Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Философия древнего конфуцианства
Понятия мировоззрения и его структура. Роль мировоззрения в жизни людей.
Общественный прогресс и его основные проблемы. Критерии общественного прогресса .

Файлы: 1 файл

эдик - копия.docx

— 55.91 Кб (Скачать)

    Именно  поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность  традиций, опыта и т. д. Также важное место в учении занимает чувство  уважения и любви к людям, живущим  рядом. Общество, пропитанное таким  духом, очень сплочено, а значит и  способно к быстрому и эффективному развитию.  
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.

    Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий  блок “ли” ( в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с жэнь. “Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли - жэнь. ”* Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения.

    Конфуций  считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо  без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные  люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В  этом Конфуций видел одну из важнейших  составных частей здоровья общества.

    В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о  людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится  к природе.

    Конфуций  вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:

    1) Чтобы стать достойным членом  общества, нужно углублять свои  знания о природе. Эта мысль  вытекает из вывода Конфуция  о необходимости образованности  общества, особенно развития знаний  об окружающем мире, и дополняет  его. 

    2) Только природа способна дать  человеку и обществу жизненную  силу и вдохновение. Этот тезис  напрямую перекликается с древнекитайскими  учениями, пропагандирующими невмешательство  человека в природные процессы  и лишь созерцание их в поисках  внутренней гармонии.  
 
3) Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

    4) Регулярное благодарение Природе.  Этот принцип уходит корнями  в древнекитайские религиозные  представления. 

    Конфуций  высказывал несколько своих пожеланий  об устройстве и принципах руководства  идеальным государством.

    Все управление государством должно базироваться на “ли”. Значение “ли” здесь очень  объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и  пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.

    Согласно  схеме Конфуция, правитель возвышается  над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный  подход превращал государство в  обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием  отношения гуманности, всеобщей любви  и искренности.

    Исходя  из этого, Конфуций отрицательно отнесся  к вводимым в то время в некоторых  царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед  законом базируется на насилии над  личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия  Конфуцием законов, он считал, что  все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип “хэ”.

    К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены  общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила  выполняли роль закона.

    Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция  за данности с ориентацией на древность  оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли  Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.

    Людей Конфуций разделил по отношению к  управлению государством на две группы:

     
1) Управляющие  
 
2) Управляемые

     
         Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.  
 
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
 

1) Чувство  самоуважения. Конфуций считал, что  только уважающие себя люди  способны проявить уважение к  народу при вынесении каких-либо  решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение  народа правителю. 

2) Чувство  ответственности. Правитель должен  чувствовать ответственность за  управляемый им народ. Это качество  также присуще Цзюнь-цзы. 

3) Чувство  доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством  доброты, способен лучше воспитать  народ повысить его моральные  качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего  общества.

4) Чувство  справедливости. Это чувство должно  быть развито особенно у людей,  от чьей справедливости зависит  благосостояние общества.

Даже  будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и  в своей модели ограничивал права  царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались  не одним человеком, а группой  лиц. По мнению Конфуция, это исключало  возможность субъективного подхода  к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе  человеку, Конфуций, тем не менее, признавал  высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно  интерпретировать земные проявления этой воли. Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.  

Исходя  из выше изложенного  можно сделать  следующий вывод

Учение  Конфуция, появившись на основе древнекитайских  религиозных и философских учений, тем не менее очень сильно отличается от них, а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними. Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед  природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека, то Конфуций первым подверг  это сомнению и доказал свои утверждения  далеко не идеальностью природного начала в человеке. Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная  часть, конкретный живой человек. Одним  из первых Конфуций дал свое объяснение силам, движущим человеком. Давая это  объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, неизвестных ранее. Некоторые из них, такие как Цзюнь-цзы  и Сло Жэнь, на долгое время определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации. Впервые  в истории культуры была создана  реальная модель идеального человека, оказавшая огромное воздействие  на форму национального характера  и духовной жизни китайской нации. В противоречие предыдущим ему восточным  учениям Конфуций высказал мысль  о том, что главное в жизни, то есть то, к чему должен стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с  обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония с себе подобными. Высказав это предположение, он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - государство, общество и, наконец, самого человека. Три его учения связаны едиными понятиями, переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства. Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества. Таким образом, создав свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.

 

  1. Понятия мировоззрения и  его структура.

    Роль  мировоззрения в  жизни людей. 

    Мировоззрение или взгляд на мир является неотъемлемым и необходимым элементом человеческого  сознания. В мировоззрении сложно взаимосвязаны и взаимодействуют  знания, чувства, мысли, убеждения, настроения, на основе которых мы стремимся вывести  всеобщие принципы, способные объяснить  происходящее во «внешней» действительность и нашем «личном» мире. Подобные «универсалии», образующие мировоззрение  и придающие ему целостный  вид, позволяют осознанно понимать и оценивать происходящее вокруг нас, определять своё место в мире и отношениях, регулирующих человеческую деятельность.

