Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:40, контрольная работа
Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами» ?
Ответ: Под «философскими вопросами» понимают следующие.
Философские вопросы — это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? — именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.
МОСКОВСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная
работа по дисциплине «Философия»
Вопрос 1. Что
понимают под «философскими вопросами»
?
Ответ: Под «философскими вопросами»
понимают следующие.
Философские вопросы — это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? — именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.
Не философы придумывают эти вопросы. Их «придумывает» жизнь. Философы — в меру своих сил и способностей — ищут ответы на них. Сам характер философских проблем, однако, таков, что простое, однозначное, окончательное их разрешение невозможно. Философские решения всегда гипотетичны. Но каждый шаг человеческой истории, каждый новый рубеж обретенного социального опыта, каждая заметная веха в истории науки открывает перед философским разумом неведомые ранее грани действительности, дают возможность найти все более и более весомые аргументы в философских спорах, в отстаивании своих жизненных позиций и убеждений. Философии, как и философских споров, нет только там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия, там, где люди не осознают ни свободы, ни ответственности.
Философские
вопросы — это прежде всего
мировоззренческие вопросы, ответ
на которые цивилизованный, культурный
человек ищет не в преданиях предков (миф),
не в вере в авторитет (религия), а в доводах
и умозаключениях разума. И даже когда
философ критикует разум, делает это он
с помощью... разума! Всякая философия (иррационалистическая
в том числе) есть рациональное построение
человеческого духа, так как иначе философские
вопросы не могли бы стать предметом споров
и критики.
Вопрос 2. На
чём основано мифологическое мировоззрение?
Ответ:, Мифологическим мировоззрением
— независимо от того, к далекому прошлому
или сегодняшнему дню оно относится —
мы назовем такое мировоззрение (или такую
систему взглядов на
объективный мир и на
место в нем человека), которое основано
не на теоретических
доводах и рассуждениях,
а на художественном
переживании мира, либо
на общественных иллюзиях,
рожденных неадекватным
восприятием большими
группами людей (классами,
нациями) социальных
процессов и своей роли
в них.
Вопрос
3. Назовите исторические этапы развития
философии.
Ответ: . Западная философия начинается
с VI в. до н. э. и продолжается по сей день,
т. е. существует 2600 лет. За это время было
выдвинуто достаточно большое количество
идей, проблем и их решений. Разумеется,
в западной философии есть т. н. «сквозные»
идеи: идея обоснования свободы человека
и его «естественных» прав, идея познаваемости
мира, идея человека как центра Универсума
и многие другие. В разные исторические
эпохи философия выдвигает на первый план
те или другие идеи, предполагает те или
иные решения поставленных проблем.
Античная философия — философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н. э. до VI в. н. э. Она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем.
Средневековая европейская христианская философия — занимает большой период времени — с I до XV в. Главная особенность этого этапа развития философии — ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия выступала как «служанка богословия», т. е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию — теологическому (богословскому). Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. Основные проблемы философии также смыкались с богословскими, как, например, «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как сочетаются свобода воли человека и Божественное предопределение?» и т. д. Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии.
Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, такие как монах Джироламо Савонарола во Флоренции (1452—1498), резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению первоначального «апостольского» христианства.
Немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей. Хронологически этот этап начинается с работы И. Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров» (1770) и заканчивается в 1872 г. со смертью Фейербаха. Представители школы: Иммануил Кант (1724—1804); Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814); Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854); Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831), Людвиг Фейербах (1804—1872) и поныне остаются признанными гениями, с идеями которых соглашались. Эти идеи развивали, либо отрицали и критиковали (иногда и то и другое вместе) большинство философов XIX—XX вв. Несмотря на то, что эти мыслители крайне своеобразны в своем творчестве, немецкая классическая философия — единое духовное образование.
Постклассаческая европейская философия XIX—XX вв. возникла в результате критики классической философии (и прежде всего немецкой). Классические решения основных философских проблем отвергаются или изменяются. Постклассическая философия не является однозначной по содержанию, в нее входят разные концепции и направления. Это иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше; религиозно окрашенная философия Киркегора; диалектический материализм К. Маркса; позитивизм О. Конта и др.
Философия
жизни — направление, сложившееся
в конце XIX в. и существующее поныне. Оно
начинается с философии Ф. Ницше и развивается
такими известными учеными, как В. Дильтей,
Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер. Пика
известности философия жизни достигла
в 20—30-е гг. в Европе.
Вопрос
4. Что вы знаете о философии всеединство
в России?
Ответ: Рассмотрим национальные особенности
философии на примере нашей отечественной
философии XIX—XX вв. Русская
философия — сравнительно позднее образование
нашей национальной культуры, хотя предпосылки
ее далеко уходят в глубь российской (шире
— славянской) истории. Но предпосылки
(сюда мы отнесем прежде всего историческое
сознание и самосознание народа) еще не
есть само явление, они лишь подготавливают
рождение и развитие его. Само же явление
начинается с обретения формы, адекватной
ее содержанию.
