Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, реферат
Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.
Гален тоже свидетельствует, что, по Демокриту, «лишь в общем мнении (существует) цвет, в общем мнении—сладкое, в общем мнении— горькое, в действительности (существуют только) атомы и пустота» г. Но к этому Гален добавляет: «Так говорит Демокрит, полагая, что все ощущаемые качества возникают из соединения атомов».
Свидетельство Галена — не единственное. Симплиций сообщает: «Как повествует Теофраст в «Физиках», из тех, которые в частности объясняли явления тепла и холода и рассуждали о причинах их, Демокрит (один) восходит к атомам» . У Аристотеля мы читаем:
«Демокрит говорит, что цвет не существует (самостоятельно). Дело в том, что цвет (тела) зависит от поворота (атомов, их составляющих)» .
По словам Аэция:
«(Другие же) принимают
атомы, которые все вообще не
имеют цвета; из
Таким образом, цвет и прочие чувственные качества вещей имеют свой источник в материальном внешнем мире, в атомах.
«...Весь его (Демокрита. — Ред.) интерес, — писал Маркс.— направлен на то, чтобы представить качества в отношении к конкретной природе, которая должна быть из них образована».
Правильно, материалистически,
В отличие от философов,
полагавших, что цвет и другие
чувственные качества как
Как понимал Демокрит
воздействие объекта па
По словам Теофраста, Демокрит говорит, что один и тот же вкус далеко не у всех является одинаковым. Ничто не препятствует, чтобы сладкий для нас вкус был горек для некоторых других существ. А это свидетельствует о том, что чувственно воспринимаемые качества не существуют по природе. «При том же, — продолжает Теофраст излагать учение Демокрита, — они изменяются от смешения, в зависимости от состояний (субъекта) и от его возраста. Таким образом очевидно, что расположение в данном теле атомов есть причина представления»
«Из вкусов же, —
сообщает Теофраст, — каждому
он приписывает форму,
Демокрит приписывал форму каждому вкусу: сладкий вкус он считал по форме образующих его атомов круглым и имеющим большую величину, кислый вкус — результатом атомов больших, многоугольных и т. д.
Связь объективно
«EiScokr, — поясняет Маркс
учение Демокрита, —
Эти «идолы», или «образы», играют в теории познания Демокрита весьма важную роль. Вез них немыслимо зрение и другие чувства.
Зрение, по Демокриту, есть отражение, которое первоначально возникает не в зрачке, а в воздухе. Воздух, находящийся между глазом и видимым предметом, получает отпечаток, так как он сдавливается видящим и видимым. При этом Демокрит предполагает, что от вещей, равно как и от субъекта, исходит некоторое истечение. Воздух в свою очередь запечатлевает полученный им образ во влажной части глаза. Если бы промежуточной средой была пустота, учит Демокрит, то можно было бы отчетливо видеть даже муравья на небе.
Учение об «образах», или «идолах», основано у Демокрита на двух принципах: во-первых, на принципе истечения и, во-вторых, на принципе: подобное познается подобным, вследствие чего «каждая вещь наилучше познает те вещи, которые наиболее однородны с ней».
На основе чувственного
образа возникают
Эмпиризм атомистов не
помешал им понять важную роль разума.
При этом разум они не считают
некой независимой
«Выразив недоверие
чувственным восприятиям в
Сенсуализм Демокрита,
признание им зависимости
На вопрос о том,
существует ли объективная
Атомы и пустота составляют истинное бытие и абсолютную истину. «По их учению, нет ничего истинного и научно постигаемого, кроме первых элементов — атомов и пустоты. Ибо только они одни существуют по природе, — все же прочие образуются из них...»
