Гегелевская философия о семье, государстве и гражданском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 86.75 Кб (Скачать)

«Наиболее методически обо  всем учили, исходя из одного и того же принципа, Левкипп и Демокрит. Они приняли начало соответственно природе, какова она есть сама по себе. Дело в том, что некоторые из древних  полагали, будто бытие по необходимости  едино и неподвижно. Ибо пустота  не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты  и, с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет, Левкипп  же полагал, что он обладает учением, которое, будучи согласно с чувственным  восприятием, не отрицает ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности  сущего. Согласившись в этом с (показаниями  чувственных) восприятий, а с (философами), принимавшими единое,—в том, что не может быть движения без пустоты, он говорит, что пустота — небытие, и что небытие существует нисколько не менее, чем бытие. Ибо сущее в собственном смысле — абсолютно полное бытие. Таковое «полное» же не едино, но (таковых сущих) бесконечно много по числу, и они невидимы вследствие малости (своих) объемов. Они носятся в пустоте (ибо пустота существует) и, соединяясь, производят возникновение, расторгаясь же— гибель»

 

 

 

 Атомы бесконечны не  только по числу, но и по  форме. «Число форм у атомов  бесконечно по той причине,  что оно нисколько не больше  такое, чем иное» .

 

 

 

 Таким образом, атомисты, исходя из категорий элейской  школы, вносят в них коренные  изменения.

 

 

 

 В учении о бытии  еще ощутимы следы влияния  элейцев, но в учении о возникновении  вещей атомисты занимают принципиально  противоположную элейцам позицию.

 

 

 

Парменид и его школа  не объясняют возникновения вещей, объявляя его иллюзорным. Иную позицию  занимают Левкипп — Демокрит. Но они не пошли по пути Эмпедокла  и Анаксагора, привносивших в материальные элементы движение извне. Атомисты поняли, что проблема возникновения вещей неразрешима без допущения вечности движения в природе. Поэтому основная задача науки состояла для них в том, чтобы, признавая движение изначально присущим материи, все естественные явления свести к движению. Такая постановка проблемы была величайшим завоеванием материалистической мысли. Это было глубокое прозрение в природу вещей.

 

 

 

Принцип движения материи  составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в извечном движении,  атом— движущаяся материя. То, что существует извечно, не требует дальнейшего объяснения. «Движение атомов должно мыслить не имеющим начало, но существующим вечно». Задача заключалась в том, чтобы найти причину временных изменений в мире.

 

 

 

 Присущее атомам движение  есть первичное движение, которое  атомисты отличали от производных  видов движения. «Они говорили, что  атомы «трясутся во всех направлениях»,  и они не только приписывают  элементам первичное движение, но  и исключительно лишь это движение, прочие же (виды движения приписываются  ими) тем (сложным телам), которые  сами возникают из элементов».

 

 

 

 В каком же направлении  происходит первичное движение  атомов? Источники ничего не сообщают  нам об этом: по-видимому, атомисты  не высказывались в пользу  какого-либо одного определенного  направления первоначального движения  атомов, предполагая, что различные  атомы движутся в различных  направлениях и что, следовательно,  существовали всевозможные направления  первоначального движения их.

 

 

 

Выше уже отмечалось, что, по учению атомистов, невозможно было бы ни возникновение, ни изменение вещей, если бы не существовало вечного и  непрерывного движения. Благодаря движению атомов в пустоте, которая является не  причиной,  а условием  движения, слагаются атомные массы, возникают  вещи. Изменения в вещах происходят вследствие изменения положения, формы  или порядка атомов, образующих атомную  массу. Разложение атомных масс ведет к гибели вещей. Словом, все качества вещей сводятся к количеству, величине, форме и положению атомов, из которых состоят вещи, а изменения в вещах сводятся к изменению взаимосвязи между атомами. Возникновение, изменение и исчезновение вещей, согласно атомистам, — чисто механические  процессы, имеющие в основе своей перемещения неделимых частиц неизменной субстанции — атомов.

 

 

 

 Среди многообразия  наблюдаемых качеств Демокрит  намечал два рода их: одни качества, как твердость, плотность, объясняются  непосредственно составом  атомов; другие же представляют собой

 

 

 

 не качества самих  вещей, а возбуждаемые в нас  вещами чувственные ощущения; таковы  цвет, тепло, холод и т. д.

