Гегелевская философия о семье, государстве и гражданском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 86.75 Кб (Скачать)

 

 

 

Гален тоже свидетельствует, что, по Демокриту, «лишь в общем  мнении (существует) цвет, в общем  мнении—сладкое, в общем мнении—  горькое, в  действительности (существуют только) атомы и пустота» г. Но к этому Гален добавляет: «Так говорит Демокрит, полагая, что все ощущаемые качества возникают из соединения атомов».

 

 

 

 Свидетельство Галена  — не единственное. Симплиций  сообщает: «Как повествует Теофраст  в «Физиках», из тех, которые  в частности объясняли явления  тепла и холода и рассуждали  о причинах их, Демокрит (один) восходит  к атомам» . У Аристотеля мы читаем:

 

 

 

 «Демокрит говорит,  что цвет не существует (самостоятельно). Дело в том, что цвет (тела) зависит  от поворота (атомов, их составляющих)» .

 

 

 

 По словам Аэция:

 

 

 

 «(Другие же) принимают  атомы, которые все вообще не  имеют цвета; из бескачественных  же умопостигаемых (атомов) возникают,  по их учению, чувственные качества».

 

 

 

 Таким образом, цвет  и прочие чувственные качества  вещей имеют свой источник  в материальном внешнем мире, в атомах.

 

 

 

«...Весь его (Демокрита. — Ред.) интерес, — писал Маркс.— направлен на то, чтобы представить качества в отношении к конкретной природе, которая должна быть из них образована».

 

 

 

 Правильно, материалистически,  поставив проблему, атомисты не могли, однако, правильно разрешить ее.

 

 

 

 В отличие от философов,  полагавших, что цвет и другие  чувственные качества как таковые  присущи самому внешнему миру, атомисты выдвинули теорию, по  которой качества возникают в  процессе воздействия объекта  на субъект.

 

 Как понимал Демокрит  воздействие объекта па субъект,  образование ощущений?

 

 

 

По словам Теофраста, Демокрит говорит, что один и тот же вкус далеко не у всех является одинаковым. Ничто не препятствует, чтобы сладкий  для нас вкус был горек для  некоторых других существ. А это  свидетельствует о том, что чувственно воспринимаемые качества не существуют по природе. «При том же, — продолжает Теофраст излагать учение Демокрита, —  они изменяются от смешения, в зависимости  от состояний (субъекта) и от его  возраста. Таким образом очевидно, что расположение в данном теле атомов есть причина представления»

 

 

 

 «Из вкусов же, —  сообщает Теофраст, — каждому  он приписывает форму, уподобляя  свойству (формы) свойство вкусового  ощущения. Последнее должно быть  результатом не только этих  форм, по и органов чувств, особенно  если бывают разные состояния  их» .

 

 

 

 Демокрит приписывал  форму каждому вкусу: сладкий  вкус он считал по форме  образующих его атомов круглым  и имеющим большую величину, кислый  вкус — результатом атомов  больших, многоугольных и т.  д.

 

 

 

 Связь объективно существующих  вещей с органами чувств устанавливается,  согласно Демокриту, посредством  особых «образов» .

 

 

 

 «EiScokr, — поясняет Маркс  учение Демокрита, — представляют' формы природных тел, которые  отпадают от них, как внешняя  оболочка, и переносят их в  явления. Эти формы вещей постоянно  из них истекают и проникают  в чувства и тем самым обусловливают  явление объекта. В слухе поэтому природа слышит самое себя, в обонянии она обоняет самое себя, в зрении она видит самое себя. Человеческие чувства, таким образом, представляют ту среду, в которой, как в фокусе, отражаются процессы природы и воспламеняются в свете явлений» .

 

 

 

 Эти «идолы», или  «образы», играют в теории познания  Демокрита весьма важную роль. Вез них немыслимо зрение и  другие чувства.

 

 

 

Зрение, по Демокриту, есть  отражение, которое первоначально  возникает не в зрачке, а в воздухе. Воздух, находящийся между глазом и видимым предметом, получает  отпечаток, так как он сдавливается видящим и видимым. При этом Демокрит предполагает, что от вещей, равно  как и от субъекта, исходит некоторое  истечение.  Воздух в свою очередь  запечатлевает полученный им образ  во влажной части глаза. Если бы промежуточной  средой была пустота, учит Демокрит, то можно было бы отчетливо видеть даже муравья на небе.

