Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:14, доклад
Философия Нового времени существенно отличается от античной и средневековой по своему содержанию, по методологическим принципам и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, конечно, не означает, что новоевропейская философия полностью теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу ХVI – ХVII вв.
Рассмотрев основные черты эмпиризма философии Нового времени ХVI – ХVII вв., мы можем сделать следующие умозаключения:
исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины;
путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;
исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений.
Для философии Нового времени также характерно понятие «Рационализм» (от лат. rationalis - разумный, ratio – разум) – совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей - это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. Согласно рационалистическим учениям «всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума».
Основоположником новоевропейского рационализма был Рене Декарт (1596–1650 гг.). Историки ХVIII - ХIХ вв. считали его основоположником всей новоевропейской философии.
Учась в школе, он пришел к выводу, что все знания и науки недостоверны и бесполезны в жизни. Именно по этому юный Р.Декарт загорелся страстью найти способ отличать истинное от ложного. Весь принцип новой культуры он выразил так: «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, … включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь
-4-
отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению».
Р.Декарт, подобно Ф.Бэкону, выступает с критикой схоластической философии за ее отвлеченность и созерцательность. Как и Ф.Бэкон, цель науки он видит в достижении господства над природой и пытается разработать настоящий научный метод ее изучения. Но если философия Ф.Бэкона является предвестником нового (его философия скорее симпатизирует естествознанию Нового времени, чем создает для него философское обоснование), то в философии Декарта уже закладываются основания новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны все полученные к тому времени результаты нового естествознания. Поэтому философия Р.Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и основополагающие изменения в развитие самого философского мышления, новую ориентацию в философии[5].
В основе бытия и познания, по мнению Р.Декарта, лежит разум. Философом также провозглашается принцип сомнения, последовательно сомневаясь во всем, он погружается в глубины своего сознания. Тут и находит искомое незыблемое основание: можно сомневаться в существовании любой вещи, но только не в существовании самого сомневающегося разума.
«Мыслю, следовательно, существую! (cogito ergo sum)», – утверждает философ. Таким образом, мышление или разум является исходной точкой и фундаментом научного метода познания.
Р.Декарт выработал для всей европейской философии позицию рационализма, основные положения которой во многом определяют философские поиски и в наше время. Выделяют три основных положения:
Истинное знание может быть получено только из ума;
Ум есть духовная сущность, которая действует независимо от тела (дуализм Р. Декарта);
Ум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает сам себя (самосознание).
Изучая проблему бытия, Р.Декарт пытается вывести основополагающее понятие, которое характеризовало бы сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, неуничтожим, всемогущ и является причиной всего. И будучи творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. По отношению к высшей субстанции они производны, вторичны и не зависят от него.
Дуализм же Р.Декарта выражается в следующем учении. Сотворенные субстанции он делит на два рода: духовные и материальные. Первая неделима, ее основной атрибут – мышление. Модусы мышления – воображение, чувство и желание. Вторая делима до бесконечности, основной атрибут – протяженность. Модусы протяженности – фигура, положение, движение. Эти субстанции независимы друг от друга, согласовываются они между собой Богом.
-5-
Учение о субстанции Рене Декарта (дуализм)
Рационализм Декарта нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из тех, кто существенным образом способствовал обогащению и развитию философской мысли, принадлежат, в частности, Блез Паскаль (1623–1662 гг.), Барух Бенедикт Спиноза (1632 - 1677гг.) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.).
Рационалистический метод Декарта получил развитие в философии Блеза Паскаля, хотя он и был оппонентом Рене Декарта по ряду вопросов. В своем сочинении «Мысли» Паскаль подразделяет науки по их предмету и способу его познания. По одному ряду проходят такие науки, как история, география, юриспруденция, языкознание и теология. По другому ряду проходят геометрия и арифметика, физика и химия, архитектура. Эти науки открывают и исследуют различные истины, опираясь на чувства и разум, на опыт и умозаключение. В этих науках торжествует аксиоматико-дедуктивный метод познания. С его помощью можно получить истины, которые невозможно обрести в опыте. Дедуктивный метод требует особого искусства и внимания, определения и доказательства исходных посылок, дабы избежать всякой неясности и двусмысленности.
-6-
Бесконечность Паскаль мыслит как Бога. Бесконечность актуальна, она не увеличивается и не уменьшается; она есть, и она не познаваема. Все претензии познать эту бесконечность несостоятельны, ибо «мы обладаем лишь частичной истиной и частичным благом».
Абсолютная истина доступна только Богу. Человек как частица природы, как существо конечное, не в силах постичь окружающее его бесконечное целое. Но малозначимость человека граничит с его величием.
Человек - как «мыслящий тростник», одно из наиболее слабых творений природы. Но это создание природы, благодаря мыслительной способности, становится «чудом», способным объять всю Вселенную.
В рационалистическую методологию определенный вклад внес и Барух Бенедикт Спиноза, который рассматривал проблемы субстанции, теории познания, проблем этики (соотношения свободы и необходимости). Б.Спиноза выдвигает самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем: не существует различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями, существует только одна субстанция, которая заключает в себя все сущее, то есть окружающий мир (Природу) и Бога.
