Исторические типы мировоззрения и философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 15:52, лекция

Краткое описание

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение — исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира.

Файлы: 1 файл

Исторические типы мировоззрения и философия.docx

— 135.78 Кб (Скачать)

 Сущностью сознания является  его идеальность, которая выражается  в том, что составляющие сознание  образы не обладают ни свойствами  отражаемых в нем предметов, ни  свойствами нервных процессов, на  основе которых они возникли.  

 Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего способеностью отражать в материальных формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.  

 Идеальное не является чем-то  самостоятельным по отношению  к сознанию в целом: оно характеризует  сущность сознания в отношении  к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношений материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.  

 Идеальное и материальное не разделены нероходимой гранью. Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.  

 Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического  развития материи, усложнения ее  форм, как свойство высокоорганизованной  материальной системы.  

 Материи присуще свойство, сходное  с сознанием - отражение. Отражением  обладают все материальные образования. Оно является моментом любого  взаимодействия. Отражение - это изменение  одного явления под воздействием  другого. В неживой природе распространены  изоморфные отражения - отпечатки , следы...

Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики.  

 Психика - это способность живых  существ создавать чувственные  и обобщенные образы внешней  действительности и реагировать  на них сообразно своим потребностям.   

 Под психикой человека понимается  вся совокупность явлений и  состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

 

31. Природа человека – это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ.  Сущность человека – это его главная черта.           

 В философии существуют две основные модели человека. Первой модели придерживается материалистическая философия. Этодвуединая модель человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны,  человек уже не совсем животное, он вышел из животного мира, ведёт социальный образ жизни и его деятельность определяется социальными программами поведения – знаниями, идеалами, ценностями, нормами того общества, в котором он живёт. С другой стороны, человек – это всё ещё  животное, и как животное он действует под влиянием биологических программ поведения – инстинктов. Какие же программы в большей степени определяют поведение человека? Считается, что хотя природа человека биосоциальна, его сущность социальна, то есть закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют его жизнедеятельность, чем его генетика.            

 Второй модели человека придерживается идеалистическая философия. Это триединая модель человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа. Тело – это биологическая, природная составляющая человека. Душа – это психическая составляющая человека, мир его мыслей и чувств, возникающих в ходе взаимодействия с окружающим миром. Образно говоря, душа – это комплекс программного обеспечения, необходимый для функционирования тела, его адекватного реагирования на воздействия окружающей среды, выживания. Дух – это метафизическая (то есть, сверхъестественная) составляющая человека, это способность воспринимать высшие ценности, не имеющие практически-полезного характера, то есть, без которых вполне можно жить, но почему-то человечеству не живётся. Это религиозные, нравственные, эстетические, познавательные ценности. Душа связывает нас с окружающим миром, а дух выводит за его пределы, задаёт вертикальный вектор развития, формирует идеалы и концентрирует волю к их достижению. Наличие духа у человека невозможно объяснить без воздействия сверхъестественных сил.            

Тело, душа и дух не равноценны. Сущностью человека является дух. Именно дух делает человека человеком, отличает его от других живых существ, обусловливает прогресс общества и культуры. Однако дух – это потенциальное свойство человека. И жизненной задачей каждого индивида является развитие в себе этой потенции. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное количество их бездуховно и представляет собой всего лишь «супершимпанзе», по выражению Ф.Ницше.

 

32. Личность в социальной философии  – это человек, наделенный социальными  качествами, т.е. такими качествами, которые он приобретает при  взаимодействии с обществом.

Понятие «личность» не следует путать с понятием «индивидуальность». Личность – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни. Индивид – это единичный человек как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.

Под индивидуальностью в социальной философии понимается своеобразное сочетание в человеке природного и социального.

Человек как представитель рода или общества, есть индивид – элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). В социальной философии понятия «человек» и «личность» рассматриваются, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек – родовое, общее, а личность – единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип.

Личность в социологическом направлении – это мера социальности человека, и она всегда воплощает в себе социально значимые черты и особенности той общественной среды, в которой она формируется и действует. Люди не рождаются личностями. Личностями люди становятся в процессе социализации – посредством усвоения через образование и воспитание социально значимого опыта, общих ценностей и норм культуры общественной среды. Личность – это особое свойство, качество человека, характеризующее его как исключительно представителя определенной общественной структуры, группы, как конкретный социальный тип.

В философской антропологии личность – это существо, которое само себя определяет, следуя закону, данному собственным разумом.

Всякая личность человека – это уникальное существо, которое сформировалось под воздействием общественных отношений, а поэтому несет в себе социально значимые черты (ценности) своей жизнедеятельности в обществе, переживая и выражая их специфически индивидуальным для него способом. Структура личности: 1) общие, социально значимые особенности проявлений сознания и деятельности (моральные свойства, направленность, опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычки); 2) индивидуальные особенности проявлений ее сознания и деятельности (характер, способности, привычки, потребности и интересы, поведение); 3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения. Все эти элементы взаимно обусловлены друг другом, взаимодействуют и проявляются только в деятельности. Ведь только в деятельности и через деятельность человек непосредственно включается в систему объективных общественных отношений, упорядочивает и организует свое поведение с другими людьми.

Уникальность и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особенностей и свойств в деятельности, потребностях и интересах, в направленности и ориентация той социальной среды (класс, нация, профессиональные группы), в которую входит данный индивид.

В формировании личности человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается, прежде всего, философских проблем воспитания и образования. Задача формирования личности - это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.

33. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения вляется интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом. Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- постоянное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни.Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире- как собаки и кошки в наших библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной внутренней духовной жизни.Альберт Камю  решает проблему смысла жизни: 1. Мир абсурден. Значит, если мир абсурден, вера в смысл жизни также абсурдна, но он определяет смысл жизни в бунте этого абсурда. Бунт- это есть уверенность в подавляющей силе судьбы, но без смирения. Поиск смысла жизни индивидуален. Осознание индивидом цели смысла жизни–сложный процесс, далеко не все могут их сформулировать. «Блаженны нищие духом» 2. поиск абстрактного всеобщего смысла жизни- в религиозной философии. Русский философ Франк: «мир сам по себе бессмыслен и слеп, бессмысленна внешняя эмпирическая жизнь человека, но человеческий разум- это прорыв бессмысленности». Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. Должна быть потенциальная возможность для меня лично, для индивида приобщиться к Богу. Я должен быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою жизнь Богом.Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл жизни человека видит всю активной преобразующей силе.Эти два подхода дополняют друг друга.Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и ест чтобы жить»смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях. Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция характерна для религиозного толкования смысла жизни. Цель смысла жизни- служение высшему началу.Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская интерпретация религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтобы жило другое поколение и тд.–прогрессируетСмысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, который происходил бы из прошлого и будущего, создается самим человеком.Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание.Эрих Фром: «быть или иметь»Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны. Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе постоянно гарантировать.Большинство мыслителей утверждали, что более ценной вляется установка на бытие. Обладание- необходимое условие существования счастливой жизни. Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не нужно, отрекались от всего внешнего.Человек есть то, сколько он стоит.Преимущество установки на бытие в плане психологического комфорта более приемлемо, так как человек, ориетированный на обладание, живет в постоянном страхе перед его утратой.  Примирение позиций на бытие и на обладание послужило развитием предпринимательства в Западной Европе (Лютеранская церковь)

34. Понятие общества,  основные  сферы общественной жизни. Общество как саморазвивающаяся система

Общество- целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность ее заключ во взаимодействии людей: общество есть прогресс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественн отнош – наибол устойчивые и значимые взаимодействия между льдьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Сферы общества:

  1. Экономическая – соответствует материальным потребностям людей –в пище, одежде, материальных средств существования.
  2. Потребность в организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере.
  3. Социальная – соответствует потребности человека в общении.
  4. Духовная - в самореализации и развития своих способностей.

 

Общество как целостная саморазвивающаяся система, ее основные элементы. 
Соц-я фил-я рассматривает общ-во как целостное и динамично развивающуюся социальную систему. Всякая система представляет взаимосвязь тех или иных элементов. 
Элементами общества яв-ся:1. ЛЮДИ - личности и различные соц-е группы, а именно: 
рабочие, предприниматели, крестьяне, интеллигенция; 
национальные общности: нации и народы и т.д.; 
демографические группы: женщины, мужчины, молодежь, люди старшего возраста.

2. Все они находятся  друг с другом в разного рода отношениях: экономич-х, политич-х, духовных и стремятся реализовать свои интересы. 
С другой стороны элементами общ-ва яв-ся: 
1) различные экономич-е предприятия и учреждения; 
2) государственные и правовые институты (органы милиции, полиции, арбитражные суды, правительство, дума и т.д.); 
3) учреждения науки, образования, здравоохранения; 
4) институты духовной культуры. 
Их деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей (отдельных личностей и соц-х групп) и реализации их интересов. 
3. Важнейшими элементами функционирования яв-ся  ОБЩЕСТВ-Е ОТНОШЕНИЯ (экономич-е, политич-е, правовые, религиозные и др.), в рамках которого осуществляется деятельность людей и социальных институтов. 
Все элементы взаимодействуют друг с другом, образуя ту или иную соц-ю систему. Изменение обществ-х отношений создает объективные предпосылки для изменения соц-х институтов, духовного мира людей и в целом культуры общ-ва. 

 

35. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса.Единство принципов повторяемости и поступательности человеческой истории присуще и теории К. Маркса. Но они имеют не сверхъестественную природу, а вытекают из исследования реальных общественных процессов. Человек как вид, чтобы обеспечить самосохранение и функционирование, должен вступать в отношения с природой с целью присвоения ее тепла и энергии. Таким образом, материальное производство условий жизни и производство самого человека – является предпосылкой существования общества. Более того, именно изменчивость условий материального производства определяет его поступательный характер. Но поскольку при материальном производстве условий жизни складываются производственные отношения, являющиеся базисом общества, то поступательность становится атрибутом всего общественного развития. Однако поступательность истории не исключает в ней моменты повторяемости. Конкретный анализ способов производства дал основание утверждать неизбежность смены общественно-экономических формаций, то есть таких стадий общественного развития, которые основаны на господстве определенного способа производства. Критерием исторического прогресса является господствующий способ производства.Цивилизационная концепция исторического развития.Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывающиеся в 20в., как правило принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они и то, что доминантой являются материальные факторы, но усматривали его не в способе производства, а чаще всего в технике. На этом фундаменте выросли теория пяти стадий экономического роста Уолта Ростоу (1916), теория индустриального общества Раймона Арона (1905-1983) и т.д. На рубеже 20-21 веков среди социальных философов доминируют 2 альтернативные концепции исторического развития – формационная и цивилизационная. Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Н.Я. Данилевским (1822-1885) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, а исходил из того, что развитие осуществляется как бы параллельно нескольким социально-экономическим организациям, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер. Более того, их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. В последнее десятилетие 20в. идеи Данилевского снова получили распространение в России, они стали теоретической и идеологической базой для поиска особого «русского пути».

Информация о работе Исторические типы мировоззрения и философия