Эстетика японского, арабского, китайского сада, русский сад-огород

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 06:18, контрольная работа

Краткое описание

Каждый день мы привыкли видеть окружающий нас растительный мир, камни, различные водоёмы ставшие для нас банальными. А ведь раньше всё это имело огромное значение для людей.
Собрав воедино всё необходимое для услады души и тела, стали появляться сады и парки. Искусство культивировать растения, окружая садами жилища, зародилось на заре истории человечества. Сады были связью жилища с окружающим миром, сотворение искусственного мира, соединяющего закрытое жильё человека и природу.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1 Эстетика японского сада......................................................................................4
2 Эстетика арабского сада......................................................................................9
3 Эстетика китайского сада..................................................................................13
4 Русский сад-огород.............................................................................................18
Заключение.........................................................................................................22
Библиографический список..............................................................................23

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 2.37 Мб (Скачать)

Получая земельные участки, часть надела отгораживалась и использовалась под выращивание овощей. Вероятно, отсюда произошло слово "огород", буквально означающее "огороженная территория".

В средневековой России до европеизированных нововведений Петра Великого первые сады были созданы монахами при монастырях.

В русских монастырях обожествлялась сама природа, а не сад, продукт деятельности человека. Человеческая жизнь и её потребности рассматривались как греховные и недостойные святости. Сады на новых распаханных землях устраивались по преимуществу для утилитарного их использования. Они не были символами рая небесного или рая земного. Рай — это окружающая, не измененная греховным человеком природа. Поэтому святой и праведник должны жить среди праведной же природы.      

Совершая паломничество в Палестину, монахи приносили из посещаемых по пути стран растения с диковинными цветами, которые использовали при устройстве цветников в монастырских садах. Они отличались особенной красотой, и прихожане, никогда не видавшие ничего подобного, называли их раем, райгородом. В саду символом Богородицы  всегда была лилия (по церковному - крин). Высаженная у водного источника (криницы), она составляла главный элемент цветочной композиции. Там, где позволял климат (в южной зоне – в Киеве, Чернигове, Козельске), при храмах высаживали виноград – библейский символ священного дерева. Из обильно цветущих пород в ландшафте церквей использовались рябины, орешник, черемуха. Местные породы (вязы, дубы, липы, берёзы) всегда были формообразующими для рукотворных ландшафтов при храмах.

Как правило, монастырские сады имели планировку, напоминавшую голландскую: прямые дорожки располагались крестообразно, что придавало им религиозно-символический смысл.

Вслед за монастырскими стали возникать царские, боярские сады. Огородами занимались многие сословия: крестьяне, стрельцы, ямщики.  
В XVI-XVII вв. появились аптекарские сады, также называемые огородами, разводимые гряды с лекарственными травами и кустарниками, плоды которых использовались в лечебных целях. 

Просяной сад был заложен в глубине лесного массива. Он имел квадратную форму и был огорожен деревянной оградой красного цвета. В устройстве этого сада выделялся насыщенный цветом живой ковёр из одних только злаков – овса, пшеницы, проса, ячменя и т.д.

Сад с цветами долгое время назывался “потешным садом” и считался самым декоративным. Разведение их считали смешной забавой. Ведь от них съедобных плодов не получишь. Здесь в огромном саду был устроен лабиринт, который по-русски называли “Вавилоном”, а также обширный зверинец. Там же находилась “весьма красивая аптека с ботаническим садом”. 

Для русского человека почва – это живой организм, который при минимальном человеческом воздействии способен сохранять или даже преумножать свою продуктивность. Не даром к ней относились с большим уважением и всегда называли её Мать-Земля.

Русский сад работает на человека внутри себя, на своего хозяина. Прежде всего для него характерно — естественность и непринуждённость, гармония с природой, место где можно убежать от ежедневной суеты, отдохнуть и поразмыслить. Разумное сочетание красоты и практичности.

Фруктовый сад и огород непременно присутствуют в русской усадьбе. Выращивание различных культур стало необходимым средством снабжения продовольствием. Несколько яблонь, пара груш, вишня, высаженные вдоль тына (ограждения); между плодовыми деревьями разводили красную и чёрную смородину, кусты крыжовника и малину, лекарственные и пряные травы. Тут же располагали овощи: лук, чеснок, свекла, репа, морковь, а пониже, у пруда, — капусту. Иногда, на открытой площадке, делали крытые слюдой парники, в которых выращивали дыни и другие теплолюбивые культуры. 

В огороде устанавливали колодец, руслица (бороздки, для напускной поливки), так как в летние месяцы саженцы требовали тщательного полива. Устанавливали пугало (чучело) для защиты саженцев от птиц, а со временем устанавливали и для отпугивания посторонних, желающих нажиться чужим урожаем. Пугало переодически переодевали, меняя место его расположения.

Огород расположен так, чтоб не представать перед чужими взорами, располагался за домом. На  Руси не принято было водить посторонних на огород, поэтому обычно его укрывали за ширмами, шпалерами с лианами или ограждением.

Ландшафтные композиции сада (рисунок 8) привязывали к постройкам усадьбы — цветущие кусты, небольшие цветники и деревья. Деревья — только осваиваемой климатической зоны, никаких заморских пальм в русском саду нет. Зато есть рябины, клёны, берёзы, сосны. Любимое дерево русского сада — липа. Для украшения сада используют самые распространенные многолетники — колокольчики, садовую ромашку, водосборы, флоксы, акониты, разноцветные люпины, пионы. Из летников применяют астры,  ноготки, турецкую гвоздику, космею, петунию и настурции. Из кустарников — неприхотливые сирени, жимолости, чубушники.

