Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, реферат
Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.
«Наиболее методически обо всем учили, исходя из одного и того же принципа, Левкипп и Демокрит. Они приняли начало соответственно природе, какова она есть сама по себе. Дело в том, что некоторые из древних полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты и, с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет, Левкипп же полагал, что он обладает учением, которое, будучи согласно с чувственным восприятием, не отрицает ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего. Согласившись в этом с (показаниями чувственных) восприятий, а с (философами), принимавшими единое,—в том, что не может быть движения без пустоты, он говорит, что пустота — небытие, и что небытие существует нисколько не менее, чем бытие. Ибо сущее в собственном смысле — абсолютно полное бытие. Таковое «полное» же не едино, но (таковых сущих) бесконечно много по числу, и они невидимы вследствие малости (своих) объемов. Они носятся в пустоте (ибо пустота существует) и, соединяясь, производят возникновение, расторгаясь же— гибель»
Атомы бесконечны не только по числу, но и по форме. «Число форм у атомов бесконечно по той причине, что оно нисколько не больше такое, чем иное» .
Таким образом, атомисты, исходя из категорий элейской школы, вносят в них коренные изменения.
В учении о бытии
еще ощутимы следы влияния
элейцев, но в учении о
Парменид и его школа не объясняют возникновения вещей, объявляя его иллюзорным. Иную позицию занимают Левкипп — Демокрит. Но они не пошли по пути Эмпедокла и Анаксагора, привносивших в материальные элементы движение извне. Атомисты поняли, что проблема возникновения вещей неразрешима без допущения вечности движения в природе. Поэтому основная задача науки состояла для них в том, чтобы, признавая движение изначально присущим материи, все естественные явления свести к движению. Такая постановка проблемы была величайшим завоеванием материалистической мысли. Это было глубокое прозрение в природу вещей.
Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в извечном движении, атом— движущаяся материя. То, что существует извечно, не требует дальнейшего объяснения. «Движение атомов должно мыслить не имеющим начало, но существующим вечно». Задача заключалась в том, чтобы найти причину временных изменений в мире.
Присущее атомам движение
есть первичное движение, которое
атомисты отличали от
В каком же направлении
происходит первичное движение
атомов? Источники ничего не сообщают
нам об этом: по-видимому, атомисты
не высказывались в пользу
какого-либо одного
Выше уже отмечалось, что, по учению атомистов, невозможно было бы ни возникновение, ни изменение вещей, если бы не существовало вечного и непрерывного движения. Благодаря движению атомов в пустоте, которая является не причиной, а условием движения, слагаются атомные массы, возникают вещи. Изменения в вещах происходят вследствие изменения положения, формы или порядка атомов, образующих атомную массу. Разложение атомных масс ведет к гибели вещей. Словом, все качества вещей сводятся к количеству, величине, форме и положению атомов, из которых состоят вещи, а изменения в вещах сводятся к изменению взаимосвязи между атомами. Возникновение, изменение и исчезновение вещей, согласно атомистам, — чисто механические процессы, имеющие в основе своей перемещения неделимых частиц неизменной субстанции — атомов.
Среди многообразия
наблюдаемых качеств Демокрит
намечал два рода их: одни качества,
как твердость, плотность,
не качества самих вещей, а возбуждаемые в нас вещами чувственные ощущения; таковы цвет, тепло, холод и т. д.
Это различение, установленное
Демокритом, послужило в дальнейшем
основой для учения о «
Четыре эмпедокловых элемента—землю, воду, воздух и огонь — атомисты называют «великими единствами пространства и материи», вне которых не существует иных каких-либо атомных соединений. Они суть «средние ступени», из которых складываются все другие образования и на которые эти образования вновь распадаются. В состав земли, воды и воздуха входят атомы всевозможных форм, огонь же составляется только из шарообразных атомов.
Как же возникает мир из первичного атомного хаоса?
В свидетельствах древних
авторов имеется довольно
Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Возникают миры следующим образом. Множество разнообразных по форме атомов, выделяясь из беспредельного, несется «в великую пустоту». Собравшись вместе, они образуют единый вихрь. В этом вихре они кружатся, наталкиваются друг на друга, соединяются и разделяются. При этом подобные отходят к подобным. «Имеющие же одинаковый вес, вследствие большого скопления, уже не в состоянии более кружиться. Тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, как бы пролетал к периферии. Прочие же «остаются вместе» и, сплетаясь, движутся вместе и образуют прежде всего некоторое шарообразное соединение» .
От этой шарообразной массы отделяется нечто вроде «оболочки», которая в виде неба простирается над всем миром. Более плотные и тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. «И самая периферия, (образовавшаяся) наподобие оболочки, продолжала увеличиваться за счет отделившихся извне тел. Будучи носима вихрем, она присоединяла к себе все, чего ни касалась. Из них же некоторые сплетения (тел) образовали соединение, которое сперва было влажным и грязным; (затем) эти (тела) высохли и стали кружиться вместе с мировым вихрем, потом, воспламенившись, они образовали природу светил».