 

 

 

Учение об «образах», или  «идолах», основано у Демокрита на двух принципах: во-первых, на принципе истечения и, во-вторых, на принципе:  подобное познается подобным, вследствие чего «каждая вещь наилучше познает  те вещи, которые наиболее однородны  с ней».

 

 

 

 На основе чувственного  образа возникают представления  и мысли. «Ощущение и мышление  возникают вследствие того, что  приходят  из вне образы. Ибо никому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа» . Таким образом, атомисты «в своем изучении вселенной следовали наилучшему методу: исходить лишь из того, что имеется налицо в самой природе, такой, как она есть в действительности» .

 

 

 

Эмпиризм атомистов не помешал им понять важную роль разума.  При этом разум они не считают  некой независимой способностью, в себе самой черпающей истину. По Демокриту, чувственное восприятие составляет необходимую предпосылку  для мышления, оно доставляет материал, с помощью которого разум познает  истину. Никаких врожденных пли каким-либо иным образом привнесенных непосредственно в разум идей атомисты не признавали.

 

 

 

 «Выразив недоверие  чувственным восприятиям в следующем  положении: «Лишь согласно общепринятому  мнению существует цвет, сладкое,  горькое, в действительности же  существуют только атомы и  пустота», Демокрит заставил чувства  держать такую речь против  разума: «Жалкий ум, нас ли ты  намерен победить, нас, у которых только и заимствуешь ты свои убедительные доводы. В твоей победе заключается твое поражение».

 

 

 

 Сенсуализм Демокрита,  признание им зависимости деятельности  разума от чувственного восприятия, выражен здесь с предельной  ясностью. В основе разумного  познания лежит чувственное восприятие.

 

 

 

 На вопрос о том,  существует ли объективная истина, атомисты отвечали положительно, решительно возражая против релятивистского  стирания граней между «истиной»  и «мнением» .

 

 

 

 Атомы и пустота  составляют истинное бытие и  абсолютную истину. «По их учению, нет ничего истинного и научно  постигаемого, кроме первых элементов  — атомов и пустоты. Ибо  только они одни существуют  по природе, — все же прочие  образуются из них...» 

 

 

 

Постигаются атомы и пустота  истинным родом познания, т. е. разумом. Тайного рода познания, т. е. чувств, для познания абсолютной истины недостаточно. С помощью чувств можно составить  лишь  мнение,  образующееся у  субъекта в результате притекающих  к нему «образов». «Для каждого из нас в отдельности его мнение  есть (результат) притекающих (к нему образов)» 

 

 

 

Наши чувства скользят лишь по поверхности явлений. Для  постижения истины они нуждаются  в помощи разума. Пока человек опирается  только  на чувства, он далек от познания подлинной действительности; она  остается от него еще скрытой. Когда  Демокрит говорит, что «на самом  деле мы ничего не знаем, ибо истина скрыта в глубине (лежит на дне  морском)», — перед нами не скептик, отрицающий возможность познания истины, а мыслитель, сознающий трудности  постижения ее.

 

 

 

 Там, где чувства  оказываются бессильными и «исследование  должно проникнуть до более  тонкого, недоступного уже чувственному  восприятию», приходит на помощь  «истинный род познания», т,  е. разум, ибо «он в мышлении  обладает более тонким познавательным  органом» 

 

 

 

 Такова теория познания  Демокрита. Даже противники его  учения не могли не признать  глубины его мысли.

 

 

 

 «В то время, как  другие, — говорил о нем Цицерон,  — часто не видели того, что  у ног их, он проникал во  всю беспредельность вселенной,  так что для его мысли не  было никакого предела» .

 

 

 

 Аристотель признавал  его огромные достижения в  области научной мысли:

 

 

 

 «Вообще за исключением  Демокрита, — писал Аристотель, — никем ничего и ни в  чем не было обосновано, разве  что поверхностное. Лишь Демокрит, кажется, рассуждал обо всем  и разбирался во всем» .

 

 

 

 Переходя к учению  Демокрита об обществе и государстве,  мы принуждены и в этой области  ограничиваться отрывками мыслей, сохранившихся в разрозненных  фрагментах. Но и на основании  такого ограниченного материала  можно составить определенное  представление о том, что сделано  было Демокритом по изучению  исторического процесса, государства,  права, этики, политики.

