Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:57, контрольная работа
Философия древнего конфуцианства
Понятия мировоззрения и его структура. Роль мировоззрения в жизни людей.
Общественный прогресс и его основные проблемы. Критерии общественного прогресса .
Именно
поэтому решающей мыслью в учении
проходит забота о старших, о родне.
Конфуций считал, что это должно
было установить связь между поколениями,
обеспечить полную связанность современного
общества с предыдущими его стадиями,
а значит, обеспечить и преемственность
традиций, опыта и т. д. Также важное
место в учении занимает чувство
уважения и любви к людям, живущим
рядом. Общество, пропитанное таким
духом, очень сплочено, а значит и
способно к быстрому и эффективному
развитию.
Взгляды Конфуция базировались на нравственных
категориях и ценностях тогдашней китайской
деревенской общины, в которой главную
роль играло соблюдение традиций, заложенных
в глубокой древности. Поэтому древность
и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием
в пример для современников. Однако Конфуций
внес и много нового, например, культ грамотности,
знаний. Он считал, что каждый член общества
обязан стремиться к знанию, прежде всего
собственной страны. Знание - атрибут здорового
общества.
Все
критерии нравственности объединялись
Конфуцием в общий
Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе.
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:
1)
Чтобы стать достойным членом
общества, нужно углублять свои
знания о природе. Эта мысль
вытекает из вывода Конфуция
о необходимости
2)
Только природа способна дать
человеку и обществу жизненную
силу и вдохновение. Этот
3) Бережное отношение как к живому миру,
так и к природным ресурсам. Уже в то время
Конфуций предостерегал человечество
от бездумного расточительного подхода
к использованию природных ресурсов. Он
понимал, что в случае нарушения существующих
в природе балансов могут возникнуть необратимые
последствия как для человечества, так
и для всей планеты в целом.
4)
Регулярное благодарение
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.
Все
управление государством должно базироваться
на “ли”. Значение “ли” здесь очень
объемно. Жэнь здесь включает в себя
и любовь к родственникам, и честность,
и искренность, стремление к собственному
самоусовершенствованию, вежливость и
пр., причем вежливость, по мнению Конфуция,
обязательный элемент для людей,
исполняющих государственные
Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.
Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип “хэ”.
К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее
внимание в этой части Учения уделяется
первой группе людей. По мнению Конфуция,
это должны быть люди, обладающие качествами
Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять
власть в государстве. Их высокие нравственные
качества должны быть примером для всех
остальных. Их роль заключается в воспитании
народа, направлении его на правильный
путь. При сравнении с семьей видна явная
аналогия между Цзюнь-цзы в государстве
и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.
Для управляющих Конфуций вывел четыре
Дао:
1) Чувство
самоуважения. Конфуций считал, что
только уважающие себя люди
способны проявить уважение к
народу при вынесении каких-
2) Чувство
ответственности. Правитель
3) Чувство
доброты при воспитании народа.
Правитель, обладающий
4) Чувство
справедливости. Это чувство должно
быть развито особенно у людей,
Даже
будучи сторонником авторитарной системы,
Конфуций был противником излишней
абсолютизации царской власти, и
в своей модели ограничивал права
царя, большое значение придавая тому,
чтобы основные решения принимались
не одним человеком, а группой
лиц. По мнению Конфуция, это исключало
возможность субъективного
Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли. Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.
Исходя из выше изложенного можно сделать следующий вывод
Учение
Конфуция, появившись на основе древнекитайских
религиозных и философских
Роль
мировоззрения в
жизни людей.
Мировоззрение
или взгляд на мир является неотъемлемым
и необходимым элементом
Мировоззрение это активное отношение к миру, в результате которого формируется общее представление об окружающей действительности и человеке в ней. В более развёрнутом виде мировоззрение можно рассматривать как целостную самостоятельную социально детерминированную систему, в которой сложно отражены и взаимосвязаны наиболее общие взгляды, образы, оценки, принципы, чувственные и рациональные представления индивида и коллектива о действительности в объективном (природном, общественном) и субъективном (индивидуальном) состоянии и отношении к ним человека в его духовной деятельности. В мировоззрении закреплены познавательное, поведенческое, ценностное значения (или функции).
Специфика мировоззрения
Основной проблемой мировоззрения выступает вопрос о специфики отношений, связующих человека и мир. Раскрытие подобной проблематики является ключевым аспектом для понимания природы не только мировоззрения, но человека как такого.
Отталкиваясь от положения о социальной сущности бытия человека, мы должны отвести первое место такому аспекту изучения мировоззрения, как взаимосвязь человека и социума. Социальное не только реальность, в которой бытийствует индивид, но и инструмент познания объективной и субъективной, материальной и идеальной стороны мироздания. Например, посредством таких общественных сторон жизни, как образование, наука, искусство, традиция, мышление и т.п. мы открываем процессы, протекающие в обществе, сознании отдельного человека и мироздании в целом. Поэтому, прежде всего, следует говорить о том, что мировоззрение в любых его состояниях детерминировано (определенно) и формируется социальным бытием человека, следовательно, исторически изменчиво, отражает культурные, политические, экономические веяния своей эпохи, и не является абсолютно изолированным индивидуальным феноменом. Но его недопустимо рассматривать и как плод исключительно коллективного сознания, в котором допускаются несущественные частные вариации. В этом случае мы неоправданно исключаем уникальное бытие личности, отрицаем возможность самостоятельной сознательной оценки происходящего отдельным человеком, с вытекающими отсюда гуманитарными и этическими осложнениями.
Индивидуальное
и коллективное есть различные, диалектически
взаимосвязанные грани
Зависимость
индивидуального и