Исторические типы мировоззрения и философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 15:52, лекция

Краткое описание

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение — исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира.

Файлы: 1 файл

Исторические типы мировоззрения и философия.docx

— 135.78 Кб (Скачать)
  1. Исторические типы мировоззрения и философия.

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение — исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. 
 
Мировоззрение существует на двух уровнях 
: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном — на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия явлений природы, животных и людей. 

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. 
 
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. 
 
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.  
 
Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

2.Специфика философского  знания,  основные  разделы философии

Специфик фил знания характ в 3 аспектах:

  1. Что яв предметом философии
  2. Каким способом философия познает свой предмет
  3. Какие функции выполняет фил в обществе и культуре.

1. Филос это учение о первоначалах и первопричинах всего существующего. Аристотель говор что она наука всех наук.

17-18 в возник Европейская философия, развив экспериментально естествознание, химия, физика.

Филос всегда делала своим предметом способ бытия человека в мире.

2. Филос познает свой предмет при помощи категории мышления.

3. Функции выполняет: мировоззренческую, методологическую, познавательную, критическую, аксиологическую, воспитательно-гуманитарную, прогнастическую.

Основные разделы.

По мере историч развития философии происходила дифференциация философ знания. Уже в античности возникает такие разделы:

1) Онтология – учение о бытие.

2) Логика- как наука о законах и правил мышления.

3)Этика- учение о нравственности.

4)Физика – учение о природе.

5) Натурфилософия – как учение  о философии.

В новое время с 17в возн разделы:

1) Гносеология – учение о  познании.

2) Эстетика-учение о прекрасном.

3)Филос религии, фил истории, фил права, фил природы.

В 20 в.: 1) философская антропология, 2) аксиология ( учение о ценностях), 3) фил техники, 4)фил политики и т.д.

Это говорит о том что фил явл развивающейся формой знания и занимает особое место в культуре, выпол функцию рефлекции, т.е. самосознание культуры.

В зависимости от того какое противоположное начало берется за основу осмысления и понятия чел и мира в кот он живет возникает два противоположных направлений которые прохожят через всю историю философии.

1. Материализм – в кач основопологающего начало ( объективный).

2.Идеализм – в кач основопологающ начала мира и чел рассматривавшего духовное начало(субъек).

Дуализм – стремится примерить два начала кот признает равноправность сатериализ0ма и духовного начала.

Плюрализм – филос принцип, утверждающий в кач исходных начал мира множество равноправных субстанций.

Если брать позновательный аспект также находим два противоположных начала:

1) Агностицизм – фил позиция, соглас кот мир частично или полностью непознаваем.

2) Гностицизм-

Рационализм- объедин учения, кот рассматри разум, мышление, рассудок в кач исходного пункта фил анализа.

Сенсуализм- объедин учения, считающее  исходным пунктом познания чувственные восприятия и выходящие из них все содержания знания.

Иррационализм-фил направ, объединяющее учения, в кот утверждается, что подлинное знание о мире можно получить с помощью интуиции или инстинкта, а разум, рассудок явл препятствием для постижения истины.

 

7. Античная философия: софисты и сократ

Расцвет в этот период с 5 в до 4 до н.э. , он связан с развитием Афин, ктор превратились в политич, экономичес, и культурный центр Греции. Это второй этап развития античной философии отличается от космологического тем, что в этот период происходит смещение философского поиска с космоса на человека. Из независимого мудреца-созерцателя философ превратился в служащего за деньги. Они учили своих клиентов вести дискуссию, доказывать свою правоту в суде и народном собрании.

Поначалу софистами наз всех философов, но постепенно это слово приобрело негативный оттенок. Софистами стали наз тех философов которые отрицали религию и нравственность, подчеркивали условность гос законов и моральных норм.

Аристотель наз софистов учителями мнимой мудрости.

Софистика:

1. миропонимание основано на  мифологических веррниях, противопоставляется смелый субъективизм, исходящий из положения «чел есть мера вещей».

2.метод рассуждения основан  на предномеренном нарушение законов формальной логики, на употребление ложных доводов выдаваемых за правильные.

Они обучали судопроизводству, политике, и разным знаниям кот необх гражданам для практичес использования. Польшое значение придавалось риторике. Риторика – ораторское искусство.

