Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:12, реферат
Учение Канта о целесообразности в органической природе с его достоинствами и недостатками выступают в противоречивом сочетании. Совершенно ясно, что, отрицая применимость к организмам принципа механической причинности в качестве способа теоретического объяснения, Кант и в решении этого вопроса становится агностиком, однако в кантовском отрицании принципа механического объяснения целесообразных органических структур звучит и другой, принципиально не связанный с агностицизмоммотив, а именно критика односторонности и недостаточности механизма как метода, призванного объяснить происхождение органических форм, но все же механизм для Канта остается идеалом.
1.Введение 2 стр.
2.Биография Канта 3 стр.
3.Аналитика прекрасного. 4 стр.
4. Аналитика возвышенного. 5 стр.
5. Дедукция чистых эстетических суждений. 7 стр.
6. Диалектика эстетической способности суждения. 11 стр.
Список литературы 18 стр.
Принцип вкуса всегда можно усматривать прежде всего в том, что вкус судит эмпирически, через внешние чувства, или из априорных оснований. В первом случае это будет эмпиризм вкуса, во втором - его рационализм. Рационализм же принципа вкуса может быть или рационализмом реализма, целесообразности, или рационализмом идеализма ее, но суждение вкуса не есть познавательный процесс, а красота - не свойство предмета самого по себе, это лишь эстетические чувства в самом субъекте, поэтому рационализм принципа вкуса никогда нельзя усматривать в том, будто целесообразность в этом суждении мыслится как объективная. За реализм эстетической целесообразности природы говорят прекрасные творения самой природы. Об идеализме целесообразности в красоте природы Кант пишет так: "Но что прямо доказывает принцип идеальности целесообразности в красоте природы, как принцип, который мы всегда полагаем в основу самого эстетического суждения и который не позволяет нам применять реализм цели природы в качестве основания для нашей способности представления, - так это то обстоятельство, что при оценке красоты вообще мы ищем мерило в нас самих и что эстетическая способность суждения, когда судит о том, прекрасно все это или нет, сама себе устраивает законы, чего не могло бы быть, если допустить реализм целесообразности природы, ибо мы в таком случае должны были бы учиться у природы тому, что мы должны считать прекрасным и суждение вкуса было бы подчинено эмпирическим принципам".
Еще яснее можно усмотреть принцип идеализма целесообразности в изящном искусстве, в самом деле, с прекрасной природой оно имеет общее то, что в нем нельзя допустить эстетический реализм, целесообразности через ощущения, но удовольствие не должно зависеть от достижения определенных целей. Изящное искусство не есть продукт рассудка или науки, а как произведение гения, и, следовательно, оно получает свои правила через эстетические идеи, которые существенно отличаются от исходящих из разума идей определенных целей. Следовательно, даже в основе рационализма лежит идеальность целей, а не их реальность. Таким образом, идеализм целесообразности в суждении вкуса о прекрасном в природе и в искусстве есть единственное предположение, при котором критика только и способна объяснить возможность суждения вкуса.
Прекрасное есть символ нравственно доброго: и только принимая это во внимание, оно и не нравится с притязанием на согласие каждого другого, причем душа сознает и некоторое облагораживание и возвышение над восприимчивостью к удовольствию от чувственных впечатлений и судит по такой же максимальной мерке своей способности суждения о достоинстве других. Прекрасное нравится непосредственно, без всякого интереса, предполагает полную свободу воображения, субъективный принцип суждения о прекрасном становится всеобщим. Для изящного искусства существует только манера, а не способ обучения. Мастер показывает ученику, как и что надлежит делать, общие правила для данного искусства являются напоминанием, а не перенесением в процесс творчества, но стремление к идеалу существует, но в практике этот идеал почти недостижим. Только когда учитель разбудит в ученике воображение, только тогда ученик сможет творить по законам красоты изящного искусства, то есть, может проявиться гениальность ученика, его культура душевных сил.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кант И. Трактаты и письма (Вступит. ст. А.В. Гулыги) - М., Наука, 1980.
2. Абрамян Л.А. Главный труд Канта: к 200-летию выхода в свет "Критики чистого разума" - Ереван, Айастан, 1981.
3. Баскин Ю.Я. Кант. - М., Юрид. лит., 1984.
4. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр. прочтения "Критики чистого разума". М., Наука, 1986.
5. Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант: ученый, философ, гуманист. - Л., Ленингр. ун-та, 1984.
6. Гулыга А.В. Кант. 2-е изд. - М., Мол. гвардия, 1981, ("Жизнь замечательных людей").
7. "Критика чистого разума" Канта и современность, Б.А. Штейнберг, Т.И. Ойзерман, М. Бур и др., АН Латв. ССР, Ин-т философии и права. - Рига, Зинатне, 1984.
8. Философия Канта: Современ. исслед. и дискусс.: к 200-летию "Критики чистого разума" /Ин-т философии АН СССР, М., 1983.
9. Философия Канта и современный идеализм, И.С. Андреева, И.И. Ремезова, Л.А. Боброва и др., Отв. ред. И.С. Андреева, Б.Т. Григорьян, АН СССР, ИНИОН, М., Наука, 1987.
10. И. Кант "Критика способности суждения", М., Мысль, 1966.
11. И. Кант Сочинения в шести томах, т. 5.
12. В.Ф. Асмус Проблема целесообразности в учении Канта в органической природе и в эстетике. Вступит. статья к соч. И. Канта в шести томах, т. 5.
13. Философский словарь, М., Политическая литература, 1975.
14. В.Ф. Асмус, Избранные философские труды, М., Моск. ун-т, 1971.
15. Л.А. Калинников. Проблемы философии истории в системе Канта, Л., Ленингр. ун-т, 1978.
16. М.С. Каган. Лекции по истории эстетики, Л., 1978.
17. И.С. Нарский. Кант. "Мыслители прошлого", М., Мысль, 1976.
Информация о работе Иммануил Кант. Родоначальник немецкой классической философии