 

 

Рисунок 8 – Ландшафтные композиции сада

 

 

По русской традиции в доме бывает много  гостей. Гости не сразу попадают в основной сад, так как сначала находятся перед домом, в парадной. Лишь избранные проходят за дом, в этот «мир своих», что тогда - в усадьбе, что сейчас - в современном загородном владении. Часто это место для «чужих» в отличие от места за домом усадьбы «для своих» (рисунок 9) - кусочек, показывающий уровень достатка, но не обнажающий личную жизнь. Она скрыта в доме и в саду за ним. Причём попадают они в сад для конкретного человека, а не в сад для всех, построенный лишь в угоду положительному общественному мнению. Попав в него, они невольно подделываются под хозяина, так как это диктует сама атмосфера. Для них обычно оборудованы беседки или павильоны, а под яблонями — традиционная площадка для вечерних посиделок и чаепития (над ней устраивается крыша или раскрывали большой зонт, иначе падающие яблоки и посуду перебьют и гостям достанется). Отдельные зоны иногда разделяют арками, перголами, которые обрамляют хмелем, вьюном, каприфолью, виноградной лозой, либо разделяют кустами сирени или шиповника. На Руси, за домом можно было обнаружить пруды заросшие камышом, с тростником и болотным ирисом по краю, и конечно же с утками; скрывающиеся в зелени потайные тропы; ручейки и мостики. В тени аллей размещают скамейки и лавочки.

 

          

 

 

Рисунок 9 – За додом усадьбы

 

 

Ограждение (тын) или заборы - своеобразное проявление национального менталитета. Пространство русской усадьбы было окружено высокими стенами леса, а сейчас защитить и подарить уединённость частной жизни может только деревянный забор. 

После размещения всех насаждений и построек обязательно должна остаться лужайка, предназначенная для игр, загорания, пикника, на которой нет ничего кроме травы. Подстриженный газон, в русском саду заменяют полевые цветы — клевер.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Каждый сад – результат напряжённого труда, серьёзной духовной работы и глубоких размышлений.

Садовое искусство — уникальное явление, представляющее тщательно разработанную философско-эстетическую систему осмысления природы как универсальной модели мироздания. Сады, как и другие виды искусства, развивались в соответствии с ходом времени и изменениями в обществе. 

Многие до сих пор воспринимают сад как набор деревьев, кустов и травы на ограниченной площади. На самом деле сад - гораздо более широкое явление, он - отражение живущего в нём человека. Хочется верить, что со временем  поменяется отношение к саду. Углубившись в созерцание сада, отрешившись от повседневной суеты, нередко занимающей все наши мысли, чуткий зритель откроет гармонию и в глубине своей души. Восточные учителя говорят: если придет чувство слияния с природой, придёт и просветление.

Может быть, в связи с изменением отношения проявится и особый символизм сада (посадка деревьев при рождении нового члена семьи, памятные камни и скульптура, легенды сада, семейная геральдика в его орнаментах и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

1. Курбатов, В.Я. Всеобщая  история ландшафтной архитектуры. Сады и парки мира / В.Я. Курбатов. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.                                         2. Ожегова, Е.С. Ландшафтная архитектура. История стилей: справочное издание / Е.С. Ожегова. – М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2009. – 560 с.

3. Залесская, Л. С. Ландшафтная архитектура: учебник для вузов / Л. С. Залесская, Е. М. Микулина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1979. - 240 с.

4. Кочережко, О. И. Ландшафтный дизайн вашего приусадебного участка. Советы дизайнера / О. И. Кочережко, Н. В. Кочережко. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 272 с. - ( Все обо всем).

5. Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры / С.С. Ожегов. - М.: Архитектура-С, 2003. - 232 с. - (Приусадебное цветоводство, сад и огород).

6. Лебедева, А. Японский сад / А. Лебедева. - М.: Вече, 2003. – 319 с. : ил.

7. Лучшие китайские сады. История, дизайн, философия, Издательство: Арт-родник, 2010 г – 256 с. Переводчик: Лисицына Т. Г. Редактор: Хлебнова Т. И.  8. Сокольская, О. Б. История садово-паркового искусства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 260500 «Садово-парковое и ландшафт. стр-во» / О. Б. Сокольская. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 348, [1] с., [8] л. цв. ил. : ил. 

9. Вергунов А. П., Горохов В. А. Вертоград. Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). - М.: Культура, 1996. – 431с.

10. Дормидонтова В. В. История садово-парковых стилей: Учебное пособие для вузов. - М.: «Архитектура-С», 2003. – 208 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ланштафтная мастерская «Седьмой Сезон» / Стилизованные сады  - http://www.7-season.ru/page_17.htm - г.Южно-Сахалинск: 2011

Блог « Восточная сказка» Мария Лукьянова, Арабский сад: прибежище райских гурий / 05.02.2009 в 18:48 http://blogs.privet.ru/community/topcali/53790842/

 

Сапелин Александр, Русский сад: вчера, сегодня, завтра / «Северный дачник» // http://sotok.net/sad-i-ogorod/3028-russkij-sad-vchera-segodnya-zavtra.html

 


Информация о работе Эстетика японского, арабского, китайского сада, русский сад-огород