Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:57, контрольная работа
Философия древнего конфуцианства
Понятия мировоззрения и его структура. Роль мировоззрения в жизни людей.
Общественный прогресс и его основные проблемы. Критерии общественного прогресса .
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФИСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ
АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ имени А.П.
ОБЫДЕННОВА»
Индивидуальное контрольное занятие
ОСНОВЫ
ФИЛОСОФИИ
Казань
2011 г.
Содержание
Конфуцианство - философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун - Цю (Конфуций).
Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.
Конфуций родился в 551 году до нашей эры,
отцом его был великий воин своего времени,
прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ.
Шу Лянхэ в момент появления Конфуция
был уже немолод. К тому времени у него
уже было девять дочерей, что делало его
очень несчастным. Ему нужен был достойный
продолжатель древнего аристократического
рода. Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб
от рождения и воин не решался сделать
его своим наследником. Поэтому когда
его третья жена забеременела, Шу поспешил
совершить богослужение в глиняном гроте
( по представлениям китайцев, глиняный
грот священен ). В этом гроте и родился
Учитель одного из самых многочисленных
философских течений. Счастливый отец
назвал его Цю ( в переводе с китайского
- "холм" ) и дал прозвище Чжун Ни (
Чжун - второй из братьев, Ни - глина ). Ребенок
унаследовал родовое имя Кун и был известен
позднее как Кун Цю или Чжун Ни. Когда мальчику
было два года и три месяца ( китайцы считают
возраст ребенка с момента зачатия ), Шу
Лянхэ скончался. Две предыдущие жены
Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника,
не стали сдерживать свою ненависть к
ней, и, вырвав сына из атмосферы дрязг
и скандалов, женщина вернулась в свой
родной город.
Однако родители не согласились принять
ее в дом, который она опозорила, выйдя
замуж раньше двух старших сестер, да еще
за человека намного старше. Поэтому мать
с маленьким Конфуцием поселились отдельно
от всех. Жили они очень замкнуто, однако
мальчик рос веселым и общительным, много
играл со сверстниками. Уже тогда он отличался
от них обостренным восприятием несправедливости,
чувством особой любви к родителям, знанием
многих религиозных обрядов ( его мать,
выполняя долг жены, каждый день читала
молитвы по усопшему мужу ). Несмотря на
бедность, мать растила его достойным
преемником знаменитого отца. Конфуций
знал историю своего рода, насчитывающую
не одно столетие. Узнав об опыте своих
предков, среди которых были талантливые
люди, проявившие себя во многих областях
человеческой деятельности, он сделал
вывод, что одной военной доблести недостаточно
для достижения желаемого, нужны и другие
достоинства. Когда Конфуцию было семнадцать
лет, умерла его мать, которой в ту пору
едва исполнилось тридцать восемь лет.
Это был жестокий удар судьбы.
С огромным трудом Конфуций разыскал могилу
отца ( ни его, ни даже его мать старшие
жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний
путь ) и в соответствии в религиозными
обрядами похоронил рядом мать.
Выполнив
свой сыновний долг, юноша возвращается
домой и живет один. Из-за бедности
он вынужден был делать даже женскую
работу, которой раньше занималась
его умершая мать. О том, как
Конфуций относился к работе, не
соответствовавшей его
Служил Конфуций до обретения зрелости, чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет. Позднее он скажет: " В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений.
В
шестьдесят лет я научился отличать
правду от неправды. В семьдесят
лет я стал следовать желаниям
моего сердца и не нарушал ритуала
". * К тридцати годам сложились
и основные его этико-философские
концепции, в основном касающиеся управления
государством и обществом. Более
четко сформулировав эти
Возвратившись
в родное царство, Конфуций становится
известным человеком. По личным мотивам
он отказывается от нескольких возможностей
стать чиновником. Однако вскоре отвечает
согласием на приглашение царя Дин-гуна
и, продвигаясь по служебной лестнице,
занимает пост сычкоу ( главного советника
самого царя ). На этом посту Конфуций
прославился многими мудрыми
решениями. Вскоре обеспокоенное его
увеличивающимся влиянием окружение
царя вынуждает его "добровольно"
покинуть свой пост. После этого
для Конфуция наступает пора странствий.
Долгие четырнадцать лет он в окружении
учеников путешествует по Китаю, прославившись
еще больше. Однако его желание вернуться
на родину усиливается, и вскоре при содействии
одного из бывших учеников Конфуций с
большими почестями возвращается домой
как очень уважаемый человек. К его помощи
прибегают цари, многие из которых зовут
его к себе на службу. Но Конфуций прекращает
поиски "идеального" государства
и все больше внимания уделяет своим ученикам.
Вскоре он открывает частную школу. С целью
сделать ее более доступной Учитель назначает
минимальную плату за обучение. После
нескольких лет преподавания в своей школе
на семьдесят четвертом году жизни Конфуций
умирает. Произошло это в 478 году до нашей
эры.
