Во-вторых, в отсутствие противостояния
противоположных общественно-политических
систем еще более очевидной стала
проблема установления справедливого
экономического порядка. Она связана
с неравномерностью мирового развития.
На планете существуют группы стран,
резко различающиеся по уровню общественно-экономического
развития и, соответственно, по уровню
благосостояния населения. С одной
стороны, это сравнительно небольшая
группа развитых стран, с другой, большое
число государств, в которых экономическое
развитие характеризуется отсталостью,
а качество жизни населения является низким.
Экономика отсталых стран отличается,
как правило, ярко выраженным сырьевым
характером. По этой причине здесь особенно
остро стоят экологические проблемы, как
и огромное множество других. Отсталые
и среднеразвитые страны составляют большинство
населения планеты - около пяти миллиардов
из шести. Общая тенденция такова, что
разрыв между «золотым миллиардом» и остальной
частью человечества не сокращается, а
возрастает.
2.2 Глобальные проблемы
как результат взаимодействия общества
и природы.
Вторая группа объединяет
проблемы, которые порождены взаимодействием
общества и природы. Они связаны
с ограниченностью возможностей
окружающей среды выносить нагрузки
антропогенного характера. Это такие
проблемы как обеспеченность энергией,
топливом, пресной водой, чистым воздухом
и т.д. К этой же группе относится
проблема охраны природы от необратимых
изменений отрицательного характера,
разумного освоения мирового океана
и космического пространства.
Сущность экологической
проблемы состоит в отчетливо
обнаружившемся и углубляющемся
противоречии между производительной
деятельностью человечества и стабильностью
природной среды. Растущее давление
антропогенных факторов на биосферу
может привести к полному разрыву
естественных циклов воспроизводства
биологических ресурсов, самоочищения
вод, почвы, атмосферы. Это порождает
«коллапс» - резкое и стремительное
ухудшение экологической обстановки,
что может повлечь за собой
скоротечную гибель населения планеты.
Подсчитано, что не менее 1 миллиарда
200 миллионов человек живут, испытывая
острую нехватку питьевой воды. Биологи
фиксируют, что ежедневно в результате
деятельности человека мир теряет 150
видов животных и растений. Неконтролируемый
рост населения подрывает ресурсную базу,
стремительно приближает нас к максимально
допустимым нагрузкам на природную среду.
Превышение порогового уровня такой нагрузки
ведет за собой разрушение природной среды.
Глобальная экология как совокупность
идей и практических актов по оптимизации
отношения «общество-природа» должна
стать предметом осмысления и применения
политиков и экономистов, всех «сильных
мира сего». Надо очертить те пределы развития,
при которых можно избежать катастрофы.
К сожалению, эта идея еще не осознана
всерьез политиками, не понята массовым
сознанием и не стала четкой задачей социальной
и личной практики. Экологический императив
не сформулирован еще теоретиками так
убедительно, чтобы стать регулятивом
реальной жизнедеятельности.
В подходе к решению
экологических проблем можно
выделить три главных направления,
формирующих основные стратегии
природоохранной деятельности. Ограничительная
стратегия в качестве главного средства
предотвращения экологических катастроф
предлагает ограничение развития производства
и соответственно потребления, так
как тенденция к непрерывному
экономическому росту неизбежно
увеличивает экологическую напряженность.
Сторонники этой стратегии настаивают
на"нулевом росте', требуют немедленного
развития экологически вредных производств,
призывают к добровольному ограничению
потребления и т.д.
Стратегия оптимизации предполагает
нахождение оптимального уровня взаимодействия
общества и природы. Такой уровень
не должен превышать критического порога
загрязнения. Он должен быть таким, чтобы
был возможен обмен веществ между
обществом и природой, не отражающийся
отрицательно на состоянии окружающей
среды.
Стратегия замкнутых циклов
предполагает создание производств
построенных по циклическому принципу,
за счет чего достигается изоляция
производства от воздействия на окружающую
среду. Замкнутые циклы возможны
при использовании биотехнологии,
позволяющей перерабатывать неорганические
отходы производства в органические
вещества. Последние могут быть вновь
использованы для создания полезных человеку
продуктов. Названные стратегии не являются
альтернативными: в зависимости от конкретных
обстоятельств может быть применена та
или другая стратегия.
2.3 Глобальные проблемы
как результат взаимодействия человека
и общества.
Третью группу глобальных
проблем составляют те, которые связаны
с системой человек-общество. Они
непосредственно касаются отдельного
человека и зависят от способности
общества предоставить реальные возможности
для развития личности.
