Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, реферат
Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.
«Однако, он ничего не сказал о том, — говорит Аристотель, — что природа сделала это именно с такой целью. Или вообще, как и другие физики, и он вовсе не касается этой целевой причины. Ибо он говорит, что душа и теплота одно и то же, а именно, они — первичные формы специфических телец».
Все различие между
жизнью и смертью сводится
Демокритом к различию в
Демокрит требует от
человека поддержания тела в
таком состоянии, чтобы ничто
не препятствовало правильному
круговороту легчайших атомов
души. Соразмерность и умеренность
в проявлениях нашей телесной
сущности даются с большим
трудом, но они есть основное
условие хорошего расположения
духа. В противном случае чрезмерные
проявления, увеличения или
Признание всеобщей
причинной необходимости
«Ни одна вещь, —
писал Левкипп, — не возникает
беспричинно, но все (
Это — единственная
мысль, дошедшая до нас от
Левкиппа, в его собственных выражениях.
Ею проникнута вся система
атомистов. Большой заслугой
Как движение атомов, которое мыслилось Демокритом не имеющим начала и существующим вечно, так и причины всего совершающегося не имеют, по его мнению, начала во времени, «ибо искони, с бесконечного времени они в силу необходимости предшествуют, предваряя без исключения все бывшее, настоящее и будущее».
«Все совершается по
необходимости, так как вихрь
является причиной
Случайности, согласно учению Демокрита, в природе не существует. Она— выдумка людей. «Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность» . «Он удаляет ее (случайность) из жизни людей и норщает, как глупцов, тех, которые почитают ее» .
Людям, прибегающим
к случаю, Демокрит противопоставляет
людей «мудрой
Таким образом,
В комментарии Симплиция к аристотелевской «Физике» мы читаем:
«Слова: «подобно древнему
учению, отвергающему случай»,
Бросается в глаза противоречие в высказывании Симплиция: с одной стороны, Демокрит отвергал случай, а с другой — он пользовался случаем в своем учении об образовании мира. Такая неувязка встречается во многих свидетельствах о Демокрите.
У Лактанцня мы читаем:
«Начать с того вопроса,
Это, пожалуй, самое
категорическое утверждение.
«Некоторые учат, —
пишет он, — что все вещи, происходящие,
происшедшие и имеющие
Словом, поскольку все
неизбежно смешалось вместе
Приведенные утверждения
философов о том, что развитие
природы носит у Демокрита
случайный характер, не колеблют,
а подтверждают
Согласно атомистам,
никакой целесообразности, никакого
заранее предначертанного «
Мир возник и существует
не по велению какой-то
«Некоторые, — сообщает
Аристотель, — выставляют в качестве
причины возникновения нашего
неба и всех миров случай. А
именно, они говорят, что вихревое
движение, которое произвело разделение
масс материи и привело все
в этот порядок, возникло само
собой». Таким образом, под
Отрицание Демокритом случайности вытекает из всего существа атомистической теории. Механическое движение—единственная известная ей форма движения. Поэтому и причинность носит здесь механистический характер. Случайность, как особая форма проявления причинности, еще не была известна Демокриту. Демокрит, отрицая случайность, стирает грань между необходимостью и случайностью и этим неизбежно низводит самое необходимость к случайности. Это, однако, не умаляет исторического значения учения Демокрита о причинности. Учение это было величайшим научным завоеванием. О том, какое значение придавал ему сам Демокрит, можно судить но приписываемому ему утверждению, что он «предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол».
В теории познания
Демокрит защищал, очевидно, общие
со своим учителем, Левкиппом,
взгляды, делая при этом
О том, как Демокрит
решал проблему теории
«В «Канонах», — пишет Секст-Эмпирик, — Демокрит говорит, что есть два вида познания, из коих познание посредством логического рассуждения он называет законным и приписывает ему достоверность в суждении об истине; познание же посредством ощущений он называет темным и отрицает пригодность его для распознания истины. Говорит же он буквально следующее: «Есть два рода познания: один — истинный, другой — темный. К темному относятся все следующие (виды познания): зрение, слух, запах, вкус, осязание. Что же касается истинного (познания), то оно не имеет ничего общего с ним. Затем, отдавая предпочтение истинному (познанию) перед темным, он прибавляет: «Когда темный (род познания) уже более не в состоянии видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование должно проникнуть до более тонкого (недоступного уже чувственному восприятию), тогда на сцену выступает истинный (род познания), так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом» .
У Секста выходит, что Демокрит располагал свои роды познания по ступеням: сначала действует темный род познания, который справляется со своим материалом только до известного момента, когда наступает его полная немощность и на его место приходит истинный род познания, уже не нуждающийся в показаниях внешних чувств. По Сексту, истинный род познания не имеет у Демокрита ничего общего с темным. Секст дает родам познания Демокрита такую интерпретацию, как будто разум действует совершенно независимо от внешних чувств, полностью отрываясь от объективного мира.
Возьмем другой отрывок из того же автора:
«Демокрит иногда отвергает чувственно воспринимаемые явления и говорит, что ничто из них не является по истине, по лишь по мнению, по истине же существуют (только) атомы и пустота. Оп говорит следующее: «(лишь) в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в действительности же (существуют только) атомы и пустота». Это значит, поясняет Секст: «Чувственно воспринимаемые (явления) общим мнением признаются существующими, но на самом деле они не существуют, а существуют атомы и пустота» .
Учение Демокрита
Столь же искаженно
трактует учение Демокрита
«Ведь чему учит
Демокрит?» — задает вопрос
Плутарх и отвечает так: «
Для того чтобы получить
правильное освещение проблемы,
напомним одно важное место
из высказываний Аристотеля о
Левкиппе, свидетельство, подлинность
которого ни у кого не
«Левкипп же полагал,
что он обладает учением,
Аристотель свидетельствует,
что учение свое Левкипп
Как же понимать
утверждение Демокрита, что
Обратимся к врачу Галену, который жил почти в одно время с Секстом-Эмпириком (129—199 гг. н. э.) и, несомненно, читал произведения Демокрита.
Информация о работе Гегелевская философия о семье, государстве и гражданском обществе