Контрольная работа по «Основам философии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том,что философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия природы,космоса,человечества и человека.Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.

Оглавление

Философия ХХ столетия
Введение……………………………………………………………………3
Иррационализм и рационализм ХХ века__________________-
Технократы_________________________________
Экзистенционалисты.
Теория ценностей М.Вебера
Космизм
Заключение

Фатализм и волюнтаризм
Введение
Фатализм
Волюнтаризм
Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Федоров (1829-1903) . В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.

Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному  направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.

Наиболее значительный представитель естественнонаучного  направления в космизме – В.И  Вернадский (1863-1945) . Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучения жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом,завершая рассмотрение вопроса,можно сделать следующие выводы:

  1. Проблема актуальна.
  2. Точки зрения на проблему не однозначны,многие координально противоположны.

XX век в масштабах  существования письменной истории человечества сравнительно небольшой отрезок времени, если рассматривать его только с точки зрения тех ста лет, которые он в себя включает. Однако оценивать роль и значение XX века в общей истории планеты Земля необходимо, учитывая его научно-технические, социально-экономические, общественно-политические сферы бытия, равно как его духовную культуру и искусство, которые оказывают влияние на мир.

Философия XX века представляет собой многообразное  и плодотворно развивающееся  философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Вторая тема контрольной работы «Фатализм и  волюнтаризм».

Актуальность  рассматриваемой проблемы состоит  в том,что человек в обществе свободен, причем не только духовно, но и в самой практике.Содержание субъективного фактора раскрывает механизм воздействий людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории, показывая процесс обратного влияния политических, социальных, идеологических отношений на экономический строй общества. Все это говорит об относительной самостоятельности субъективного фактора, о его продуктивно-активной силе воздействия на ход истории, особенно в периоды ее крутых поворотов, таких, как, например, нынешние реформы различных сторон жизни нашего общества.

В связи с  этим цель контрольной работы разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.

Задачи:

1. Разобраться в понятии «фатализм»

2. Разобраться в понятии «волюнтаризм»

При работе над  контрольной работой использована следующая литература:

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Эта книга вызвала  особый интерес,так как в ней  подробно и понятно описываютя эти  два направления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Фатализм

Фатализм (лат. роковой) - антидиалектическая мировоззренческая  концепция, согласно которой все  процессы, происходящие в мире, подчинены  господству необходимости, не оставляющей  места свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально фатализм развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла, цели. В философии фатализм проявляется в различной форме. Согласно учению стоиков, над космосом господствует неумолимая судьба и после периодически возникающего мирового пожара все повторяется, в учении Лейбница1 о предустановленной гармонии взаимодействие монад предопределено богом, в объективно-идеалистической системе Шеллинга разрыв свободы и необходимости лишает реальных индивидов возможности свободно действовать, у Гегеля личность выступает в конечном счете лишь орудием абсолютного духа. В системах метафизического материализма (Гоббс, фр. материализм 18 в. и др.) отрицание объективной случайности, отождествление причинности и необходимости также вели к фатализму. Теологический фатализм исходит из предопределения событий истории и жизни человека волей бога; в его рамках идет борьба между концепциями абсолютного предопределения (августинизм, кальвинизм, янсенизм) и воззрениями, пытающимися совместить всемогущество провидения со свободной волей человека (католицизм, православие). В марксистской философии органически связано действие законов развития общества и свободной деятельности людей, достигнуто понимание диалектики необходимости и случайности, свободы и необходимости. Марксизм усматривает классовые корни фатализма в интересах определенных социальных сил и показывает, что лишь в результате коренного преобразования общества постепенно устраняется историческая почва для фаталистических воззрений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

_____________________________________________________________________________

1  Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz; 21 июня (1 июля) 1646, Лейпциг, Германия — 14 ноября 1716, Ганновер, Германия) — немецкий философ, математик, юрист, дипломат.

2.2. Волюнтаризм

Волюнтаризм (лат.воля) - направление идеалистической философии, признающее волю как первооснову  всего сущего. Следует различать  два вида волюнтаризма - как форму  объективного и субъективного идеализма. Типичные представители первой формы волюнтаризма - Шопенгауэр и Э. Гарт-ман. Подвергая агностицизм Канта критике справа, Шопенгауэр утверждает, что лежащая в основе явлений (представлений) «вещь в себе» есть первичная, ничем не обусловленная «мировая воля». Движущей силой всех живых существ является, согласно Шопенгауэру, «воля к жизни», носящая стихийный, инстинктивный характер.Сознательная воля производна по отношению к слепой, инстинктивной индивидуальной воле. Волюнтаризм Шопенгауэра проповедует навеянную буддизмом фаталистическую доктрину отречения от индивидуальной воли к жизни и растворения индивидуального в космической мировой воле. Субъективно-идеалистическая форма волюнтаризма характерна для Штирнера и Ницше. В их учениях первичной движущей силой выступает свободная индивидуальная воля - «я», принцип всеобщей объективной закономерности тем самым категорически отвергается. В отличие от пессимистического и фаталистического волюнтаризма Шопенгауэра, волюнтаризм Ницше носит агрессивный характер, превознося «волю к власти» как высшую волевую потенцию. В вульгаризованной форме доктрина Ницше послужила одним из теоретических источников фашистской идеологии. В обеих своих формах волюнтаризм представляет собой иррационалистическую версию идеализма, толкующую духовное первоначало бытия не как логическое, рациональное, закономерное, а как не поддающееся рациональному, научному познанию. Хотя сам термин «волюнтаризм» введен в философский обиход лишь в конце 19 в. (Ф. Теннис, 1883, Ф. Паульсен, 1892) По существу, идеи волюнтаризма восходят к далекому прошлому, начиная с теологических догм о божественной воле как творческом первоначале бытия. Особенно ярко выражены волюнтаристические мотивы в учениях Августина, а затем Дунса Скота. Большое влияние волюнтаризм получил в буржуазной психологии 19 в. (Вундт, Г. Мюнстерберг), признававшей примат воли по отношению к остальным психическим функциям. В идеалистической логике и теории познания волюнтаризм выразился в утверждении решающей роли воли в суждении и в познании вообще, рассматриваемом как функция интересов, стремлений. В социально-политической теории и практике волюнтаризм означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности, опирающейся на познание объективных законов истории, и сведение ее к субъективному произволу политических вождей. Политический волюнтаризм принимает различные формы анархистского авантюризма, с одной стороны, и фашистской агрессии и диктатуры Фюрера ,с другой волюнтаризм был подвергнут глубокой критике в работах классиков марксизма, начиная с «Немецкой идеологии» Маркса и Энгельса. Научное марксистское миропонимание несовместимо с антинаучным, индетерминистическим, иррационалистическим идеализмом в понимании природы, общества и процесса познания. Марксизм враждебен волюнтаризму, ибо опирается во всех областях общественной практики на научное познание объективных законов и тенденций общественного развития и на чуждые волюнтаристическому произволу принципы широкой социалистической демократии.

Заключение

Таким образом,завершая рассмотрение вопроса,можно сделать вывод,что поставленная проблема даже на данный момент актуальна,а также все точки зрения аргументированы.

У человека, как  известно, есть множество вариантов  для выбора.Человек сам выбирает свой жизненный путь с целью обретения своего способа существования.Вне свободы человек не может раскрыть свою творческую сущность. Вот почему творчество нуждается в свободе. Она есть средство осуществления человеком смысла своей жизни и путь к счастью как полноте своего существования. 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по «Основам философии»