Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:44, контрольная работа
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том,что философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия природы,космоса,человечества и человека.Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.
Философия ХХ столетия
Введение……………………………………………………………………3
Иррационализм и рационализм ХХ века__________________-
Технократы_________________________________
Экзистенционалисты.
Теория ценностей М.Вебера
Космизм
Заключение
Фатализм и волюнтаризм
Введение
Фатализм
Волюнтаризм
Заключение
Список литературы
ГОУ СПО
«САХАЛИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА И ИНФОРМАТИКИ»
Контрольная работа
по «Основам философии»
Вариант
IX
Подготовила: Лукина И.А.
Курс: III
Группа: МЗ-911
Проверил: преподаватель
Бодункова
Л. Н.
Южно-Сахалинск
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Первая тема контрольной работы «философия XX столетия».
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том,что философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия природы,космоса,человечества и человека.Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.Философия XX века — не усталый спутник, сопровождающий человечество на его тернистых и крутых дорогах, она вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала.
В связи с этим цель контрольной работы-осмыслить основные направления философии ХХ столетия.
Задачи:
При работе над
контрольной работой
______________________________
Особый интерес
вызвала книга______ так как в
ней подробно освещены нравственные
подходы к последствиям той или
иной точек зрения,а также в
ней использован доступный для восприятия
материал.
Мы живем в XXI веке, но когда речь заходит о философии XIX века, то ее неизменно именуют современной философией. Как ни странно, в этом нет никакого парадокса. Почти все наиболее значимые современные философские течения и концепции, а также методы философствования берут свое начало именно в философии XIX века. Философы этого времени подвергли критике фундаментальные понятия классической философии, критиковали панлогизм гегелевской философии. Именно в эту эпоху приобретает силу иррационалистическая тенденция в философии. Да и рационализм существенно меняет свои формы.
Философия XIX и XX веков характеризуется борьбой двух тенденций – рационализма и иррационализма.
В философии
Нового времени, рационализм рассматривался
как альтернатива эмпиризму и
сенсуализму («в разуме нет ничего такого,
чего не было бы в чувствах, кроме
самого разума»). В этом контексте
рационализм – это
Рационалистическая
тенденция в философии и
Анаксагор же прямо называл основой всего нус – разум. Еще более отчетливо рационализм в античной философии проявляется во взглядах Сократа, который полагал, что человек, знающий, что такое добро, будет добрым; знающий, что такое храбрость, будет храбрым («рационалистическая этика»). Таким образом, даже в основе нравственных качеств, по Сократу, лежит разум. Ученик Сократа Платон называет эйдосы (идеи) подлинным бытием, а во главе его идеального государства стоят философы-мудрецы, у которых наиболее развита именно высшая часть души – разум.
Но в XIX веке вера в широкие возможности разума значительно пошатнулась, рационалистическая установка подвергается критике, набирает силу противоположная тенденция – иррационализм.
Иррационализм
– это философско-
Усиление иррационалистических
тенденций в XIX веке во многом определяется
реакцией на гегелевский рационализм
и наиболее полно проявляется в философии
А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в психоаналитической
концепции и экзистенциализме. Разум теряет
свои главенствующие позиции, уступая
место воли к жизни (А. Шопенгауэр), воли
к власти (Ф. Ницше), бессознательному (психоанализ),
интуиции (А. Бергсон).
Технократия1— общество, построенное на основе концепции технократизма; меритократическое общество, где власть принадлежит научно-техническим специалистам. Идею технократизма, как власти научно-технических специалистов, описал Торстейн Веблен в социальной утопии «Инженеры и Ценовая Система» (1921 г.) и других произведениях.
Технократия — ответ на проблему, стоящую перед инженерами с самого начала 20-го столетия. Сэмюэль Хабер и Дональд Стабил описали столкновение инженеров с противоречиями между физической эффективностью и эффективностью стоимости в новых условиях капиталистического предпринимательства конца девятнадцатого столетия в США.
Основное положение технократической концепции построения общества — технологический детерминизм. Технологический детерминизм это теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Он возник в 1920-х в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства.
В работах Веблена эта установка нашла реализацию в доктрине, согласно которой решающая роль не только в развитии экономики, но и в принятии управленческих решений в области политики должна принадлежать специалистам.
Приверженцы технологического
детерминизма считают, что основной
детерминантой социально-
Технократическое Движение использовало модифицированную концепцию технологического детерминизма, в которой основным критерием развитости общества был принят не столько уровень технологического развития, сколько уровень использования внешней энергии (энергии не затраченной работающим человеком в форме человеко-часов, а полученной и затраченной машинами в форме киловатт-часов). Такой подход основывался на работах нобелевского лауреата в области физической химии Фредерика Содди.
Термин технократия может так же означать социальную прослойку (страту) высококвалифицированных специалистов.
Профессор М. Уолкер полагает, что активный слой технократов существовал в Германии
______________________________
в период Веймарской
республики и времен Третьего Рейха.
Они активно участвовали, как
действующая сила, в политике Третьего
Рейха. Уолкер использует умозрительную
модель правительства — «Левиафан»,
описывающую группы влияния в
Третьем Рейхе и их взаимодействие
через Гитлера. Уолкер показал, что очень
часто технократы, как объективное начало,
побеждали субъективное начало — нацистов,
что позволяло им получать обширный доступ
к ресурсам в условиях тоталитарной системы.
Это, в частности, приводится им как причина
мощного технологического рывка Третьего
Рейха.
Экзистенциализм
– одно из ведущих философских
направлений современности
Основные представители экзистенциализма – М. Хайдеггер и К. Ясперс (Германия), Н. Бердяев и Л. Шестов (Россия), Ж-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю (Франция). В рамках экзистенциализма можно выделить религиозное направление (Н. Бердяев, Г. Марсель, К. Ясперс, Л. Шестов) и атеистическое (Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю). Своё название экзистенциализм получил от слова «экзистенция», что в переводе означает существование. В центре внимания этих философов – проблема существования человека, его внутреннего мира, его переживаний страхов и забот.
Что должна изучать философия? А. Камю в начале своей работы «Миф о Сизифе» пишет, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно» .
Каким образом, по какому критерию можно определить, важный этот вопрос или второстепенный? Сам автор предлагает следующий способ: судить должно по действиям, которые следуют за решением. «Я никогда не видел, – пишет Камю, – чтобы кто-нибудь умирал за онтологический аргумент. Галилей отдавал должное научной истине, но с необычайной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни. В каком-то смысле он был прав. Такая истина не стоила костра» .
Можно сказать, что это программное заявление экзистенциализма. Ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования, свобода человека, его одиночество – вот что должно быть, с точки зрения представителей этого направления, объектом внимания философов. И прежде чем решать эти проблемы, необходимо понять, чем человек отличается от всех других предметов материального мира. Так возникает проблема сущности и существования.
Информация о работе Контрольная работа по «Основам философии»