Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 06:18, контрольная работа
Каждый день мы привыкли видеть окружающий нас растительный мир, камни, различные водоёмы ставшие для нас банальными. А ведь раньше всё это имело огромное значение для людей.
Собрав воедино всё необходимое для услады души и тела, стали появляться сады и парки. Искусство культивировать растения, окружая садами жилища, зародилось на заре истории человечества. Сады были связью жилища с окружающим миром, сотворение искусственного мира, соединяющего закрытое жильё человека и природу.
Введение...............................................................................................................3
1 Эстетика японского сада......................................................................................4
2 Эстетика арабского сада......................................................................................9
3 Эстетика китайского сада..................................................................................13
4 Русский сад-огород.............................................................................................18
Заключение.........................................................................................................22
Библиографический список..............................................................................23
Самым большим достижением арабо-исламских садов можно считать организацию их обеспечения водой. Лишь в XIX веке были придуман водопровод, открывший новые возможности в создании садов.
Самой большой проблемой, с которой сталкивались строители древних арабских садов, было обеспечение водой. Система фонтанов была разработана на силе тяготения. Под ними пролегал лабиринт труб, пересекаемых клапанами и задвижками, призванными контролировать распределение воды по бесчисленным фонтанным выходам на территории всего сада.
Распространёнными были питьевые фонтанчики. Нередко арабские архитекторы устраивали и фонтаны в виде высоких струй воды, а также ручейки и бассейны различной формы. На поверхности бассейнов, прудов плавали красивые композиции из листьев и цветов лотоса. Фонтаны символизировали жизнь и ежегодное возрождение природы. Застойная вода является атрибутом зла, прибежищем демонов. Поэтому к воде на Востоке всегда относились очень бережно, и она была в саду главной.
Даже в бедных жилищах на Востоке всегда можно было встретить крохотный дворик, пересечённый журчащим арыком со склонившейся над ним виноградной лозой. При дворцах же разбивали роскошные сады с мраморными бассейнами, каналами, фонтанами и беседками с росписными стенами, на которых можно увидеть суры из Корана.
Традиционными мотивами садов считаются, геометрически точные линии, аккуратность в оформлении. Как известно, идолопоклонство строго запрещено в Исламе. Это объясняет отсутствие скульптур и росписей, изображающих живых существ в садах и парках.
Конструкция, которую принято называть «чор-бак», т.е. четыре сада, визуально разбивала план на несколько квадратов, часто разной величины, которые в свою очередь были разделены на четыре части арыками или дорожками с фонтаном посередине. Фонтан (или бассейн с крохотными фонтанчиками) облицован мрамором, разноцветными керамическими плитками или стеклом.
Высажанные цветы олицетворяли благоденствие в загробной жизни. Деревья сочетались со строгой геометрией планировки чор-бак. Они тоже имели свою символику. Раскидистые платаны, дающие глубокую тень, означали покой, их часто высаживали группами по четыре, вокруг бассейнов и павильонов; кипарисы – вечность, цветущий миндаль – символ весны и пробуждающейся жизни, а посаженные рядом, эти же деревья олицетворяли любовь.
Принимая во внимание жаркий климат, газоны в арабских садах не выращивали, их заменяло разнообразное мощение из декоративного камня или же с помощью клумб с экзотической пряной растительностью. Растительность поражает своей яркостью, пышностью, роскошью и ароматами: кипарисы, аргаван, лавр, олеандры, виноградная лоза, пальмы, алоэ, гвоздика, огромное количество роз и другие разнообразные растения. Цветочные композиции скрашивают строгость, растения размещаются без определенной системы, поэтому сад не вызывает ощущения прямолинейности. В центре сада, на пересечении главных аллей строили фонтан, беседку, павильон или даже дворец. Постройки, садовые павильоны, фонтаны, бассейны щедро украшены геометрическими орнаментами, лиственными и цветочными композициями (арабесками). Склоны холмов украшали террасами с водяными каскадами, а цветы, словно живой ковёр, покрывали землю.
Для создания общей связанной картины двора необходимо и забор сделать оштукатуренным, предусмотреть наличие крытой оштукатуренной галереи, по которой можно пройти к домику для гостей или к беседке. Стены могут быть из глины, но при этом надо учесть особенности местного климата. Очень важный штрих: покраска стен должна быть белого цвета, что, несомненно, напомнит вам выжженные на солнце камни старинных восточных улочек. Дорожки в саду должны быть выложены жёлтой или цвета состарившейся терракоты плитки.
Наряду с японскими, арабские сады считаются самыми закрытыми садами мира — высокая ограда надежно скрывает от посторонних сад и его обитателей.
Наиболее известные исламские сады: сады Альгамбры (рисунок 6), Хенералифе Испанской Гранады; сады Кашмира "Shalamar Bagh ", "Nishat Bagh ", Тадж-Махал, сады Агры в Индии; сады Шираза, Кашана (Иран), сады королевских дворцов, сады Агдаль, Менара, Бахия в Марракеше (Марокко).
Рисунок 6 - Сад Альгамбры
3 Эстетика китайского сада
Китайская цивилизация – одна из старейших в мире. Более двух тысяч лет садоводство играло очень важную роль в китайской культуре, как при дворе императора, так и в жизни простых людей. Роскошный сад какого-нибудь вельможи и миниатюрная садовая композиция скромного человека одинаково считались ценными как способы выражения подлинной красоты вещей. Главное достоинство сада - это его естественность.
