозначившая переход от старого 
к новому образу, — философия Р. Декарта. 
Суть открытия французского философа 
— «человек есть мыслящая вещь». Глаза, 
в течение веков обращенные к небу, обратились 
внутрь человека. Субъективность — наидостовернейшая 
реальность. Более того, она критерий всего 
существующего. Центральная картезианская 
формула — «мыслю, следовательно, существую». 
Происходит второе — после античности 
— рождение рационализма, положившее 
начало экспериментальной науке. Главная 
сфера человеческой деятельности — познание. 
Главный метод познания — рефлексия. Миром 
управляют разумные законы. Каким-то образом 
они соответствуют законам человеческого 
разума. Любой, самый утопический социальный 
проект, который можно построить в человеческой 
голове, в силу этого соответствия имеет 
шанс быть воплощенным в действительности. 
Способ реализации социальных проектов 
— воспитание и просвещение. Внедрение 
в сознание людей тех или иных идей переустройства 
общества на разумных началах и есть, по 
сути, их реализация в жизни. Его отношения 
с природой — это отношения господства 
и подчинения. Ученые — естествоиспытатели. 
Они «пытают» природу и тем способствуют 
покорению ее, сначала, по большей части, 
в идеальных формах, а затем и промышленных. 
Христианская идея движения истории к 
Царству Божьему секуляризирована в идею 
исторического прогресса в различных 
формах — от буржуазного либерализма 
до пролетарского коллективизма. 
 
  Вопрос 
10. Сравните характеристики цивилизаций 
Востока и Запада. В чем их сходство и различия? 
Ответ: Характеризуя основные черты 
цивилизации Запада, нужно указать на 
такие существенные признаки:
— идея преобразования мира;
— природа — неиссякаемая кладовая ресурсов;
— ценность власти, силы и господства над природой и обществом;
— ценность научной рациональности.
Это предполагает: антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства могут не совпадать, а цель науки — истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества.
Восток, напротив, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек вовсе не является венцом творения. Его задача — «не деяние осуществить», а не насиловать природу, поскольку средства понимаются как развертывание содержания цели. Главное — обеспечить стабильность и предсказуемость, так как познание — это прежде всего путь нравственного совершенствования. Отсюда вытекает важность фигуры Учителя и наша сопричастность к Космосу.
Сравнив характеристики цивилизаций Востока и Запада, следует подчеркнуть, что особое значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, поскольку именно в этом большинство ученых усматривает залог прогресса человечества. Данная проблема анализировалась многими выдающимися деятелями культуры или в аспекте конфронтации, или в аспекте примата Запада, либо Востока.
  Вопрос 
11.  Какова роль нравственных и эстетических 
ценностей в жизни человека? 
Ответ:  Понятие 
ценностей отражает значимость тех 
или иных объективных явлений для жизни 
людей. Ценностное отношение формируется 
в процессе человеческой деятельности, 
где выделяют три вида производства: людей, 
вещей и идей.
Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения и т. п., возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.
Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает все — от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредме-чивая его способности и таланты. Вещественный мир стал «второй природой» человека и неслучайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека.
Также есть духовные ценности и моральные ценности.
Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т. п. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. д.
  Как 
нравственные ,так и эстетические 
ценности играют очень большую роль 
в жизни человека. 
Вопрос 12. Каковы 
основные формы и функции практики? 
Ответ: Основные формы практики:
  Вопрос 
13. Назовите основные критерии научного 
познания. 
Ответ: Основные критерии научного 
познания: 
 . 1. Основная задача научного познания 
— обнаружение объективных законов действительности: 
природных, социальных (общественных), 
законов самого познания, мышления и др. 
Отсюда — ориентация исследования главным 
образом на общие, существенные свойства 
предмета, его необходимые характеристики 
и их выражение в системе абстракций, в 
форме идеализированных объектов. Если 
этого нет, то нет и науки, ибо само понятие 
научности предполагает открытие законов, 
углубление в сущность изучаемых явлений.
  2. 
Непосредственная цель и 
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.
  4. 
Научное познание есть сложный 
противоречивый процесс