Таким образом, Природа и Бог едины. Только единая субстанция (Природа-Бог) обладает способностью творить и является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» – единичные вещи.
Барух Бенедикт Спиноза предложил свое решение проблемы субстанции, основанное на идее пантеизма, преодолев декартовское противоречие между Богом как субстанцией несотворенной и двумя природными субстанциями, которые являются конечными и сотворенными. Субстанция, согласно Б.Спинозе, есть то, что является причиной самой себя.
Продолжая рационалистическую традицию Р.Декарта, Б.Спиноза выделяет три вида знания:
знания, основанные на воображении( представляют собой чувственный уровень познания, потому всегда смутны и неясны);
знания, опирающиеся на ум и предназначенные для понимания мира (образцом выступает математика как рассудочное знание, которое оперирует общими понятиями, лишено всякого субъективизма, а потому истинно);
интуиция, которая также противопоставляется чувственному знанию(интуиция у Б.Спинозы – это своеобразная интеллектуальная, рассудочная деятельность, она дает возможность уму непосредственно «схватывать» общие понятия, содержание которых выражает подлинные свойства вещей, их сущность).
В противоположность Р.Декарту, противопоставившему современную ему науку традиционной философии, Г.Лейбниц, напротив, пришел к убеждению, что эти две сферы знания не так уж непримиримо противостоят друг другу, как это казалось Г.Галилею, атомистам и Р.Декарту.
Готфрид Вильгельм Лейбниц представляет определенное завершение европейского философского рационализма. В философии Лейбница отразились почти все философские импульсы его времени. Он был подробно знаком не только с философией Р.Декарта, Б.Спинозы, Р.Бойля, но и с философскими трудами представителей эмпирически ориентированной английской философии, в частности с работами Дж.Локка, и давал им оценку. Г.Лейбниц не создал ни одного философского труда, в котором он представил бы или логически разработал свою философскую систему. Его воззрения разбросаны по разным статьям и письмам.
Ядро философской системы Г.Лейбница составляет учение о «Монадах» — монадология. Монада (от гр. – «единое», «единица») — основное понятие системы — характеризуется как простая, неделимая субстанция. Каждая монада имеет собственную определенность (является носителем определенных качеств), которой она отличается от всех остальных.
-7-
По степени развития он различает монады трех видов. Низшая форма, или монады нижайшей степени, характеризуется «перцепцией» (пассивной способностью восприятия). Они способны образовывать неясные представления. Монады высшей степени уже способны иметь ощущения и опирающиеся на них более ясные представления. Эти монады Г.Лейбниц определяет как «монады-души». Монады наибольшей степени развития способны к апперцепции (наделены сознанием). Их Г.Лейбниц определяет как монады-духи.
Монады сами не имеют никаких пространственных (или каких-либо физических) характеристик, они, таким образом, не являются чувственно постижимыми. Они постигаются лишь разумом. Тела, в которых монады способны к ощущениям и представлениям (содержат монады-души), являются биологическими объектами. Человек представляет собой такую совокупность монад, в которой организующую роль играют монады, наделенные сознанием.
В то же время, Г.Лейбниц отвергает учение Б.Спинозы о единой субстанции, которое, по его представлениям, вело к тому, что из мира исключаются движение, активность. Он утверждал, что субстанций бесконечное множество. Они, согласно его воззрениям, являются носителями силы, имеют духовный характер[6].
Г. Лейбниц также разрабатывал собственную теорию познания в «Новых опытах о человеческом разумении». В своей теории познания Г. Лейбниц стремился соединить достижения рационализма и эмпиризма. Особенно отчетливо это проявляется в обосновании им необходимости уважать факты, доверять ощущениям, направлять познавательные усилия на постижение самих вещей, давать всему естественное объяснение.
Подводя итог вышесказанному, мы можем выделить следующие характерные черты рационализма новоевропейской философии:
через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;
рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;
на начальной стадии развития неприятие чувственного метода постижения истины как такового, с последующим признанием, что он необходим как низшая ступень познания.
-8-
Философы Нового времени ХVI – ХVII вв.:
Итак, рассмотрев философские концепции представителей Нового времени ХVI – ХVIIвв., можно отметить их особенности:
Прежде всего, это опора на науку. Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения с искусством и гуманитарным знанием, то в Новое время усиливается ориентация на естественные науки. Здесь на первый план выходят проблемы познания.
Другой особенностью является противопоставление эмпиризма и рационализма. Представители эмпиризма (Френсис Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Рене Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
Как эмпирическое так и рациональное познание ведут к развитию науки, формируют основные направления философского мышления Нового времени.
-9-
Характерные черты философии Нового времени: | |
эмпиризм | рационализм |
исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины; путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент; исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений
| через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира; требует ясности и непротиворечивости мышления; на начальной стадии развития неприятие чувственного метода постижения истины как такового, с последующим признанием, что он необходим как низшая ступень познания.
|
Информация о работе Эмпиризм и рационализм - 2 полюса философии Нового времени