Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 06:18, контрольная работа
Каждый день мы привыкли видеть окружающий нас растительный мир, камни, различные водоёмы ставшие для нас банальными. А ведь раньше всё это имело огромное значение для людей.
Собрав воедино всё необходимое для услады души и тела, стали появляться сады и парки. Искусство культивировать растения, окружая садами жилища, зародилось на заре истории человечества. Сады были связью жилища с окружающим миром, сотворение искусственного мира, соединяющего закрытое жильё человека и природу.
Введение...............................................................................................................3
1 Эстетика японского сада......................................................................................4
2 Эстетика арабского сада......................................................................................9
3 Эстетика китайского сада..................................................................................13
4 Русский сад-огород.............................................................................................18
Заключение.........................................................................................................22
Библиографический список..............................................................................23
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирский Государственный Технологический Университет»
Факультет: ЛТФ ЗДО
Кафедра философии
Эстетика японского, арабского, китайского сада, русский сад-огород
2605 Сергеева М. А.
(№ 1295033)_____________
(подпись)
_______________________
(дата)
_______________________
(подпись)
(оценка, дата)
Красноярск 2014 г.
Содержание
Введение......................
1 Эстетика японского сада.......
2 Эстетика арабского сада.......
3 Эстетика китайского
сада..........................
4 Русский сад-огород............
Заключение....................
Библиографический
список........................
Введение
В садах отражались все стороны общественной жизни людей: философия, социум, искусство, политика. Всему есть определённый смысл. Недаром в средние века сады называли книгами, в которых сам Господь учил трудолюбивого садовода открывать таинства бытия.
1 Эстетика японского сада
Японский сад - это прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание, символ совершенного мира земной природы, олицетворение Вселенной.
Формирование основ японского садоводства происходило под влиянием эволюции японской архитектуры, а также религиозно-философских представлений японской знати. Изначально сад был составной частью резиденций аристократов, но впоследствии был заимствован буддистскими монастырями и знатными самураями. С XIX века он получил распространение среди японских простолюдинов, став неотъемлемой частью многих частных домов. В XX веке сооружение садов в японском стиле стало популярным и за пределами Японии.
Основная религия Японии - синто (то есть «путь богов») - возникла из местных культов природы. Это одна из самых древних религий мира. Она утверждает божественное происхождение японского народа: император - микадо - потомок духов неба, а каждый японец - потомок духов второго разряда - ками. Для японца ками означает божество предков, героев, духов и окружающей природы. Мир японца населён бесчисленным множеством ками (пантеон синто насчитывает свыше восьми миллионов божеств).
Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. В синтоистском мировоззрении нет деления на живое и неживое; во всём природном и в самом человеке живёт божество ками; всё в природе одушевлено, а значит, наделено святостью. Согласно синто, ками объединены с людьми, поэтому людям нужно искать слияния с ками в природе и в повседневной жизни.
Одновременно с синто позволено исповедовать какую-либо другую религию. Так, например, во всех сферах искусства нашла отражение доктрина мироощущения и деятельности, восходящая к даосизму - философскому учению, возникшему в Китае в VI веке до н. э. Главная категория даосизма - дао (путь) - понимается как первопричина материального мира и духовной жизни людей.
Наиболее сильное влияние на формирование философии японского сада, как и на всё мировоззрение японцев, оказал дзэн. Для японцев это понятие значит: и религия, и философия - одним словом, это образ жизни.
Японское слово «дзэн» восходит к санскритскому «дхьана» (самоуглубление, медитация, сосредоточение). На основе дзэн культивируется чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов и, что особенно важно для нас, формируется садово-парковое искусство.
Согласно доктрине дзэн, любой настоящий художник в своих произведениях передает истину. Истина - это Будда, который находится повсюду: и в природе, и в человеческом сердце. Чтобы отразить истину, художник должен почувствовать в себе Будду, а значит, слиться с природой. Он должен отрешиться от своего эгоизма, от сознания собственного Я, которое иллюзорно, и почувствовать себя частицей единого и гармоничного мира.
Человек должен ощутить свою причастность к общему пути, разобраться в себе и обрести внутренний покой и умиротворение. Японский сад должен помочь человеку освободиться от всех привычных представлений. Созерцание сада побуждает к работе скорее не мысль, а душу.
В этом маленьком мире детали имеют большое значение и несут глубокий смысл. Спецификой и особенностями сада в японском стиле выступают:
Дорожки в саду символизируют жизненный путь человека, и в этом случае важен каждый камень. Так, маленький камушек будет будто призывать быстрее идти вперёд, большой и широкий – остановиться, осмотреться по сторонам.
Вода в любом виде (прудик, фонтан, ниспадающие струи), сухой ручей в японском саду отражает скоротечность жизни и движение времени. Она возможна лишь в форме естественных водоёмов. Фонтан, к примеру, в нём немыслим, но водопад, пруд или даже ручей придутся очень кстати. Символизировать воду может и сухой ручей – сооружение из песка и гравия, или даже море из небольших гладких камешков, чей рисунок будет повторять движение воды.
Растения: бамбук, карликовые деревья, сосны, туя, можжевельник, яблоня и вишня, кусты ольхи, рододендроны, айва японская, папоротник, ревень, злаковые, клематисы, пионы, ирисы, хризантемы.
Икебана («икэ - жизнь, «бана или хана» - цветы, буквально «живые цветы») - традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.