 

 

 

 Это различение, установленное  Демокритом, послужило в дальнейшем  основой для учения о «первичных»  и «вторичных» качествах вещей.  Следует, однако, тут же отметить, что так называемые вторичные  качества отнюдь не носят у  Демокрита чисто субъективного  характера. «Вообще же, — пишет  Теофраст, — наибольшее противоречие  во всех (его объяснениях) заключается  в том, что он одновременно  делает (эти качества) состояниями  чувственного восприятия и вместе  с тем определяет их формами  (атомов)» «вторичных» качеств  Демокрита имеется объективная  материальная основа.

 

 

 

 Четыре эмпедокловых  элемента—землю, воду, воздух и огонь — атомисты называют «великими единствами пространства и материи», вне которых не существует иных каких-либо атомных соединений. Они суть «средние ступени», из которых складываются все другие образования и на которые эти образования вновь распадаются. В состав земли, воды и воздуха входят атомы всевозможных форм, огонь же составляется только из шарообразных атомов.

 

 

 

 Как же возникает  мир из первичного атомного  хаоса?

 

 

 

 В свидетельствах древних  авторов имеется довольно подробное,  хотя и не совсем ясное, изложение  процесса возникновения мироздания  по учению атомистов.

 

 

 

Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Возникают  миры следующим образом. Множество  разнообразных по форме атомов, выделяясь  из беспредельного, несется «в великую пустоту». Собравшись вместе, они образуют единый  вихрь.  В этом вихре они кружатся, наталкиваются друг на друга, соединяются и разделяются. При этом подобные отходят к подобным. «Имеющие же одинаковый вес, вследствие большого скопления, уже не в состоянии более кружиться. Тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, как бы пролетал к периферии. Прочие же «остаются вместе» и, сплетаясь, движутся вместе и образуют прежде всего некоторое шарообразное соединение» .

 

 

 

От этой шарообразной массы  отделяется нечто вроде «оболочки», которая в виде неба простирается над всем миром. Более плотные  и тяжелые тельца собираются в  середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. «И самая периферия, (образовавшаяся) наподобие оболочки, продолжала увеличиваться за счет отделившихся извне тел. Будучи носима вихрем, она  присоединяла к себе все, чего ни касалась. Из них  же некоторые сплетения (тел) образовали соединение, которое сперва было влажным и грязным; (затем) эти (тела) высохли и стали кружиться вместе с мировым вихрем, потом, воспламенившись, они образовали природу светил».

 

 

 

 Солнце находится дальше  всего от земли, луна же ближе  всего к земле. И солнце и  луна носятся по кругам вокруг  земли. Между этими кругами  находятся круги других планет. Все светила воспламеняются и горят вследствие быстроты движения. «И как есть у мира рождение, так (у него есть) и рост, и гибель, и уничтожение в силу некоторой необходимости» .

 

 

 

 Земля представлялась  Демокриту не шарообразной, а  плоской и не движущейся, а  только вращающейся вокруг своей  оси. Причем она, невидимому, не всегда находилась в данном состоянии. Демокрит полагал, что «вначале земля блуждала вследствие своей малости и легкости, с течением же времени, сделавшись плотнее и тяжелее, она перешла в неподвижное состояние».

 

 

 

 Подобно земле, возникают  и другие миры, которые раскаляются  благодаря быстрому вращению.

 

 

 

Так как число атомов, а  также протяженность пустого  пространства бесконечны, то атомисты учили о бесконечном множестве  одновременно существующих и постоянно  вновь возникающих и погибающих миров. Атомистическое учение о множественности  миров прекрасно разъясняет один из поздних учеников Демокрита,  Метродор  Хиосский. Он говорит, что  одинаково было бы странно, если бы на большом ровном поле вырос один только колос и если бы в бесконечном  пространстве образовался один только мир. А что миров бесконечное  множество, явствует из того, что причины  их образования бесконечны. В самом  деле, если отдельный мир ограничен, причины же, из которых возник этот мир, бесконечны, то миров должно быть бесконечное множество. Ибо где  бесконечны причины, там бесконечны и продукты их. Причины же суть атомы  или элементы.

 

 

 

 Бесчисленные миры  существуют, по Демокриту, не только  в последовательной смене одних  другими, но и одновременно, находясь  вместе с тем на различных  стадиях своего развития.

 

 

 

«Миры (по мнению Демокрита) бесчисленны и различны по величине. В некоторых из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна больше по размерам наших, а в некоторых  их большее число. Расстояния между  мирами не равны, между некоторыми большие, между другими меньшие, и одни миры еще растут, другие находятся  уже в расцвете, третьи разрушаются, и в одно и то же время в одних  местах миры возникают, в других разрушаются. Погибают же они друг от друга, сталкиваясь  между собой. Некоторые миры не имеют  животных и растений и вовсе лишены влаги... Наш мир находится в  расцвете, не будучи в состоянии  более принимать в себя что-либо извне» Таким образом, не существует принципиальной разницы между нашим  миром и другими мирами. Наш  мир представляет собой один из бесконечно многих миров и имеет перед  всеми другими мирами (или, может  быть, только перед некоторыми из них) лишь то преимущество, что «находится в расцвете». Теория мира Демокрита  пробивала брешь в господствовавшей в ту эпоху и разделяемой самим  Демокритом  геоцентрической точке  зрения и подготовляла почву для  возникновения гелиоцентрической  системы.

