Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 15:52, лекция
Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение — исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира.
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».
Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная же диалектика или диалектическое - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.
Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та метата физика - буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля - А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» - частно-научного знания.
В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:
1. Философия как наука о
2. Особая философская наука -- онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.
3. Философский способ познания
(мышления) и действия, противостоящий
диалектическому методу как
Самая характерная, существенная черта метафизики -- односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире -- того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.
Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:
1. Старая метафизика - была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики - отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.
2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом: а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения; б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»); в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»); г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»); д) как движение, из которого изымается его сущность -- противоречие; е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Возможны и другие, в том числе и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.
1)Под диалектикой
понимается совокупность
закономерностей, процессов,
действующих в мире независимо от сознания
человека. Это диалектика природы, диалектика
общества, диалектика мышления, взятая
как объективная сторона мыслительного
процесса. Это объективная реальность.2)Субъективная
диалектика, диалектическое мышление.
Она представляет собой отражение объективной
диалектики в сознании.3)Философское учение
о диалектике или теория диалектики. Выступает
как отражение отражения. Называется учением
о диалектике, теорией диалектики.
Законы диалектики.
Наиболее общими законами
Д. являются: переход количественных изменений
в качественные, единство и борьба противоположностей,
отрицание отрицания.
Законы диалектики
представляют собой логичное выражение
существенного в развитии.
Закон единства
и борьбы противоположностей.
Сущность этого закона
состоит в том, что предметы и явления
объективного мира в процессе своего развития,
вытекающего из взаимодействия и противоречия
между различными предметами и явлениями
и различными сторонами внутри предметов
и явлений, переходят из состояния незаметного,
несущественного различия составляющих
данное явление сторон, тенденций к существенным
различиям моментов целого и к противоположностям,
которые вступают между собой в противоречие,
борьбу, составляющую внутренний источник
развития данного явления. Каждый предмет
содержит в себе иное самого себя. Внутренняя
противоречивость любого объекта состоит
в том, что в едином предмете в одно и то
же время имеет место и взаимопроникновение
и взаимоисключение противоположностей.
Развитие возможно только благодаря противоречию,
т. е. возникновению активного взаимодействия,
столкновения, борьбы противоположностей.
Борющиеся противоположности находятся
между собой в единстве в том смысле, что
они присущи одному предмету, явлению.
Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей
в рамках данного единства, составляет
источник развития.
Закон перехода
количественных изменений в качественные.
Развитие как движение
от простого к сложному, от низшего к высшему,
от старого качественного состояния к
более высокому, новому качеству есть
одновременно и непрерывный, и прерывный
процесс. При этом количественные изменения
явлений до известного предела носят характер
относительно непрерывного роста одного
и того же по своему качеству объекта,
который, изменяясь количественно в пределах
одной и той же меры, не перестает быть
тем, что он есть. Только на определенной
ступени развития, при определенных условиях
объект теряет свое прежнее качество и
становится новым. Развитие, т. о., есть
единство прерывности и непрерывности,
революционного, скачкообразного и эволюционного
изменения явлений. Закон перехода количественных
изменений в качественные показывает,
как осуществляется возникновение нового.
Закон отрицания
отрицания.
Всякое развитие есть
определенным образом направленный процесс.
Эту сторону развития выражает закон отрицания
отрицания. Каждое явление относительно
и в силу своей конечной природы переходит
в другое явление, которое при определенных
условиях может стать противоположностью
первого и выступить в роли его отрицания.
Отрицание составляет необходимое условие
развития, поскольку оно есть не только
отрицание старого, но и утверждение нового.
Но процесс развития не останавливается
на этом. Вновь возникшее качество также
переходит в иное качество. Отрицание
снимается вторым отрицанием, а вся цепь
развития представляет собой процесс
отрицания отрицания. В результате этого
нарастающего отрицание отрицания получается
движение предмета от простого к сложному,
от низшего к высшему с элементами повторения
пройденного, временного отступления
назад и т. д. Закон отрицания отрицания
дает обобщенное выражение развития в
целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный
характер развития; он выражает такой
переход явлений из одного качественного
состояния в другое, при котором в новом
качестве воспроизводятся на более высоком
уровне некоторые черты старого качества.