    Мировоззрение это активное отношение к миру, в результате которого формируется  общее представление об окружающей действительности и человеке в ней. В более развёрнутом виде мировоззрение можно рассматривать как целостную самостоятельную социально детерминированную систему, в которой сложно отражены и взаимосвязаны наиболее общие взгляды, образы, оценки, принципы, чувственные и рациональные представления индивида и коллектива о действительности в объективном (природном, общественном) и субъективном (индивидуальном) состоянии и отношении к ним человека в его духовной деятельности. В мировоззрении закреплены познавательное, поведенческое, ценностное значения (или функции).

    Специфика мировоззрения

Основной  проблемой мировоззрения  выступает вопрос о специфики отношений, связующих человека и мир. Раскрытие подобной проблематики является ключевым аспектом для понимания природы не только мировоззрения, но человека как такого.

Отталкиваясь  от положения о социальной сущности бытия человека, мы должны отвести  первое место такому аспекту изучения мировоззрения, как взаимосвязь  человека и социума. Социальное не только реальность, в которой бытийствует  индивид, но и инструмент познания объективной  и субъективной, материальной и идеальной  стороны мироздания. Например, посредством  таких общественных сторон жизни, как  образование, наука, искусство, традиция, мышление и т.п. мы открываем процессы, протекающие в обществе, сознании отдельного человека и мироздании в  целом. Поэтому, прежде всего, следует  говорить о том, что мировоззрение  в любых его состояниях детерминировано (определенно) и формируется социальным бытием человека, следовательно, исторически изменчиво, отражает культурные, политические, экономические веяния своей эпохи, и не является абсолютно изолированным индивидуальным феноменом. Но его недопустимо рассматривать и как плод исключительно коллективного сознания, в котором допускаются несущественные частные вариации. В этом случае мы неоправданно исключаем уникальное бытие личности, отрицаем возможность самостоятельной сознательной оценки происходящего отдельным человеком, с вытекающими отсюда гуманитарными и этическими осложнениями.

     Индивидуальное  и коллективное есть различные, диалектически  взаимосвязанные грани конкретного  выражения культурно-исторического  состояния социальных отношений. Под  коллективным мировоззрением принято понимать интеллектуальный и духовный настрой семьи, группы, класса, национальности, страны. И так как индивид обладает относительной самостоятельностью, всегда включён и выступает частью групповых связей существующих на различных уровнях коллективных состояний, то индивидуальное мировоззрение можно рассматривать как частное, самостоятельное, творчески преломлённое отражение общественных процессов, которые предстают перед человеком через призму социально-группового (коллективного) взгляда на мир, который (коллективный взгляд на мир) выступает не только необходимым условием существование индивидуального, но и способен изменяться под воздействием личности. Примером диалектики коллективного и индивидуального может служить учёный, проводящий самостоятельное исследование, в котором выражено уникальное понимание им, как изучаемого объекта, так и парадигмы, исторически сложившейся в научном сообществе.

     Зависимость индивидуального и коллективного  можно раскрыть следующим образом: Индивидуальное (частное) бытие, по факту  своего существования, необходимо включено в социальные отношения и подчиняется  законам, которые ими управляют. Данные отношения неоднородны и  предстают в различных формах – семья, группа, этнос и в том  числе индивидуальное существование. Человек здесь выступает интегрированным  элементом, существование которого неотрывно связано и изменяется в зависимости от типа социального  состояния, или группы, с которой  он соотнесён. Даже если рассматривать  индивидуальные отношения самостоятельно, то мы столкнёмся с тем, что они  в любой момент времени есть отношение  к кому-то, с чем-то. «Изолированный»  человек, находясь наедине с собой, остаётся включённым в общественный процесс, уже исходя из того, что  его сознание сформировано социумом. В состоянии подобной самостоятельности  наши настроения, принципы, убеждения, критерии мышления, стимулы для поведения, как формы сознательной деятельности, всегда несут на себе отпечаток социальной определённости, и одновременно являются формами существования социального бытия. Даже тема и предмет размышления меняются в зависимости от формы социальной реальности, в которой прибывает человек, и носителем которой выступает. Таким образом, наша самостоятельная деятельность, оценки, мысли являются диалогом или связью с обществом. Подобный внутренний диалог человека выступает состоянием, в котором также отражены процессы «социального множества» (коллектива), рассматриваемого нами в качестве абстрактной категории. Поэтому, можно говорить о том, что персональное не следует рассматривать по принципу абсолютной изоляции, и всегда необходимо учитывать взаимосвязь и взаимодействием индивидуального и коллективных состояний мировоззрения.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"