Философия в России, если руководствоваться таким критерием, начинается не в XI — и даже не в XVIII вв. (как можно прочитать во многих статьях и монографиях), а в XIX столетии (в полную меру — во второй половине его). Но это было поистине великое начало: Достоевский, Толстой, Вл. Соловьев. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» — уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою собственную тему и свою собственную тональность в многоликий диалог культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации.
Для России (как и для Запада) веком классики стал XIX в. Классическим — не только по совершенству, т. е. развитости сотворенных им форм и новообразований духа. Русская философская классика XIX в., как и наша классическая литература, несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь.
Русская
философия выступила как
С
Достоевского («Великий Инквизитор») и
Вл. Соловьева («Три разговора») в русской
философии и литературе берет начало жанр
антиутопии, блестяще продолженный и развитый
мыслителями и художниками XX в. Этот жанр
нередко требовал языка притчи, исповеди,
проповеди, отказа от академических форм
теоретизирования, от чисто рационалистического
способа доказательства и обоснования
прочувствованных сердцем, пережитых,
выстраданных истин. Глубокие исследователи,
подлинные знатоки истории нашей отечественной
философии (Н. А. Бердяев, Г. Г Шпет, Н. О.
Лосский, А. Ф. Лосев) всегда подчеркивали,
что способ и характер русского философствования
не является чисто рациональным и связывали
его обычно с православием, с восточно-христианским
мировосприятием и мироощущением славянской
души. «Русские не допускают, — писал Н.
А. Бердяев, — что истина может быть открыта
чисто интеллектуальным, рассудочным
путем, что истина есть лишь суждение.
И никакая гносеология, никакая методология
не в силах, по-видимому, поколебать того
дорационального убеждения русских, что
постижение сущего дается лишь цельной
жизни духа, лишь полноте жизни».
Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?
Ответ Философия в советской и постсоветской России (после 1917 г.). 80-летний этап новейшей российской истории превосходит по масштабам, глубине и противоречивости все, что было пережито страной со времен монгольского ига. Революция, война с фашизмом, грандиозный, жесточайший социалистический эксперимент, идеологическая монополия тоталитарной власти, крушение ее и распад СССР — все это произошло на глазах одного поколения.
Официальной идеологией был провозглашен марксизм-ленинизм (в действительности — сталинизм, так как только Сталин считался непогрешимым пророком этого учения). Популярная брошюра Сталина (извлечение из «Краткого курса истории ВКП (б) «О диалектическом и историческом материализме») признавалась вершиной философского знания.
Малейшие отступления от этого канона жестоко карались и преследовались. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса и при Сталине и при Брежневе мыслили замечательные, выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность и признание.
Среди
них были и убежденные марксисты
(К. Р. Мегрелидзе, П. В. Копнин, Б. М. Кедров,
Э. В. Ильенков, А. М. Минасян, Л. С. Выготский,
А. Н. Леонтьев, — авторы выдающихся
работ по диалектике, логике, теории
познания, психологии и социологии мышления),
и мыслители других мировоззренческих
ориентации. К глубочайшим научно-философским
обобщениям в эти годы пришел создатель
учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский
(1863—1945). Оригинальные идеи о природе языка
и сознания развивали феноменолог Г. Г.
Шпет (1879—1940), культуролог и литературовед
М. М. Бахтин (1895—1975), философ и физик В.
В. Налимов (1910—1997). Несмотря на репрессии
и преследования творил великий русский
философ А. Ф. Лосев (1893—1988), автор классических
трудов в различных областях философского
знания. Бессмертным научным подвигом
мыслителя стал его грандиозный труд:
8-томная «История античной эстетики».
Вопрос
6. В чем философский смысл понятия «бытия»?
Ответ: «Бытие» — одно из центральных
понятий философии на протяжении ее истории.
Обыденное мышление воспринимает термины
«быть», «существовать», «находиться в
наличности» как синонимы. Но философия,
воспользовавшись термином естественного
языка «быть», придала ему категориальный
статус, т. е. перешла от вопроса о существовании
мира «здесь» и «сейчас» к вопросу о вечных
и всеобщих гарантиях такого существования.
Решение такого рода вопросов предполагает
умение мыслить, отвлекаясь от конкретных
предметов, их признаков и свойств.
Вопрос
7. В чем философский смысл понятия «материя»?
Ответ: .
В отличие от натурфилософии и пантеизма
диалектический материализм
исключает из понятия
материи всякое духовно-божественное
содержание. Кроме того, материя
не сводится к какому
бы то ни было единому
вещественному субстрату, будь то огонь,
вода, воздух, земля, атомы и т. д. Классическим
в диалектическом материализме считается
определение материи, данное В. И. Лениным:
материя есть философская
категория для обозначения
объективной реальности,
которая дана человеку
в ощущениях его, которая
копируется, фотографируется,
отображается нашими
ощущениями, существуя
независимо от них.