Постигаются атомы и пустота истинным родом познания, т. е. разумом. Тайного рода познания, т. е. чувств, для познания абсолютной истины недостаточно. С помощью чувств можно составить лишь мнение, образующееся у субъекта в результате притекающих к нему «образов». «Для каждого из нас в отдельности его мнение есть (результат) притекающих (к нему образов)»
Наши чувства скользят лишь по поверхности явлений. Для постижения истины они нуждаются в помощи разума. Пока человек опирается только на чувства, он далек от познания подлинной действительности; она остается от него еще скрытой. Когда Демокрит говорит, что «на самом деле мы ничего не знаем, ибо истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)», — перед нами не скептик, отрицающий возможность познания истины, а мыслитель, сознающий трудности постижения ее.
Там, где чувства
оказываются бессильными и «
Такова теория познания
Демокрита. Даже противники
«В то время, как
другие, — говорил о нем Цицерон,
— часто не видели того, что
у ног их, он проникал во
всю беспредельность вселенной,
Аристотель признавал его огромные достижения в области научной мысли:
«Вообще за исключением
Демокрита, — писал Аристотель,
— никем ничего и ни в
чем не было обосновано, разве
что поверхностное. Лишь
Переходя к учению
Демокрита об обществе и
Из обзора имеющихся
в нашем распоряжении источников
мы можем придти к выводу, что
Демокрит много внимания посвятил истории
человеческого общества и, по-видимому,
тщательно изучал все, чем его
время располагало для
Но в этой области
Демокрит является уже не
Сохранилось интересное извлечение из произведения Демокрита, трактующее о первобытном человеке. Это извлечение сразу вводит нас в круг мыслей философа по данной проблеме.
«О первых людях древние философы сообщают, — пишет Дио-дор Сицилийский, приводя указанное извлечение, — что они вели жизнь грубую и звериную; выходя на пастбище и кочуя, они питались обильнейшими естественными кормами земли и случайными плодами деревьев. А так как звери их беспокоили и вредили им, то они, научась на опыте помогать друг другу и от страха собравшись вместе, вскоре познали в себе природное единство. Голосом же еще диким и ничего не значащим мало-помалу начав произносить слова раздельно и каждую надлежащую вещь изображать знаками, они научились выражать речью знание всех вещей. Но поскольку люди таким образом собирались вместе по всему свету, то они составляли в разных местах разные неоднозвучные слова; поэтому они неодинаково говорили, отчего произошли различные виды и всякого рода языки. От этих первых сборищ все народы ведут свое происхождение. Действительно первые люди, когда еще ничего полезного для человека не было изобретено, вели трудную жизнь: они не имели еще ни домов, ни одежды, не знали употребления огня, не было упорядоченного образа жизни. Так как они еще не знали, что надо носить пищу домой, плодами земными не запасались для своего содержания. Потому зимой погибали от чрезвычайной стужи и многие — с голоду. Постепенно научась, благодаря опыту, они стали уходить в зимнее время в пещеры, запасать впрок плоды и, познав свойства огня и другие выгоды от употребления его, начали изобретать искусства и извлекать пользу от общественной жизни. Оловом, нужда научила людей всему»
В этих немногих
строках изложена целая
В развитии культуры
Демокрит придает большое
Большое внимание Демокрит уделил этике и политике.
Этика Демокрита носит
индивидуалистический характер. Жизнь,
поведение, судьба отдельного человека
составляют предмет его забот. Как
относиться к себе? «Лучше изобличать
свои собственные ошибки, чем чужие».
Как строить свою деятельность? «Следует
быть хорошим человеком или
Сохранились многочисленные наставления Демокрита в форме афоризмов, кратких изречений и моральных норм:
«Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».
«За дурным человеком должно следить, чтобы он не пользовался удобным случаем для причинения нам вреда».
«Жить дурно, неразумно,
невоздержанно и нечестиво
«Счастье и несчастье — в душе» и т. д.
Обращает внимание в этих афоризмах то, что благородство человека Демокрит видит не в происхождении, а в хорошем направлении характера.
Жизнь человека, о котором заботится Демокрит, его благополучие, счастье или несчастье, удачи или неудачи основываются на промысле, торговле или ремесле.
Он хотел бы видеть
своего человека честным
«Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне не нравятся».
Информация о работе Гегелевская философия о семье, государстве и гражданском обществе