 

 

 

 Миры возникают и  исчезают. Притом, как это видно  из приведенного выше фрагмента,  «...погибают они друг от друга,  сталкиваясь между собой», или,  по другому свидетельству: «...мир  гибнет, когда больший одерживает  верх над меньшим» И Гибель миров в необозримых мировых пространствах — повседневное явление. «Бесчисленные миры у Демокрита возникают и гибнут ежедневно» .

 

 

 

 Мир в целом подвержен  беспрерывному изменению. В нем  пет ничего постоянного: все, что возникает, должно погибнуть. Этот процесс вечной смены захватывает как наш ограниченный мир, так и неведомые нам безграничные мировые пространства.

 

 

 

 В проблеме жизни  Демокрит намечает ту основную  мысль, что жизнь является делом  не божественного творчества, а  результатом механических сил  самой природы. Жизнь не привносится  извне, не заносится «метеорами»  из других миров, а возникает  на основе механических процессов.

 

 

 

 «Жизнь порождалась  влажными телами благодаря теплоте,  точно благодаря семени своему».

 

 

 

 «По мнению Демокрита,  — говорит Цензорин, — первые  люди произошли из воды и  ила», а Лактанций негодует на  Демокрита за то, что, по его  мнению, люди «произросли из земли  наподобие червяков, без всякого  творца и без всякого разумного  основания».

 

 

 

 Демокрит учил, что  из влажности и сырости ила  сперва возникли земноводные животные, затем появляются животные, обитающие только на земле. Все виды животных существ непрерывно изменялись. Рождались глухие и слепые, безрукие и безногие существа, но они были принуждены уйти от жизненной борьбы навсегда, чтобы уступить место тем, которые прочно утвердились в жизни. Постепенно, когда природа испробовала множество форм и путей животных организаций, появился и тот род животных, которые называются людьми.

 

 

 

Демокрит выдвинул общее  положение: подобное притягивается  подобным. На этом положении основывается вся картина мирового движения атомов, принимающего форму вихря. В форме  видимого хаотического движения атомов осуществляется соединение однородных первоначал на основе притяжения подобного  подобным. Здесь проглядывает догадка  о законе всемирного притяжения.

 

 

 

 В органическом мире  действует тот же закон, что  и в неорганическом.

 

 

 

 «Демокрит дает следующее  учение об одушевленных (существах)  и неодушевленных (предметах). «Животные,  — говорит он,— соединяются  с животными того же самого  вида, как, например, голуби с голубями  и журавли с журавлями и  у (всех) прочих неразумных (животных) дело обстоит точно так же. Равным образом (то же самое можно сказать) и относительно неодушевленных (предметов), как можно видеть на примере просеивания семян и на примере камешков па морских берегах. При вращении веялки отдельно ложатся чечевицы с чечевицами, ячменные зерна с ячменными; под действием прибоя волн продолговатые камешки отбрасываются на одно место с продолговатыми, круглые же — (на одно место) с круглыми, так что как будто подобие в вещах имеет силу соединять их вместе в одно» г.

 

 

 

 А на чем основывается  это подобие в вещах? На подобии  атомов. Однородность атомов —  условие их взаимного притяжения.

 

 

 

 Животные отличаются  от других предметов способностью  двигаться или, что для атомистов  то же самое, одушевленностью.  «Эти философы предполагают, что  душа есть то, что доставляет  животным движение» .

 

 

 

 Душа, так же как  и все, состоит из атомов, по  атомы души в отличие от  атомов тела-имеют круглую форму, подобно атомам огня, и отличаются большой подвижностью. «Шарообразные атомы, по своей природе никогда не оставаясь в спокойном состоянии, двигаясь, влекут за собой и приводят в движение все тело». Благодаря своей подвижности эти атомы- развивают теплоту; теплота же заражает все тело возбуждением и тем самым приводит его в движение.

 

 

 

 Таким образом, процесс  жизни в понимании атомистов  покоится на механике атомов  особой формы. Никакого нематериального  и целеполагающего начала Демокрит  не допускает.

Информация о работе Гегелевская философия о семье, государстве и гражданском обществе