Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:08, контрольная работа
Родоначальником прагматизма считается видный американский философ Чарлз Сандерс ПИРС (1839-1914).
Основные идеи прагматизма сложились у Пирса к началу 70-х годов и были сформулированы им в двух статьях - "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными".
Исторически прагматистская доктрина выросла из полемики Пирса против рационализма Декарта, в частности, трех его основополагающих принципов: методологического сомнения, интуиции и критерия ясности и отчетливости идей.
Поскольку сущность верования заключается в установлении привычки, то различные верования отличаются друг от друга теми способами действия, которые они вызывают. «Если верования не различаются в этом отношении, если они кладут конец всяким сомнениям посредством производства одних и тех же правил действия, тогда никакие различия в способе их осознания не могут превратить их в различные верования точно так же, как наигрывание одной и той же мелодии в разных ключах не превращает ее в разные мелодии». Таким образом, осязаемое и практическое — корень всякого различия в мысли.
КОНЦЕПЦИЯ СУЩЕСТВА ПОЗНАНИЯ
позволила определить отношение
Пирса к другим философским направлениям.
Он признавал близость позитивизму,
также придерживающемуся
Пирс интересовался проблемами космологии и космической эволюции. Он рассматривал космос в единстве двух тенденций: непрерывности, структурированности, обретения законов-привычек (синехизм) и нарушающего этот порядок случая (тихизм). Если рассматривать их как виды эволюции, то первую из них можно определить как происходящую в силу механической необходимости, вторую — в силу случайного изменения. Но высшей формой эволюции Пирс полагал ту, которая движима принципом любви (агапизм).
ШИРОКИМ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ и международной известностью прагматизм обязан в первую очередь У. Джеймсу. По словам Д. Дьюи, «Пирс писал как логик, а Джеймс — как гуманист». Утверждение идей прагматизма в Америке и Европе во многом обязано достоинствам его литературного стиля, ясности изложения и широте интересов. Прагматизм, согласно Джеймсу, представляет старое эмпирическое направление, но в более радикальной форме. Приверженность прагматизму означает в первую очередь не верность каким-то вполне определенным представлениям о мире и человеке, но концепцию особого отношения к опыту, переосмысление того, что именуется истиной.
Именно применение метода к конкретному, фактическому вносит перемены в трактовку существа истины. Истинные идеи — те, которые можно усвоить, подтвердить, подкрепить и проверить. С ложными идеями это же проделать нельзя. Истина — не какое-то неизменное свойство, заключающееся в идее, она случается, происходит с идеей. Истинность идеи — событие, процесс ее самопроверки и подтверждения.
Джеймс положил немало
усилий, чтобы отвести упрек в
простом сведении истины к пользе
для отдельного человека, в придании
ей произвольного и чисто
Прагматистский подход Дьюи позволил ему внести важный вклад в социальную философию, пересмотреть ряд ее классических догм. Дьюи полагал, что оптимальная стратегия всякой общественной деятельности предполагает «освобождение и использование разнообразия индивидуальных способностей и предприимчивости, планирования, предвидения, энергичности и стойкости. Личность должна образовываться, но она не может образовываться, когда ее действия ограничены исключительно техническими, специализированными или другими несущественными сторонами жизни. Полноценное образование происходит только тогда, когда каждая личность принимает посильное ответственное участие в определении целей и в политике тех социальных групп, к которым она принадлежит». Отклоняя свойственную британской либеральной философии тенденцию превращать свободу и реализацию прав в цели сами по себе, Дьюи одновременно резко критиковал характерную для немецкого политического мышления философию «неизменных обязанностей и авторитарного закона, поскольку, как показали события, такая философия опасна из-за той скрытой угрозы, которую она несет свободному самоопределению других социальных групп. Кроме того, как показывает анализ, эта философия также внутренне несостоятельна. В своей враждебности свободному экспериментированию и свободе выбора индивида в том, что касается общественных дел, она ограничивает возможности многих или даже большинства индивидов эффективно участвовать в общественных действиях и тем самым лишает общество полноценного вклада его участников. ...В этом состоит значимость демократии». В перспективе общественного развития, по мере того как новые идеи будут находить адекватное выражение в самой жизни и впитываться в моральные основы общества, они, по убеждению Дьюи, «не будут такими идеями, которые нужно излагать, обдумывать и доказывать посредством умозаключений, а будут представлять собой спонтанный способ раскрытия жизни. Тогда они приобретут религиозную ценность. Религиозный дух будет возрожден, поскольку он будет находиться в гармонии с несомненными научными убеждениями людей и их повседневной общественной деятельностью».
ПРАГМАТИЗМ сохраняет свое положение и в современной американской философии. В форме неопрагматизма он наиболее ярко представлен в работах Р. Рорти, одного из самых популярных философов США. Его отличает обновление принципов классического прагматизма в свете достижений как аналитической философии, так и идей ряда европейских философов, среди которых должны быть названы поздний Витгенштейн, ранний Хайдеггер и др. Рорти пересматривает традиционный образ философии, в центре которой находились эпистемология и метафизика, стремящиеся представить познание как отображение (репрезентацию) действительности и глубинной природы вещей. С выявлением призрачности «абсолютов» и «последних оснований» приходит конец подобному типу философии. Установка на выработку максимально полезных и ситуативных описаний действительности не означает в то же время и конца философии. Обладая широким разнообразием, исключающим общее фундаментальное основание, философия есть скорее набор инструментов, полезных для решения многих конкретных задач. Она не претендует на привилегированное положение в культуре, и ее ценность определяется той ролью, которую она исполняет в коммуникации между различными сферами человеческой культуры. В этом своем качестве ее лучше рассматривать не как фундаментальную теорию, но как род литературной деятельности, как «голос в разговоре человечества», способный эффективно поддержать эту коммуникацию.