Архитектурные формы: беседки в виде чайного домика; пагоды – каменные башни, место поклонения с изречениями, символизирует храм; мостики над водоемами и сухими ручьями; простые скамейки (широкая доска на двух плоских камнях); каменные и металлические фонарики, садовые ширмы.
Изгороди, калитки и ограды отделяют нас от окружающего мира. За их границами должны остаться тревожащие нас проблемы и переживания. Ограды же служат своеобразными оконцами, как бы давая возможность мельком заглянуть в сад.
Шиши-одоши - аналог нашему чучелу, только изящное. Выглядит как одна или несколько бамбуковых труб, которые при наполнении водой опрокидываются и ударяются о камень, издавая мелодичный звук, который отпугивает птиц и оленей.
Магматические породы используются для имитации гор (базальт, андезит и т.д.), а осадочными породами оформляют водные сцены.
В планировке японского сада с 1392 года проявляться независимые от китайского сада национальные черты:
· исчезает осевая симметрия;
· копируются не китайские а японские пейзажи;
· появляются первые чайные сады;
· пейзажные группы формируются с учётом движения посетителя.
Сущность прекрасного японцы выражают четырьмя понятиями, называемыми «саби», «ваби», «сибуй» и «югэн». Корни первых трёх категорий уходят в синто, последняя - «югэн» - навеяна буддийской философией.
Понятие «саби» (буквально означает «ржавчина») связывает воедино красоту и естественность, относятся к природе с благоговением и нежностью. Японцы с детства воспитываются в уважении к традиционным ценностям, никогда не позволят себе сделать зарубку на коре дерева, поймать и убить какого-нибудь жука, наконец, привязать консервную банку к хвосту кошке. Японский ребенок готов сказать любому существу или предмету: «Мы с тобой одной души», и эта фраза наделена для него глубоким и понятным смыслом.
Понятие «ваби» воплощает связь между искусством и повседневной жизнью. Ваби - это мудрая воздержанность, отсутствие чего-либо вычурного и броского, благородная простота.
Понятие - «си-буй» - появилось в результате слияния первых двух принципов. Таким образом, си-буй - это красота естественности в сочетании с красотой простоты.
Понятие «югэн» поэтизирует изменчивость, недолговечность, недосказанность, асимметрию. Симметричность воспринимается японцами как повторение, а любое дублирование элементов несвойственно природе.
Сознательная недосказанность югэн лучше всего проявляется в целой поэме из камня и песка. Красота этого сада непонятна западному человеку. С их точки зрения, это прямоугольная площадка, посыпанная белым гравием, среди которого в беспорядке разбросано полтора десятка камней. Наиболее внимательные, замечают, что композиция из каменных «островков» составлена таким образом, чтобы с любой точки наблюдения её нельзя было охватить взглядом всю целиком всегда будет видно на один камень меньше, чем есть на самом деле. Западный человек видит в этом загадку, но мудрые японцы понимают, что это действительно поэзия.
В полной мере почувствовать красоту японского сада может тот, кто понял значение - «масс бумей» («цивилизация сосновой иглы»), т.е. умение наслаждаться красотой сосновой хвоинки, вместо того чтобы пытаться охватить взором целый лес. Отсюда и эстетическое наслаждение от зрелища одной-единственной капли росы или ветки сакуры.
Важная особенность для японского сада — его закрытость от внешнего мира, или камерность, своего рода миниатюрная модель мира. Уединенность для каждого означает что-то своё. Для кого-то достаточно высокой непроницаемой ограды, а кому-то необходимо полное уединение, вдали от людей.
Тремя
наиболее известными садами Японии традиционно считаются: Кэнроку-эн (Канадза
Рисунок 1 – Сад Кэнроку-эн
Рисунок 2 – Сад Кораку-эн
Рисунок 3 – Сад Кайраку-эн
2 Эстетика арабского сада
В наше время существует огромное разнообразие садов Востока, которые в целом можно разделить на те, что традиционно принадлежат ареалу ислама, и на те, что отображают мировоззрения и философские взгляды на красоту Дальнего Востока. Чтобы лучше понять специфику арабских садов, надо обратиться к Корану. «Там текут ручьи из воды, которая не портится, ручьи из молока с неизменным вкусом, ручьи из вина, дарующего наслаждение пьющим, и ручьи из чистого мёда» - такой рисовалась в Коране картина рая (рисунок 4). Рая, который красочен, роскошен, пронизан всеми радостями бытия.
Рисунок 4 – Коранический сад, постройка мечети Омейядов, г. Дамаск, Сирия.
Мотивы райских садов можно заметить и в знаменитой на весь мир сказке «Тысяча и одна ночь». Сады здесь – это волшебные творения, которые наполнены благоуханием экзотических цветов, тихим журчанием кристально чистой воды, мраморными с разноцветными подушками ложами и прекрасными павлинами.
Садам придавалось особое значение, они формировались в условиях бережного отношения к живой природе и воде (рисунок 5), т.к. от правильного орошения порой зависел весь урожай, а, следовательно, и жизнь.
Рисунок 5 – Арабский сад
Роль воды в арабском саду священна. Мусульмане пять раз в день молятся, и всегда перед молитвой производят омовение, чтобы предстать перед богом чистыми.
Информация о работе Эстетика японского, арабского, китайского сада, русский сад-огород