В эту группу входят проблемы,
непосредственно связанные с
человеком, его индивидуальным бытием.
Это проблема «человеческих качеств»
- развития нравственных, интеллектуальных
и иных задатков человека, обеспечения
здорового образа жизни, нормального
психического развития. Особое внимание
к этим проблемам стало характерной
чертой глобалистики, начиная со второй
половины 70-х годов. Поворот к
человеку, к духовным основам бытия
был не случаен. По сути он выражает
новое понимание глобальной проблематики.
Это понимание можно назвать
философско-антропологическим. Новый
подход противостоит тому взгляду, который
рассматривал глобальные проблемы как
результат социального устройства,
особенностей экономики и техники,
а человека как пассивную жертву
хода мирового развития. Теперь стало
ясно, что судьбы мира в конечном
итоге зависят от вопросов духовного
порядка. Существует целый ряд духовных
процессов, связанных с ситуацией
глобального кризиса человечества:
опустошение жизненного пространства,
не только разрушающее внешнюю природную
среду, но и убивающее в самом
человеке всякое благоговение перед
красотой и величием природы; бег
человечества наперегонки с самим
собой, подстегивающий гибельное для
нас все ускоряющееся развитие техники,
делающий людей слепыми ко всем подлинно
человеческим ценностям и не оставляющий
времени для подлинно человеческого
дела - мышления; генетическая деградация;
разрыв с традицией; унификация взглядов
и потеря индивидуальности. Решение этих
проблем в итоге сводится к человеческим
качествам и путям их усовершенствования.
Ибо лишь через развитие человеческих
качеств и человеческих способностей
можно добиться изменения свей ориентированной
на материальные ценности цивилизации
и использовать ее огромный потенциал
для благих целей. Принципы «нового гуманизма»
и новой картины мира подробно рассмотрены
учеными Римского клуба. В их изложении
основные черты новой духовной позиции
таковы: малое против большого, базис против
центра, самоопределение против определения
извне, естественное против искусственного,
ограничение потребления против потребления,
экономия против расточительности, мягкость
против жесткости и т.д. Новая картина
мира поставила в центр истории человека,
а не безликие силы. Культурное развитие
человека отстало от энергетических и
технических возможностей общества. Выход
видится в развитии культуры и формировании
новых качеств человека. В эти новые качества
входит глобальность мышления, любовь
к справедливости, отвращение к насилию.
В связи с необходимостью
формирования новых человеческих качеств
на передний план выходят проблемы
образования. Именно в системе образования
закладывается тот ресурс, который
реализуется в последующей жизни
человека. Следовательно от качества
образования зависит, как люди будут
представлять свое место в мире,
на какие ценности будут ориентироваться.
От образования же зависит формирование
либо перспективного взгляда на ход
мирового развития, либо ориентация на
сиюминутность. Между тем значение
и роль образования недооцениваются.
Об этом свидетельствуют множество
фактов: неграмотность; незначительные
расходы бюджетных средств на
образование; качество образования; неполная
реализация творческого потенциала
человека в процессе обучения; ориентация
не на перспективу, а на текущие запросы
и т.д. Без соответствующих человеческих
качеств невозможно ни применение экологически
чистых технологий, ни установление справедливого
экономического порядка, ни разумная формулировка
задач человечества.
Заключение.
Из всего выше сказанного
можно сделать вывод: никакие
технологические инновации, никакие
экономические реформы сами по себе
не обеспечат устойчивого человеческого
развития, если не произойдёт переоценка
ценностей. На первое место должно выйти
духовное преображение личности. Ценностные
ориентиры устойчивого развития
можно охарактеризовать следующим
образом: гармония человека с природой,
для чего человечество должно остановить
свою экспансию в природу; гармония
человека с обществом, для чего индивид
должен уравновешивать свои эгоистические
притязания с интересами коллектива,
социума, государства; гармония человека
с самим собой, что предполагает
обретение смысла жизни и счастья .
Литература.
- Арженовский С.В. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебное пособие. – М.: Издательско «Дашков и Ко»; Ростов н/Д, 2008
- Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.:Academia, 1993, 1999.
- Глобальные проблемы человечества http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=3972&sait=3
- Загладин В.В.,Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности:научный и социальный аспекты.- М.: Международные отношения, 1981г.
- Радугин А.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.
- Онлайн энциклопедия Кругосвет http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/RIMSKI_KLUB.html#1012391-L-102
- Элвин и Хейди Тоффлер Создание новой цивилизации. Политика Третьей Волны. "Сибирская молодежная инициатива", Новосибирск, 1996г. -
http://krotov.info/libr_min/t/toffler.html