Необходимость
перехода к информационному обществу
тесно связана с изменением характера
воздействия научно-технического прогресса
на жизнь людей. В конце XX века скорость
смены технологических укладов в производстве,
технологиях предоставления продукции
и услуг и управлении этими процессами
существенно увеличилась. Если в начале
и даже в середине века такие смены происходили
в периоды времени, значительно превышающие
длительность жизни одного-двух поколений,
то сегодня смена технологического уклада
происходит за более короткий срок. При
этом кардинально меняется образ жизни
большей части населения, социально-психологическая
модель поведения людей и общества в целом.
Особенно существенно начинают отличаться
модели поведения нынешнего и будущего
поколений - известная проблема "отцов
и детей". Очевидно, что одним из факторов,
способных в определенной степени ослабить
воздействие на психику человека подобных
изменений в образе жизни, является уровень
информационной подготовленности человека
к грядущим изменениям. Одним из важнейших
показателей изменения образа жизни во
второй половине нашего века является
развитие и использование новых информационно-коммуникационных
технологий во всех областях социальной
жизни и деятельности, уровень производства
и потребления обществом информационных
продуктов и услуг. Очевидны изменение
отношения к информации и расширение возможностей
получения и применения информации для
усиления человеческого потенциала и
его развития во многих направлениях.
Все вышесказанное
определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно
значимой задачи - создание социально-психологической
модели поведения члена информационного
общества, выявления "точек" и методов
воздействий, которые обеспечат нормальную
адаптацию и комфортное существование
человека в условиях информационного
общества, уменьшат противоречия между
поколениями.
Представляется, что наиболее
действенным образом такое воздействие
оказывает система образования,
которая должна приучать ребенка, подростка
и взрослого к необходимости
постоянных изменений в образе жизни, к восприятию,
следованию и сохранению национальных
традиций и культурного наследства своей
страны.
Заключение
Информационное общество – одна
из теоретических моделей, используемых
для описания качественно нового этапа
общественного развития, в который вступили
развитые страны с началом информационно-компьютерной
революции. Технологическим основанием
общества становятся не индустриальные,
а информационные и телекоммуникационные
технологии.
Информационное
общество – это общество, в котором:
1. Информация
становится главным экономическим
ресурсом, а информационный сектор
выходит на первое место по
темпам развития, по числу занятых,
по доле капиталовложений, по
доле в ВВП. ИТТ становятся
главным средством повышения
эффективности производства, укрепления конкурентоспособности
как на внутреннем, так и на мировом рынке.
2. Имеется развитая
инфраструктура, обеспечивающая создание
достаточных информационных ресурсов.
Это в первую очередь система
образования и наука. Происходит
перерапределение ресурсов в пользу
науки и образования. В США так называемый
накопленный человеческий капитал в три
раза больше активов всех американских
корпораций. Основной формой собственности
становится интеллектуальная собственность.
В конкурентной борьбе за мировое первенство
появляется новый фактор – уровень развитости
информационной инфраструктуры и индустрии.
3. Информация
становится предметом массового
потребления. Информационное общество
обеспечивает любому индивиду
доступ к любому источнику
информации. Это гарантируется законом
( военная и государственная тайна также
определяется законом) и техническими
возможностями. Появляются новые критерии
оценки уровня развития общества – количество
компьютеров, количество подключений
к Интернету, количество мобильных и фиксированных
телефонов и т.д. Вырабатываются правовые
основы информационного общества.
4. Формируется
единая интегрированная информационная
система на основе технологической
конвергенции (слияния телекоммуникационной,
компьютерно-электронной, аудио-визуальной техники). Создаются
единые национальные информационные системы
(в США – в 1980-е гг., в Западной Европе –
в 1990-е.).
5. Информационное
общество формируется как глобальное.
Оно включает в себя:
- мировую "информационную экономику";
- единое мировое информационное пространство;
- глобальную информационную инфраструктуру;
- формирующуюся мировую законодательно-правовую систему.
В информационном
обществе деловая активность перетекает
в информационно-коммуникативную
среду. Формируются виртуальная
экономика, виртуальная финансовая
система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы
о механизмах их регулирования и связи
с реальной, "физической" экономикой.
Вопросы
- Что такое «информационное общество»
- Основные авторы концепции «информационного общества»
- Пять стадий процесса становления информационного общества (по А.И. Ракитову)
- Отличительные черты информационного общества
- Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития (по И.В. Соколовой)
- Опасности развития информационных технологий
- Преимущества, которые дают обществу информационные технологии
- Принципы развития доступа к общественной информации
- Что такое «Государственная информационная политика»
- Характерные черты и признаки информационного общества
Библиографический
список
- Служба тематических словарей в Интернет Глоссарий.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://glossary.ru/
- Brzezinski Zb. Between Two
Ages. America's Role in the Technetronic Era. – New York, 1970. – 334 p. ; Line М. Some possible future effects of information technology // IFLA. – 1984. – № 1. – P. 57–62.; Masuda Y. The information society: as post–industrial society. – Tokyo, Japan: Institute for the Information Society,
1980. – 171 p.; Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд–во МГУ, 1999. – 208 с. – (21 в.: Информ. и о–во); Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999. – 261 с.; Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – 447 с.; Черри К. Человек и информация: Пер. с англ. – М., 1977. – 388 с.; Чугунов А.В. Теоретические основания концепции «Информационного общества»: Учеб.–метод. пособие по курсу «Интернет и политика». – СПб., 2000 – 52 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institute.org.ru/library/ articles/1021546566.html; Чэнь Ж. Восьмая стадия управления информацией: управление информационными ресурсами и управление знаниями, администратор информации и администратор знаний // Междунар. форум по информ. и документации. – 1998, Т. 23., № 3. – С. 15–19.
- Филиппов А.Ф. О понятии социального пространства // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Е.И. Заславской. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 103–112.
- Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999. – 261 с.
- Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. – М., 1998. – 104 с.; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991. – 287 с.
- Лиотар Ж.–Ф. Состояние постмодерна: Глава 1. Поле: знание в информационных обществах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skydger.twilight.ru/Science/Liotard_pc/chapter01.html
- Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи - М.: Союз, 1999. - 228 с.
- Курицкий А.Б. глобализация и Интернет //Проблемы современной экономики, N 3(7) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=18323
- Building the European Information
Society for us all: Final policy report of the high-level expert group (April 1997) / European Commission Directorate-General
for employment, industrial relations and social affairs. - Manuscript
completed in April. – 1997 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/employment_social/knowledge_society/docs/buildingen.pdf
- Europe and the global information
society. Recommendations to the European Council, May 1994 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/archives/ISPO/docs/basics/docs/bangemann.pdf
- Green Paper. Living and Working
in the Information Society: People First. European Comission, Belgium, 1996 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/employment_social/knowledge_society/green_en.pdf
- Europe at the Forefront of
the Global Information Society: Rolling Action Plan [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.epractice.eu/files/media/media_441.pdf
- Подберезкин А.И., Подберезкин И.И. Информационное общество и государство // Информационно-аналитический портал "Наследие" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nasledie.ru/politvne/18_10/article.php?art=18