Солнце находится дальше всего от земли, луна же ближе всего к земле. И солнце и луна носятся по кругам вокруг земли. Между этими кругами находятся круги других планет. Все светила воспламеняются и горят вследствие быстроты движения. «И как есть у мира рождение, так (у него есть) и рост, и гибель, и уничтожение в силу некоторой необходимости» .
Земля представлялась
Демокриту не шарообразной, а
плоской и не движущейся, а
только вращающейся вокруг
Подобно земле, возникают и другие миры, которые раскаляются благодаря быстрому вращению.
Так как число атомов, а также протяженность пустого пространства бесконечны, то атомисты учили о бесконечном множестве одновременно существующих и постоянно вновь возникающих и погибающих миров. Атомистическое учение о множественности миров прекрасно разъясняет один из поздних учеников Демокрита, Метродор Хиосский. Он говорит, что одинаково было бы странно, если бы на большом ровном поле вырос один только колос и если бы в бесконечном пространстве образовался один только мир. А что миров бесконечное множество, явствует из того, что причины их образования бесконечны. В самом деле, если отдельный мир ограничен, причины же, из которых возник этот мир, бесконечны, то миров должно быть бесконечное множество. Ибо где бесконечны причины, там бесконечны и продукты их. Причины же суть атомы или элементы.
Бесчисленные миры
существуют, по Демокриту, не только
в последовательной смене
«Миры (по мнению Демокрита)
бесчисленны и различны по величине.
В некоторых из них нет ни солнца,
ни луны, в других — солнце и луна
больше по размерам наших, а в некоторых
их большее число. Расстояния между
мирами не равны, между некоторыми большие,
между другими меньшие, и одни
миры еще растут, другие находятся
уже в расцвете, третьи разрушаются,
и в одно и то же время в одних
местах миры возникают, в других разрушаются.
Погибают же они друг от друга, сталкиваясь
между собой. Некоторые миры не имеют
животных и растений и вовсе лишены
влаги... Наш мир находится в
расцвете, не будучи в состоянии
более принимать в себя что-либо
извне» Таким образом, не существует
принципиальной разницы между нашим
миром и другими мирами. Наш
мир представляет собой один из бесконечно
многих миров и имеет перед
всеми другими мирами (или, может
быть, только перед некоторыми из них)
лишь то преимущество, что «находится
в расцвете». Теория мира Демокрита
пробивала брешь в
Миры возникают и
исчезают. Притом, как это видно
из приведенного выше
Мир в целом подвержен
беспрерывному изменению. В
В проблеме жизни
Демокрит намечает ту основную
мысль, что жизнь является
«Жизнь порождалась
влажными телами благодаря
«По мнению Демокрита,
— говорит Цензорин, — первые
люди произошли из воды и
ила», а Лактанций негодует на
Демокрита за то, что, по его
мнению, люди «произросли из земли
наподобие червяков, без всякого
творца и без всякого
Демокрит учил, что из влажности и сырости ила сперва возникли земноводные животные, затем появляются животные, обитающие только на земле. Все виды животных существ непрерывно изменялись. Рождались глухие и слепые, безрукие и безногие существа, но они были принуждены уйти от жизненной борьбы навсегда, чтобы уступить место тем, которые прочно утвердились в жизни. Постепенно, когда природа испробовала множество форм и путей животных организаций, появился и тот род животных, которые называются людьми.
Демокрит выдвинул общее положение: подобное притягивается подобным. На этом положении основывается вся картина мирового движения атомов, принимающего форму вихря. В форме видимого хаотического движения атомов осуществляется соединение однородных первоначал на основе притяжения подобного подобным. Здесь проглядывает догадка о законе всемирного притяжения.
В органическом мире действует тот же закон, что и в неорганическом.
«Демокрит дает следующее учение об одушевленных (существах) и неодушевленных (предметах). «Животные, — говорит он,— соединяются с животными того же самого вида, как, например, голуби с голубями и журавли с журавлями и у (всех) прочих неразумных (животных) дело обстоит точно так же. Равным образом (то же самое можно сказать) и относительно неодушевленных (предметов), как можно видеть на примере просеивания семян и на примере камешков па морских берегах. При вращении веялки отдельно ложатся чечевицы с чечевицами, ячменные зерна с ячменными; под действием прибоя волн продолговатые камешки отбрасываются на одно место с продолговатыми, круглые же — (на одно место) с круглыми, так что как будто подобие в вещах имеет силу соединять их вместе в одно» г.
А на чем основывается
это подобие в вещах? На
Животные отличаются
от других предметов
Душа, так же как и все, состоит из атомов, по атомы души в отличие от атомов тела-имеют круглую форму, подобно атомам огня, и отличаются большой подвижностью. «Шарообразные атомы, по своей природе никогда не оставаясь в спокойном состоянии, двигаясь, влекут за собой и приводят в движение все тело». Благодаря своей подвижности эти атомы- развивают теплоту; теплота же заражает все тело возбуждением и тем самым приводит его в движение.
Таким образом, процесс
жизни в понимании атомистов
покоится на механике атомов
особой формы. Никакого
Информация о работе Гегелевская философия о семье, государстве и гражданском обществе