Контрольная работа по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 05:09, контрольная работа

Краткое описание

Философия является обобщающим, универсальным знанием. Универсальны и всеобщи и ее методы. Их универсализм проявляется в том, что они могут быть использованы при исследовании любых сфер и форм действительности при построении как практической, так и теоретической (научной) программы. Основными из них следует признать критический, герменевтический и диалектический.
Критический метод позволяет при помощи специфического мыслительного способа достижения поставленной цели выявлять и анализировать в объекте его позитивные и негативные стороны относительно цели и средств по ее достижению.

Оглавление

1.Методы философии. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . . . . .. . 3
2. Либеральные идеи и теории естественного права в философии Нового времени (Вольтер, Дидро. Монтескье, Руссо).. . . . . . . . . . . . . . . .3
3. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .. . . . . . . .. 9
4. О каких принципах диалектики идет речь в цитате и в чем их органическое единство? «Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел… В том обстоятель-стве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они взаимодействуют друг с другом, и это их взаимодействие друг на друга и есть именно движение».. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 10
5. Бытует мнение на уровне здравого смысла: «Сколько людей, столько и истин». Имеется в виду, что у каждого человека – своя истина. Дайте оценку такому пониманию истины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
6. Дайте оценку нередко бытующей точке зрения на сознание, согласно которой сознание присуще и высшим животным, однако самый высокий уровень сознания имеет человек. Согласно ей сознание человека отличается от сознания высших животных только большей глубиной, большей способностью к труду и т. д.
Является ли сознание атрибутом только человека или животных тоже? Дайте определение сознания.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

 

 Диалектическое  мышление как реальный познавательно-творческий  процесс возникло вместе с  человеком и обществом. Мера  диалектичности человеческого мышления  определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.

 

 

Вопрос 5: Бытует мнение на уровне здравого смысла: «Сколько людей, столько и истин». Имеется в виду, что у каждого человека – своя истина. Дайте оценку такому пониманию истины.

Вопрос о том, что  такое истина и существует ли она - один из вечных вопросов гносеологии. Его решение зависит от общих мировоззренчиских позиций. На него по-разному отвечают материалисты и идеалисты. 
Вопрос о научной истине - это вопрос о качестве знаний. Науку интересует лишь истинное знание. Проблема истины связана с вопросом о существовании объективной истины, то есть истины, которая не зависит от вкусов и желаний, от человеческого сознания вообще. Истина достигается во взаимодействии субъекта и объекта: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания. Поэтому в трактовке истины можно выделить объективизм и субъективизм. Субъективизм - наиболее распространённая точка зрения. Её сторонники отмечают, что истина не существует вне человека. Из этого они делают вывод, что объективной истины не существует. Истина существует в понятиях и суждениях, следовательно, не может быть знания не зависящего от человека и человечества. Субъективисты понимают, что отрицание объективной истины ставит под сомнение существование любой истины. Если истина субъективна, то получается: сколько людей, столько и истин.

ИСТИНА - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Это определение я взяла из философского энциклопедического словаря 97-го года. Строго говоря, концепция, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины. Платону принадлежит следующая характеристика понятия истины "... тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет...".

 

6. Дайте оценку  нередко бытующей точке зрения на сознание, согласно которой сознание присуще и высшим животным, однако самый высокий уровень сознания имеет человек. Согласно ей сознание человека отличается от сознания высших животных только большей глубиной, большей способностью к труду и т. д.

Философский подход к проблеме происхождению и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно–организованной системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле - через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно–исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, как высшей формы отражения действительности.

Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистический  концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

Согласно «космической»  теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит  из Космоса или из разума Бога, оно  едино и неделимо. Частицы «мирового  сознания» рассеяны в природе. По мнению Г. Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций - монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи.

Теория гилозоизма представляет материю одушевленной во всех ее проявлениях. Сторонники гилозоизма наделили всю  материю способностью ощущать и мыслить.

Теория социализации сознания ставит его в зависимость  от внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма  английский материалист Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена.

Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как  первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя  форма субъективного идеализма  – солипсизм - базируется на постулате – «Существую только я и мои ощущения. Весь мир – комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов, - это единственно достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте).

Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому –  психическое и физическое рассматриваются  как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).

Метафизический материализм  признает сознание вторичным по отношению  к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.

Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители  этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Диалектический материализм  рассматривает сознание в неразрывном  единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.

Представленное многообразие концептуальных подходов к проблеме происхождения и сущности сознания обусловлено сложностью и многогранностью  исследуемого феномена, а также уровнем  освоения действительности, характерным для конкретной исторической эпохи.