Софисты сыграли огром роль в разработке техники, философской дискуссии, в развитии искусства логической аргументации. Ведущим направлением счит проблемы чел и общества.

Самыми известными софистами были Протагор, Горгий.

В основе мировоззрения Протагора лежит идея всеобщей изменчивости. С его точки зрения, любое мнение явл истинным, т к о каждой вещи возможны два противоположных суждения. Единств мерой истинности суждения явл чел. «Чел мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующех же, что они не существ. Все вещи сами по себе ни хороши, ни плохи: их качества целиком определ взглядами отдельного чел.

Он был мастером полемики и смелым вольнодумцем. По просьбе Перикла он написал свод законов для Афин. За книгу в кот он отрицал существ богов, был приговорен к смертной казни и вынужден был бежать из Афин.

Горгий развил идею относительности всех вещей Протагора и перенес ее на область морали. Согласно его воззрениям,  если все истины относительны, то не может существ и абсолютных норм нравственности. Все представления о добре и зле созданы людьми, следовательно, искусственны и могут быть подвергнуты сомнению и изменены.

Он выдвинул т ри основ тезиса:

1. ничего не существует

2. если что то и существует, познать его нельзя

3. если что то и можно познать, то знание об этом невозможно  передать другому.

Он считал чел речь наилучшим и совершеннейшим орудием и для доказательства своих убеждений манипулировал логической и грамматической структурами предположений.

Фил Сократа.

Он никогда ничего не писал, пологая, что написанный текс не способен отразить процесс философствования. Свою фил систему он раскрыл в беседах с учениками и в выступлениях на улицах и площадях его родных Афин. Его идеи дошли до нас в записях учеников, прежде всего Платона.

Его учение дал поворот от размышлений о мире, космосе, природе к размышлению о чел и обществе, в кот чел живет.( от материализма к идеализму).

В центре воззрениях наход проблема чел, а также вопросы этики и познания.

С его точки зрения, строение мира и природы вещей непозноваемы: чел может знать только самого себя. Он говорил: Я знаю только то, что ничего не знаю. «Познай самого себя». Осюда высш задачей фил станов искусство жить.

Согласно его учению, знание есть мысль, понятие об общем. Понятия раск через определ а обобщаются через индукцию. Оставил образцы определ и индукцию этических понятий ( справедливости). Определению понятия должна предшествовать беседа, в ходе кот собеседник путем вопросов изобличается в противоречиях. Выяв противор позволяет устранить мнимое знание, а беспокойство побуждает к поискам подлинной истины.

Свой метод позннаия назвал Диалектикой. Согла ему диалектикой явл искусство рассуждать. Диалектик тот кто умеет ставить вопросы и находить ответы.

Свои приемы исследования сравнивал с повивальным искусством ( майевтикой). Он сч что в душе чел присутст зерно истины, душа как бы беременна истиной. Для того чтобы родить истину чел подобно женщине при родах нуждается в особом вспоможении.

В центре фил его – чел познающий, но при этом нравственный, поскольку его мысли, познание неотделимо от морали. Задачей его явл не размышление о мире, а познание чел и поиск пути жить и поступать одновременно целесообразно и нравсвенно.

Роль гос закл в том чтобы реализовывать на практике общее понятие о справедливости.

 

Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804). Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое  значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта (работы «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума»). Он переходит на позиции философского дуализма(фил принцип, утверждающий в кач равноправ исходных началмира две субстанции: материальную и духовную) и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Системы взглядов в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? По его мнению, ответ на последний вопрос – является ключевым и его решение приведет к решению всех других вопросов.

Теория познания. Кант осуществляет своего рода «коперниканский переворот» в философии, утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемыми вещами, миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что чел всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Соответственно главной задачей философии является разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. Приступая к анализу процесса познания, он исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который явл источником наших ощущений.  Наряду с ним, существует мир явлений, который он называет природой, - это тот мир, который  мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой как совокупность человеческих представлений. Мир явлений, создаваемых человеком, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир «вещей в себе». Чел же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир «вещей в себе» абсолютно не доступен ему. Человек о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.

Информация о работе Исторические типы мировоззрения и философия