Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:40, контрольная работа
Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами» ?
Ответ: Под «философскими вопросами» понимают следующие.
Философские вопросы — это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? — именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.
В чем основное содержание этого определения? Во-первых, материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т. е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется материальным. Материя противопоставляется сознанию, а для того, чтобы отличить объективность материи от объективности Бога, Абсолюта, Бытия и т. д., материализм отказывает последним в праве быть реальностью.
Во-вторых,
если единственным свойством материи,
которое имеет значение для философского
материализма, является свойство «быть
объективной реальностью», то никакие
природные тела, вещества, элементы не
могут рассматриваться в качестве первоначал.
В этом смысле все, начиная от гена и атома
и кончая Галактикой, равноценно. Материя
существует только в
многообразии конкретных
объектов. Материи как
таковой не существует,
материя как таковая
не есть нечто чувственно
воспринимаемое. В этой связи Энгельс
писал: «Материя как таковая, это — чистое
создание мысли и абстракции. Мы отвлекаемся
от качественных различий вещей, когда
объединяем их, как телесно существующие,
под понятием материи. Материя
как таковая, в отличие
от определенных, существующих
материй, не является,
таким образом, чем-то
чувственно существующим». Люди постоянно
открывают новые свойства природных вещей
и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости
материи, т. е. о бесконечном
многообразии конкретных
объектов, в которых
она существует. Это бесконечное многообразие
упорядочено. Можно говорить о материи
на уровне неживой и
живой природы. С точки зрения современной
науки, в структуру материи на уровне неживой
природы входят элементарные частицы,
все виды физических полей (магнитное,
электромагнитное, гравитационное и т.
д.), физический вакуум (особое состояние
материи, где происходят сложные процессы
появления и исчезновения элементарных
частиц), атомы, звезды, молекулы, макротела,
планеты, планетные системы, галактики
(совокупность взаимосвязанных планетных
систем и звезд), системы галактик. Метагалактика
(система взаимодействующих скоплений
галактик).
Вопрос 8. Дайте
краткую характеристику основных законов
диалектики.
Ответ: Краткая характеристика основных
законов диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей). Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:
а) неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении;
в)
взаимопроникают и — при
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок.
Закона взаимоперехода количественных и качественных изменений. Эта сущность состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т. п.).
Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание», выражающая:
а) процесс уничтожения
б) самоотрицание как
Вопрос
9. Каков образ человека Нового времени?
Ответ: Образ человека
Нового времени антропоцентричен. Бог
смещается на периферию человеческой
жизни. Человек отрывается от него. Он
теперь верит в себя. На место Бога он ставит
«человекобога» (Ф. Достоевский). Зримая
веха, обозначившая переход от старого
к новому образу, — философия Р. Декарта.
Суть открытия французского философа
— «человек есть мыслящая вещь». Глаза,
в течение веков обращенные к небу, обратились
внутрь человека. Субъективность — наидостовернейшая
реальность. Более того, она критерий всего
существующего. Центральная картезианская
формула — «мыслю, следовательно, существую».
Происходит второе — после античности
— рождение рационализма, положившее
начало экспериментальной науке. Главная
сфера человеческой деятельности — познание.
Главный метод познания — рефлексия. Миром
управляют разумные законы. Каким-то образом
они соответствуют законам человеческого
разума. Любой, самый утопический социальный
проект, который можно построить в человеческой
голове, в силу этого соответствия имеет
шанс быть воплощенным в действительности.
Способ реализации социальных проектов
— воспитание и просвещение. Внедрение
в сознание людей тех или иных идей переустройства
общества на разумных началах и есть, по
сути, их реализация в жизни. Его отношения
с природой — это отношения господства
и подчинения. Ученые — естествоиспытатели.
Они «пытают» природу и тем способствуют
покорению ее, сначала, по большей части,
в идеальных формах, а затем и промышленных.
Христианская идея движения истории к
Царству Божьему секуляризирована в идею
исторического прогресса в различных
формах — от буржуазного либерализма
до пролетарского коллективизма.
Вопрос
10. Сравните характеристики цивилизаций
Востока и Запада. В чем их сходство и различия?
Ответ: Характеризуя основные черты
цивилизации Запада, нужно указать на
такие существенные признаки:
— идея преобразования мира;
— природа — неиссякаемая кладовая ресурсов;
— ценность власти, силы и господства над природой и обществом;
— ценность научной рациональности.
Это предполагает: антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства могут не совпадать, а цель науки — истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества.
Восток, напротив, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек вовсе не является венцом творения. Его задача — «не деяние осуществить», а не насиловать природу, поскольку средства понимаются как развертывание содержания цели. Главное — обеспечить стабильность и предсказуемость, так как познание — это прежде всего путь нравственного совершенствования. Отсюда вытекает важность фигуры Учителя и наша сопричастность к Космосу.
Сравнив характеристики цивилизаций Востока и Запада, следует подчеркнуть, что особое значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, поскольку именно в этом большинство ученых усматривает залог прогресса человечества. Данная проблема анализировалась многими выдающимися деятелями культуры или в аспекте конфронтации, или в аспекте примата Запада, либо Востока.
Вопрос
11. Какова роль нравственных и эстетических
ценностей в жизни человека?
Ответ: Понятие
ценностей отражает значимость тех
или иных объективных явлений для жизни
людей. Ценностное отношение формируется
в процессе человеческой деятельности,
где выделяют три вида производства: людей,
вещей и идей.
Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения и т. п., возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.
Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает все — от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредме-чивая его способности и таланты. Вещественный мир стал «второй природой» человека и неслучайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека.
Также есть духовные ценности и моральные ценности.
Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т. п. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. д.
Как
нравственные ,так и эстетические
ценности играют очень большую роль
в жизни человека.
Вопрос 12. Каковы
основные формы и функции практики?
Ответ: Основные формы практики:
Вопрос
13. Назовите основные критерии научного
познания.
Ответ: Основные критерии научного
познания:
. 1. Основная задача научного познания
— обнаружение объективных законов действительности:
природных, социальных (общественных),
законов самого познания, мышления и др.
Отсюда — ориентация исследования главным
образом на общие, существенные свойства
предмета, его необходимые характеристики
и их выражение в системе абстракций, в
форме идеализированных объектов. Если
этого нет, то нет и науки, ибо само понятие
научности предполагает открытие законов,
углубление в сущность изучаемых явлений.
2.
Непосредственная цель и
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.
4.
Научное познание есть сложный
противоречивый процесс