В качестве одной из особенностей античного понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний  мир. Античный человек не выделял  себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.

Христианская трактовка  сознания заключалась в ориентации на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Наряду со знанием о внешнем мире возникает  необходимость познания внутреннего  духовного мира человека, самосознания. Сознание человека считалось вторичным по отношению к Богу, но высшим, что есть в человеке. Сознание понималось не только как знание о внешнем мире, но, прежде всего, как способность знать свой внутренний мир.

В Новое время сознание полагалось в качестве основной инстанции в структуре духовного опыта, направленной на предметный мир. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные компоненты духовного опыта вытеснялись элементами логики. Новоевропейское толкование сознания соединило античную установку на ценности предметного мира со средневековым опытом работы сознания с самим собой. Философы Нового времени считали, что к содержанию сознания можно относить только многократно воспроизводимые данные, подтверждаемые опытно-экспериментальным путем. Предполагалось, что в сознании существует две априорные (доопытные) способности: воспроизводить внешний мир как пространственно-временной и связывать материал разрозненных образов в целостность с помощью категорий рассудка.

С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных факторов, в частности, общественных отношений.

Экзистенциалистская традиция видит истоки сознания в мире человеческой коммуникации. Основой экзистенциального  мышления является социокультурная обусловленность сознания. Представители естественнонаучного знания отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, но она не дает ответов на фундаментальные вопросы о происхождении мыслящей материи в процессе эволюции и о природе идеального.

Важнейшим свойством  сознания, как уже упоминалось, является идеальность. Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга  целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему  идеальное как особую сущность, противоположную  материальному миру (миру вещей).

 Каждый из названных  подходов к проблеме идеального  выявляет лишь один из аспектов  изучаемого явления, абсолютизируя  либо индивидуальное, либо общественное  сознание как первооснову идеального.

Является ли сознание атрибутом только человека или животных тоже? Дайте определение сознания.

 

Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

Высшие животные, психика  которых основана на деятельности мозга, способны хорошо ориентироваться в  окружающей среде, им свойственно избирательное  отражение, которое, как утверждает известный физиолог П. К. Анохин, имеет опережающий характер: происходит «преднастройка» - животное настраивается на встречу с будущим событием. Хищное животное, завидев свою жертву, жертва, увидевшая хищника, мобилизуют все резервы своего организма. Нервная система позволяет организму активно строить свое поведение, действовать в окружающей среде, реализовать определенные цели. На этой ступени своего развития организм освобождается от «привязанности» к внешней среде, он способен строить свое поведение, приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.

Высшие животные способны к некоторым видам рассудочной  деятельности, к конкретному мышлению, но сознанием они не обладают. Они  не осознают своих действий, не способны абстрактно мыслить и руководствуются  преимущественно инстинктами, помогающими им приспосабливаться к окружающей среде.

Высшей формой отражения  является сознание человека, мозг которого по сравнению с мозгом животных имеет  больший объем и гораздо более  сложную организацию. Но дело не только и не столько в этом. Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая вполне нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: ходили на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.

              Литература

  1. Ильеньков Э. В. Идеальное. Философская энциклопедия. - М., 1994 год.
  2. Калашников В. Л. Философия (курс лекций). - М., 1999 год.
  3. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д. и др. Философия. - М., 1999 год.
  4. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинение 2-е изд. т 23.
  5. Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. Философские науки - 1991 год. - № 6.
  6. Симонов П. В. Мозг и творчество. Вопросы философии. - 1992 год. - №11.
  7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 1972 год.
  8. Спиркин А. Г. Философия. - М., 1999 год.
  9. Франк С. А. Душа человека. - М., 1971 год.
  10. Шомин П. Б. Пути Концептуализации бессознательного. Бессознательное.- Новочеркасск., 1994 год.
  11. Юнг К. Г. Архетип и символ.- М., 1991 год
  12. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. - М., 1994 год
  13. Васильев В. В. Трудная проблема сознания. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 272 с. I
  14. Прист С. Теории сознания / С. Прист ; Пер. с англ. А. Ф. Грязнова. — М. : Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. — 287 с.
  15. Ильясов Ф. Н. Коммуникативный подход к идентификации сознания//Вестник Академии Наук СССР. 1991. № 2. С. 62-67.
  16. Книгин А. Н. Философские проблемы сознания — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 338 с.
  17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975
  18. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. — М.: Ижевск, 2005.
  19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957
  20. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М., 1972
  21. Шенцев М. В. Информационная модель памяти. — СПб., 2005.
  22. Алексеев П. В., Панин А. В. философия - М., 1996 год.

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"