Из жизни великих...
Чарльз Пирс (1839-1914) - американский философ, логик, математик, естествоиспытатель. После окончания Гарвардского университета Пирс работал в области астрономии и геодезии. Свободное время Пирс отдавал занятиям философией и логикой. При жизни он не опубликовал ни одной книги по философии, ограничившись публикацией лишь нескольких статей. Высказанные в них пионерские идеи воспринимались его сторонниками как побуждение к мысли в определенном направлении, а не к строгому ее следованию.
Итальянский философ-прагматист Паппини образно пояснил связь метода и конкретных убеждений: «Прагматизм расположен посреди наших теорий, подобно коридору в гостинице. Бесчисленное множество номеров выходит на этот коридор. В одной комнате вы найдете человека, пишущего атеистический трактат; в ближайшей какой-нибудь другой - человек молится на коленях о подании веры и силы; в третьей - химик исследует свойства тел; в четвертой -обдумывается какая-нибудь система идеалистической метафизики; в пятой - доказывается невозможность метафизики. Но коридор принадлежит всем; все должны пользоваться им, если желают иметь удобный путь, чтобы выходить и заходить в соответствующие комнаты».
Разъясняя существо метода прагматизма, Пирс указывал, что он есть «применение того единственного принципа логики, что был предложен Иисусом: «По плодам их узнаете их», и самым тесным образом увязан с идеями Евангелия. Вера - не минутное состояние сознания; это привычка ума, длящаяся какое-то время, большей частью бессознательно. Подобно другим привычкам, она полностью самодостаточна. В свете этого сомнение можно определить как лишение привычки или как сознание отсутствия надлежащей привычки (правила действия) при потребности в обладании таковой.
Истина, по Джеймсу (Уильям Джеймс, 1842— 1910), - родовое понятие для всех видов определенных рабочих ценностей в опыте. Прагматист не отрицает истину и старается лишь точно объяснить, почему люди ищут истину и всегда обязаны ее искать; он наблюдает за ее работой в отдельных случаях, а затем обобщает. Разумеется, замечал Джеймс, истина независимая, неисправимая, неизменная, которую нельзя приспособить к человеческим потребностям, - такая истина «существует в изобилии». Но в этом случае «она обозначает лишь мертвую сердцевину живого дерева; ее существование означает лишь, что и истина имеет свою палеонтологию, свой «срок данности», что она с годами службы окостеневает, окаменевает в глазах людей от одной только старости».
Центральное место в концепции прагматизма, разрабатывавшейся Джоном Дьюи, принадлежит инст-рументалистской трактовке познания. Понятия и идеи суть инструменты по преобразованию опыта. У опыта, согласно Дьюи, два измерения: одно - обладание им, другое - познание для более уверенного обладания этим же опытом. Дьюи исключительно широко трактовал опыт: это - «сны, безумие, болезнь, смерть, войны, поражение, неясность, ложь и ужас». Опыт объемлет «как трансцендентальные системы, так и эмпирические науки, как магию, так и науку. Опыт включает склонности, мешающие усвоению опыта».
«Исследование» в его прагматистском понимании должно стать руководящим принципом и в области морали, политической и общественной деятельности, обусловив важные перемены в видении самого существа проблем в этих областях деятельности. Проблемы перестанут быть чисто метафизическими или теологическими и обретут смысл собственно практических проблем, побуждающих к постоянному устранению недостатков из жизни. Эта перемена важна и в целях реализации морального прогресса, неотделимого от прогресса демократии и особенности образования (сердцевины человеческой социальности).
Демократию нельзя считать сектантским, расовым понятием или некоторой освященной формой правления, получившей конституционную санкцию. Демократия - всего лишь имя, которое указывает на то обстоятельство что человеческая природа развивается только тогда когда ее элементы участвуют в управлении общим т. е. ради чего мужчины и женщины образуют группы-семьи, промышленные компании, правительства, церкви, научные ассоциации и т. д. Отождествление демократии с политической демократией которая ответственна за большую часть неудач демократии вообще, основывается на традиционных идеях индивида и государства как готовых сущностей в себе.
Прагматизм
Прагматизм - философское направление, исходящее из критики классической философии за ее абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека и призывающее заниматься вопросами, которые стоят перед человеком в различных жизненных ситуациях.
Вся окружающая действительность отождествляется с опытом, а единственным критерием истины является достижение практического результата.
Прагматизм возник в США в 70-х годах XIX века, достиг своего расцвета в 40-е годы XX столетия
Термин «прагматизм» происходит от греч. слова «прагма» (дело, действие). Прагматизм -«философия бизнеса», «философия деловых людей», «философия практики».
Основные представители: Ч. Пирс (1839 — 1914), Дж. Дьюи (1859 — 1952), У. Джемс (1842 — 1910).
Чарлз Пирс (1839-1914) – родоночальник прагматизма
Основные работы «Определение
веры», «Как сделать наши идеи ясными?»
Основные
доктрины прагматизма Ч. Пирса:
1. Теория
сомнения-веры:
Главное понятие
научного метода - понятие «реальности».
Мышление - определенным образом структурированная
последовательность ощущений, проходящих
в сознании.
Мысли - лишь одна из таких систем, главная
функция которой - производство верований,
а все, что не относится к данной функции,
принадлежит другим системам отношений
Верование - есть то, о чем мы осведомлены,
то, что успокаивает наше сомнение, то,
что ведет к установлению некоторого правила
действия - привычки.
Значение наших мыслей заключается в тех
привычках к действию, которые они формируют.
Цель любого действия - в производстве
ощущаемых результатов.
Наша идея чего-либо - это идея его ощущаемых
последствий.
2. Теория знаков