Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:08, контрольная работа
Родоначальником прагматизма считается видный американский философ Чарлз Сандерс ПИРС (1839-1914).
Основные идеи прагматизма сложились у Пирса к началу 70-х годов и были сформулированы им в двух статьях - "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными".
Исторически прагматистская доктрина выросла из полемики Пирса против рационализма Декарта, в частности, трех его основополагающих принципов: методологического сомнения, интуиции и критерия ясности и отчетливости идей.
Уильям Джеймс (1842-1920).
Основные
работы: "Воля к вере"
(1897), "Прагматизм" (1907) и "Плюралистическая
вселенная" (1909).
Славу одного из ведущих психологов мира
принес Джеймсу труд "Основания психологии"
(1890).
Прагматизм = метод
«улаживания философских споров». Этот
метод нейтрален и антидогматичен.
Центральное положение
философии Джеймса - отдельный человек,
и все философские проблемы оценивались
в той роли, которую они могут играть в
жизни человека.
Принцип «воли к вере» -«правовая основа» религиозной веры:
Совершенная иррациональность и непознаваемость мира:
Недостатки теории истины Джеймса:
Социальное
кредо Джеймса: все в этой жизни зависит
от самого человека, поэтому следует действовать,
но действовать согласно религиозно-нравственным
интересам, не восставая против существующих
общественно-политических порядков, а
пребывая в рамках, поставленных ими.
Основная нравственная
заповедь: делать то, «то окупается»,
что «дает платежи», что способствует
наилучшему устройству человека в мире.
«Инструментализм» Джона Дьюи (1859-1952).
Свой "инструментализм"
Дьюи рассматривал как логическую версию
прагматизма. В ее основе лежит бихевиористская
теория мышления: анализ познания с помощью
описания физических действий людей, всего
их поведения. Интеллект выступает главным
орудием приспособления и выживания. Он
не призван адекватно отражать действительность,
а направлен на ее преобразование в соответствие
с нашими потребностями.
Одна из главных категорий
прагматизма Дьюи : Интеллект имеет
дело не с противостоящей ему объективной
действительностью, а с опытом. Понятия
и идеи = инструменты по преобразованию
опыта. Понятийное мышление не начнет
функционировать, пока люди не окажутся
в проблематической ситуации, в которой
организм испытывает чувство неопределенности,
запутанности, затрудненности действий.
Для преодоления подобной ситуации интеллект
проводит "исследование", предп
Истины должны "работать". Полезность истины не произвол, т.к. истина в прагматистском истолковании предполагает общественные и объективные условия. При этом все наши истины, а также понятия, теории и системы суть гипотезы, которые развиваются в процессе применения.
Предпочтение понятию истины понятия ценности. Инструментальная теория призвана указывать, где следует и где не следует искать ценности. Научные истины и технические достижения должны быть соединены с человеческими ценностями. Прогресс всегда так или иначе связан с усилиями людей по переоценке существующих ценностей. Осознание естественной наукой человеческих ценностей, полагал Дьюи, приведет к преодолению дуализмов и в конечном итоге конфликта позиций гуманизма и натурализма.