Учение
Конфуция можно разделить на три
тесно взаимосвязанные условные
части, объединяемые идеей центральности
человека во всем конфуцианстве. Первое
и главное во всех трех учениях -
само Учение о человеке. Конфуций
создавал свое учение на основе личного
опыта. На основе личного общения
с людьми вывел закономерность о
том, что нравы в обществе со временем
падают.
Разбил людей на три группы:
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя
примеры, характеризующие поведение
людей, принадлежащих к определенной
группе, доказал это утверждение
и попытался найти причины
данного явления, и, как следствие,
силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности.
Анализируя и делая выводы Конфуций
пришел к мысли, выраженной в одном
изречении: " Богатство и знатность
- вот к чему стремятся все люди.
Если не установить для них Дао
в достижении этого, они этого
не достигнут. Бедность и презренность
- вот что ненавидят все люди.
Если не установить для них Дао
в избавлении от этого, они от этого
не избавятся ". * Эти два основные
стремления Конфуций считал заложенными
в человеке от рождения, то есть биологически
предопределенными. Поэтому эти
факторы по мнению Конфуция определяют
как поведение отдельных
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:
1)
Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает
одно из центральных мест во всем учении.
Ему отведена роль идеального человека,
примера для подражания двум остальным
категориям.
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее
между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в
учении используется в основном в сочетании
с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж думает прежде всего о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.
Смысл
жизни благородного человека заключается
в достижении Дао, материальное благополучие
отходит на второй план : “Благородный
муж беспокоится лишь о том, что
не может постичь Дао, его не волнует
нищета”. Какими же качествами должен
обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет
два фактора : “жэнь” и “вэнь”.
Иероглиф, обозначающий первый фактор,
можно перевести как “
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, прак-тически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь”, человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.
“Вэнь”
- “культура”, “литература”. Благородный
муж должен иметь богатую внутреннюю
культуру. Без духовной культуры человек
не может стать благородным, это
нереально. Но в то же время Конфуций
предостерегал от чрезмерного увлечения
“вэнь” : “Когда в человеке одерживают
верх свойства натуры, получается дикость,
когда образованность - одна ученость.
” Конфуций понимал, что общество
не может состоять из одних “жэнь”
- оно потеряет жизнеспособность, не
будет развиваться, и, в конце
концов, регрессирует. Однако нереально
и общество, включающее в себя одних
“вэнь” - прогресса не будет и
в этом случае. По мнению Конфуция, человек
должен сочетать в себе естественные
страсти ( т. е. природные качества )
и приобретенную ученость. Это
дано не каждому и добиться этого
может лишь идеальная личность.
Как же узнать, определить принадлежность
человека к определенной категории ? В
качестве индикатора здесь используется
принцип “хэ” и противоположного ему
“тун”. Этот принцип можно назвать принципом
правдивости, искренности, независимости
во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ. ”
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция : “Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив.
“Благородный
муж стремится к
Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями.
Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие.
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность и т. д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.
В
то же время Конфуций не осуждает и
маленького человека, он просто говорит
о разделе сфер их деятельности.
Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны
выполнять неподобающие благородным
людям функции, заниматься черновой
работой. Одновременно Конфуций использовал
образ маленького человека в воспитательных
целях. Придав ему практически все
отрицательные человеческие свойства,
он сделал Сло Жэнь примером того, к
чему скатится человек, не пытающийся
совладать со своими природными страстями,
примером, подражания которому все
должны избегать.
Во многих изречениях Конфуция фигурирует
Дао. Что это такое? Дао - одна из основных
категорий древнекитайской философии
и этико-политической мысли. Лучше всех
это понятие попытался раскрыть знаменитый
русский ученый-востоковед Алексеев: "
Дао - есть сущность, есть нечто статически
абсолютное, есть центр круга, вечная точка
вне познавании и измерений, нечто единственно
правое и истинное. Оно - самопроизвольное
естество Оно для мира вещей, поэта и наития
есть Истинный Владыка. . . Небесный станок,
лепящий формы. . . Высшая Гармония, Магнит,
притягивающий не противящуюся ему человеческую
душу.
Таково
Дао как высшая субстанция, инертный
центр всех идей и всех вещей ". Таким
образом Дао - предел человеческих стремлений,
но достичь его дано не каждому. Но Конфуций
не считал, что достичь Дао невозможно.
По его мнению, люди могут осуществить
свои стремления и даже избавиться от
ненавистных состояний, если будут неуклонно
следовать “установленному для них Дао”.
Сопоставляя Дао и человека, Конфуций
подчеркивал, что человек - центр всего
его учения.
Конфуций жил в период внедрения в китайское
общество системы доносов. Умудренный
опытом, он понимал, какую опасность несло
распространение доносительства, тем
более на близких родственников - братьев,
родителей. Более того, он понимал, что
такое общество просто не имеет будущего.
Конфуций улавливал необходимость срочной
выработки каркаса, укрепляющего общество
на нравственных началах, и добиться, чтобы
общество само отторгало доносительство.