В Китае счастливым и идеальным человеком считается тот, кто находится в согласии с природой, стремится к покою, к тишине, простоте.
Философский даосизм, конфуцианство и в определенной мере буддизм можно считать теоретической базой китайского садоводства.
Конфуцианство – учение Кун-Фу-цзы или Конфуция (551-479 гг. до н.э.), принцип которого является жэнь («гуманность») – нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье.
Даосизм - философское учение, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в, до н. э. Достоверных сведений о нём история не оставила.
Сань цзяо – основная религия китайцев, включает все три религиозных учения, в разное время распространившихся на территории Китая: даосизм, конфуцианство и буддизм; все они существуют одновременно, дополняя друг друга в формировании мировоззрения китайца. Для сань цзяо характерно обожествление природы и создание из её явлений символов присутствия божества.
«Инь – Ян» - одна из фундаментальных теорий китайской классической эстетики, базирующейся на теории единства противоположностей. Авторство концепции «Инь – Ян» в равной степени приписывают и даосам и конфуцианцам с той лишь разницей, что конфуцианская эстетическая мысль фокусировала внимание на этике и морали, а последователи Лао-цзы и Чжуан-цзы больше внимания уделяли красоте и искусству. Гора означает вечность, постоянство, мужское начало природы («Ян»). Вода – изменчивость, женское начало («Инь»), космический поток дао. Отражения в воде соединяют небо и землю, превращая явления в свои противоположности.
Одной из частей даосского учения был фэн-шуй («ветер и вода» или «веяния и течения»). Фен-шуй традиционная китайская геомантия, предназначенная для анализа благоприятных мест и направлений при решении вопросов градостроительства. Появление практики фен-шуй было обусловлено специфическими природными условиями. Резко континентальный климат и преимущественное направление ветров наложили отпечаток на весь быт китайцев.
В фэн-шуй рассматриваются природные стихии, обладающие жизненной силой («ци»), энергией. Эта энергия считалась благотворной. Растениям отводилась значительная роль, поскольку они отчищали воздух, предохраняли участок от ветров и наполняли дом жизненной энергией. В годовом цикле весне соответствовало дерево и синий цвет, красный огонь – лету, вода и чёрный цвет символизировали зиму, а осени соответствовали металл и белый цвет. Астрономической серединой года была земля и жёлтый цвет.
Искусство фэн-шуй для сада заключается в умении уравновесить инь и ян, чтобы благотворная ци двигалась плавно и размеренно, накапливаясь в установленных местах.
Китайские сады (рисунок 7) создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела. Важно, что вмешательство человека должно было идти не на “замену” элементов природного ландшафта, а на его “дополнение”.
Сады можно разделить на: императорские, сады при гробницах, храмовые, частные, сады учёных, чайный сад.
Императорские сады отражали идеологию государства, основанную на философии конфуцианства. Идеальная симметрия сада ассоциировалась с порядком, справедливостью, которые должны господствовать в государстве и в семье. В императорских садах нередко проводили официальные церемонии. Храмовые сады устроены так, чтобы максимально использовать природный ландшафт, традиционно наполнены камнем и водой, лотосами, плакучими ивами и изображением Будды на вершине комплекса. Частные сады получили свое развитие в минскую эпоху, когда стали доступны верхам китайского общества и превратились в повальное увлечение знати. Сады учёных предназначались для отдыха, размышлений и интеллектуальной работы. Чайный сад выступает важным компонентом в чайной церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо. Эстетика этого сада базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования.
В Китае дома обычно представляют угловатую конструкцию, состоящую из множества линий и поворотов. Поэтому садовый участок должен гармонично дополнять жилой дом, уравновесить все недостатки с помощью текучих форм и плавных изогнутых линий, отдавая предпочтение извилистым тропинкам, круглым клумбам и лужайкам неправильной формы.
Существуют также особые элементы сада:
В китайских садах в прудиках водились рыбки, являющиеся символами начала Инь и Ян, а по земле разгуливали аисты и журавли, символы бессмертия.
Традиционный китайский сад отличается богатой и разнообразной растительностью, не зная чистых травяных газонов. В Китае растения не подстригали и не выравнивали. Этот принцип восходил к более глобальному — принципу сохранения равновесия и гармонии. В качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.
Сад включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами.
Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), персика, плакучей ивы, стройных тополей, и банановых деревьев, пышных магнолий и граната; а также цветущими декоративными кустарниками – форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных клёнов. Основное растение – сосна, символ постоянного благородства, напоминающая китайцам о бесконечности времени. Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.
Популярностью пользовался бамбук – упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты, выносливости и стойкости.
Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион (лучшим считался "танцующий львёнок"). Хризантема - символ покоя и долголетия. Разводили розы, гортензии, нарциссы, гиацинты, гранаты, а на юге - орхидеи.
С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Лотос, тянущийся к солнцу из тёмной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненого роста. Его нежные лепестки, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты души Будды, неуязвимой для "грязи и тины" материального и суетного мира.
Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные. Внимание привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.
Рисунок 7 – Китайские сады
4 Русский сад-огород
Очень долгое время об эстетике огорода никто особенно не задумывался. Главное, чтобы урожай был достаточным — нужно было прокормиться. Сады «для удовольствия» появились гораздо позднее.
Информация о работе Эстетика японского, арабского, китайского сада, русский сад-огород