 

 

 

Из  обзора  имеющихся  в нашем распоряжении источников мы можем придти к выводу, что  Демокрит много внимания посвятил истории  человеческого общества и, по-видимому, тщательно изучал все, чем его  время располагало для исследования исторических проблем.

 

 

 

 Но в этой области  Демокрит является уже не материалистом,  а идеалистом.

 

 

 

Сохранилось интересное извлечение из произведения Демокрита, трактующее о первобытном человеке. Это извлечение сразу вводит нас в круг мыслей  философа  по данной проблеме.

 

 

 

«О первых людях древние  философы сообщают, — пишет Дио-дор  Сицилийский, приводя указанное извлечение, — что они вели жизнь грубую и звериную; выходя на пастбище и кочуя, они питались обильнейшими естественными кормами земли и случайными плодами деревьев. А так как звери их беспокоили и вредили им, то они, научась на опыте помогать друг другу и от страха собравшись вместе, вскоре познали в себе природное единство. Голосом же еще диким и ничего не значащим мало-помалу начав произносить слова раздельно и каждую надлежащую вещь изображать знаками, они научились выражать речью знание всех вещей. Но поскольку люди таким образом собирались вместе по всему свету, то они составляли в разных местах разные неоднозвучные слова; поэтому они неодинаково говорили, отчего произошли различные виды и всякого рода языки. От этих первых сборищ все народы ведут свое происхождение. Действительно первые люди, когда еще ничего полезного для человека не было изобретено, вели трудную жизнь: они не имели еще ни домов, ни одежды, не знали употребления огня, не было упорядоченного образа жизни. Так как они еще не знали, что надо носить пищу домой, плодами земными не запасались для своего содержания. Потому зимой погибали от чрезвычайной стужи и многие — с голоду. Постепенно научась, благодаря опыту, они стали уходить в зимнее время в пещеры, запасать впрок плоды и, познав свойства огня и другие выгоды от употребления его, начали изобретать искусства и извлекать пользу от общественной жизни. Оловом, нужда научила людей всему»

 

 

 

 В этих немногих  строках изложена целая концепция  исторического процесса от первобытной,  стадной жизни людей до формирования  общественной организации. Нужда,  по Демокриту, лежит в основе  развития общества и культуры.

 

 

 

 В развитии культуры  Демокрит придает большое значение  подражанию тому, что наблюдает  человек в окружающей его природе:  от паука он научается ткацкому  и портняжному ремеслу, от ласточки—  построению жилищ, от певчих птиц — пению; виноградная лоза научает, как ее выращивать и т. д.

 

 

 

 Большое внимание Демокрит  уделил этике и политике.

 

 

 

Этика Демокрита носит  индивидуалистический характер. Жизнь, поведение, судьба отдельного человека составляют предмет его забот. Как  относиться к себе? «Лучше изобличать свои собственные ошибки, чем чужие». Как строить свою деятельность? «Следует быть хорошим человеком или подражать  хорошему». «Лучше думать перед тем, как действовать, чем после». Кто хороший человек, кто — нет? «Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают». «Благородство домашнего скота состоит в хорошем качестве их тел, благородство же людей — в хорошем направлении их характера». «Быть хорошим человеком значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого». «Выть верным долгу в несчастьи—великое дело».

 

 

 

 Сохранились многочисленные  наставления Демокрита в форме  афоризмов, кратких изречений  и моральных норм:

 

 «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

 

 

 

 «За дурным человеком  должно следить, чтобы он не  пользовался удобным случаем  для причинения нам вреда».

 

 «Жить дурно, неразумно,  невоздержанно и нечестиво значит  не плохо жить, но медленно умирать».

 

 «Счастье и несчастье  — в душе» и т. д.

 

 

 

 Обращает внимание  в этих афоризмах то, что благородство  человека Демокрит видит не  в происхождении, а в хорошем  направлении характера.

 

 

 

 Жизнь человека, о котором  заботится Демокрит, его благополучие, счастье или несчастье, удачи  или неудачи основываются на  промысле, торговле или ремесле.

 

 

 

 Он хотел бы видеть  своего человека честным купцом  или промышленником. Добродетель  его он видит в умеренности  и рассудительности. «Счастлив тот,  кто имеет состояние и ум. Ибо  он прекрасно пользуется (своим  состоянием, употребляя его) на  то, что нужно».

 

 

 

 «Прекрасна надлежащая  мера во всем. Излишек и недостаток  мне не нравятся».

Информация о работе Гегелевская философия о семье, государстве и гражданском обществе