Словом, этот закон выражает и процесс
коренного изменения старого качества,
повторяющуюся связь между различными
этапами развития, т. е. основную тенденцию
развития и преемственность между старым
и новым. Развитие совершается так, что
высшая ступень развития выступает как
синтез всего предшествующего движения
в его снятом виде. Каждый момент развития,
как бы он ни был отличен от предыдущего,
происходит из него, является результатом
его развития, поэтому заключает, сохраняет
его в. себе в преобразованном виде.
Сущность
и явление - категории, отражающее
всеобщие формы предметного мира и его
познание человеком. Сущность - это внутреннее
содержание предмета, выражающееся в единстве
всех многообразных и противоречивых
форм его бытия; явление - то или иное обнаружение
(выражение) предмета, внешние формы его
существования. В мышлении категории Сущности
и явления выражают переход от многообразия
наличных форм предмета к его внутреннему
содержанию и единству -- к понятию. Постижение
сущности предмета составляет задачу
науки.
Содержание
и форма - категории, во взаимосвязи
которых содержание, будучи определяющей
стороной целого, представляет единство
всех составных элементов объекта, его
свойств, внутренних процессов, связей,
противоречий и тенденций, а форма есть
способ существования и выражения содержания.
Термин “форма” употребляется также
для обозначения внутренней организации
содержания и связан, т.о., с понятием структуры.
Отношение Содержания и формы характеризуется
единством, доходящим до их перехода друг
в друга, однако это единство является
относительным. Во взаимоотношении С.
и ф. содержание представляет подвижную,
динамичную сторону целого, а форма охватывает
систему устойчивых связей предмета. Возникающее
в ходе развития несоответствие С. и ф.
в конечном счёте разрешается “сбрасыванием”
старой и возникновением новой формы,
адекватной развившемуся содержанию.
Необходимость
и случайность - категории, которые
конкретизируют представление о характере
зависимости явления, выражают различные
аспекты, типы связей, степень детерминированности
явления. При определенных условиях необходимость
- вещь, явление в их всеобщей закономерной
связи внутренних, устойчивых, повторяющихся,
всеобщих отношений действительности,
основных направлений ее развития; выражение
такой ступени движения познания в глубь
объекта, когда вскрываются его сущность,
закон; способ превращения возможности
в действительность, при котором в определенном
объекте имеется только одна возможность,
превращающаяся в действительность.
Причина
и следствие - категории, отображающие
одну из форм всеобщей связи и взаимодействия
явлений. Под причиной понимается явление,
действие которого вызывает, определяет,
изменяет, производит или влечёт за собой
другое явление; последнее называют следствием.
Производимое причиной следствие зависит
от условий. Одна и та же причина при разных
условиях вызывает неодинаковые следствия.
Различие между причиной и условием относительно.
Каждое условие в определенном отношении
является причиной, а каждая причина в
соответственном отношении есть следствие.
П. и с. находятся в единстве: одинаковые
причины в одних и тех же условиях вызывают
одинаковые следствия. В области общественных
наук причины отличаются от поводов --
процессов, способствующих их проявлению.
Возможность
и действительность - категории диалектики,
отражающие две основные ступени развития
каждого предмета или явления в природе,
обществе и мышлении. Возможность - есть
объективно существующая тенденция развития
предмета. Она возникает на основе той
или иной закономерности развития предмета
и выражает эту закономерность. Действительность
- есть объективно существующее единство
закономерности взаимосвязи развития
предметов и всех ее проявлений.
30. Сознание, его структура. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.
Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности.
Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее от объективного мира и созидающее его.
Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего.
Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека.
Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности.
Воззрения домарксовских материалистов были ограниченными: они истолковывали человека как природное, биологическое существо, игнорировали его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность).
Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем:
Сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека.
Человек мыслит с помощью мозга. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.
Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания.
Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание).
Вместе с тем сознание ни сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека.
Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры - продуктах труда, произведениях искусства и пр.
Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.
Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. - несводимы к индивидуальному сознанию.
Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира.
Происхождение и сущность сознания.
Самые первые представления
о сознании возникли в
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга.
Материализм - материя первична
и исторически и
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Сознание можно абсолютно
противопоставить материи
Различие - сознание не есть
сама материя, а одно из ее
свойств. Составляющие содержание
сознания образы внешних
Единство и связь - психические явления и мозг тесно связаны как свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.
Информация о работе Исторические типы мировоззрения и философия