Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:21, реферат
Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы и нормы, которые были так привычны, приятны и ценны немцам. Интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры из великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе, немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих Ницше.
Введение
Личность Фридриха Ницше и его творчество
«Воля к власти»
Сверхчеловек Фридриха Ницше
Заключение
Учение Ницше о сверхчеловеке
"КНИГА ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО" - так звучит подзаголовок "Заратустры" Ницше. Таков круг подлинных читателей Ницше и всего о нем.
В десять недель он оканчивает свою поэму. Это было новое и, если следовать, генезису его мысли, - захватывающее произведение; без сомнения, им было задумано лирическое священное произведение, основная часть которого должна была, дать идею "Вечного возврата". В первой части Заратустры мысль о "Вечном возврате" еще не попадается, в ней Ницше преследует совершенно другую мысль, мысль о Сверхчеловеке, символе настоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможного освобождения от случая и рока.
«Заратусгра» является предзнаменованием «Сверхчеловека», это пророк благой вести. В своем одиночестве он открыл обещание, счастия и несет это обещание людям; с благодетельной и мягкой силой он предсказывает людям великое будущее в награду за великий труд, в другое время Ницше заставит его держать более суровые речи. Отчего Ницше оставил мысли о "Вечном возврате"? Он понял всю невозможность сознательного и разумного настроения своей гипотезы. Но это нисколько не уменьшало ее лирической ценности, для которой через год он сделал хорошее применение, но это, конечно, не может объяснить появление совершенно противоположной идеи. В глубине самого себя он не переставал ощущать всю силу своих прежних мыслей, но, не будучи в состоянии переносить всю жестокость своего символа, он не мог вполне искренно предложить его людям и заменил его другим - Сверхчеловеком.
"Человек – это канат,
протянутый между животными и
Сверхчеловеком, это канат над
пропастью". "Я не хочу
начинать жизнь сначала.
Он хочет верить и ему
удается уверовать в
Его больше не удовлетворяет мысль о "Вечном возврате"; он не хочет жить пленником слепой природы, его, наоборот, покоряет идея о Сверхчеловеке, в нем он видит принцип действия, надежду спасения.
В чем заключается смысл этой идеи? Это символ или реальная действительность? Иллюзия или надежда? Трудно ответить на эти вопросы. У Ницше чрезвычайно подвижный и восприимчивый ум; мощный порыв его вдохновения не дает ему ни времени, ни силы доводить свою мысль до конца, и он иногда не может ясно осмыслить волнующих его идей, и сам толкует их по-разному. Иногда Сверхчеловек представляется ему вполне возможной действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того, чтобы возбудить низшие слои человечества. Но это иллюзия и иллюзия полезная, благотворная. Он тогда любил часто повторять изречения Шиллера: "Имей смелость мечтать и лгать". Нам кажется, что, главным образом, Сверхчеловек мечтательная ложь поэта - лирика. Каждый существующий вид имеет свои границы, которых он не может переступить, Ницше знает это и пишет именно об этом. Известно, какой кровавый след оставили в истории нелюди, возомнившие себя сверхчеловеками. Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. Его сверхчеловек - результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека по своим интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый биологический тип. Аргументы сверхчеловека не пистолет и дубинка: они сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов.
Не случайно, не красного словца ради поставил Ницше появление сверхчеловека в зависимость от смерти богов. На первый взгляд, кажется, что Ницше помещает человека на опустевшее место Бога. Но это не так. Если Бог мертв, то его место так и остается пустым, и не созидание, а только господство над сущим в виде господства над Землей переходит к сверхчеловеку будущего.
Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер, не дуче, не каудильо, не генеральный секретарь, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества.
Заключение
К философии Ницше и его трудам нельзя подходить с позиций однозначной логики : она по меньшей мере двузначна, но чаще всего многозначна и определяется контекстом. Его мысль постоянно пульсирует, так что из любого отдельно взятого фрагмента его текста может быть реконструирована почти вся полнота его философии. Ницше говорил о своей философии как о «нигилизме» являющемся центральным понятием его философии. В его ранних работах содержатся идеи, которые как эхо, отзываются в его поздних книгах, как будто все они уже содержались в этих первых. В зрелый период творчества Ницше учение о воле к власти находится в таком же отношении к учению о нигилизме, в каком находилось аполлоновское начало к дионисийскому в ранний период его творчества. Обе эти силы, или понятия, дополняют друг друга. Нигилизм Ницше связан с любовью к своей собственной судьбе. Учение о воле к власти заключается в том, что мир есть то, что мы сами сделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой другой структуры, а также значения, помимо тех, которые мы ему приписываем Это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел в мире как таковом. Как мы будем жить и о чём мы будем думать – об этом только мы сами можем сказать.
Стремление понять личность, представление о личности можно обнаружить и в ранних и в зрелых работах Ницше. Каждая новая личность, входящая в жизнь и в культуру, ищет истинной жизни и борется за полноту своей уникальности, за полноту воплощения идеала . Ницше подразумевает, что жизнь ( и воля к власти как её сущность ) реализуется в человеке прежде всего через его творческие усилия по созиданию культуры .В идее сверхчеловека заключено убеждение в бесконечном творческом становлении самого Бытия, концентрирующемся в каждой отдельной личности.
Более ста лет длится слава Фридриха Ницше. Дело не только в неугасающем интересе к его творчеству со стороны профессионалов: количество работ, посвященных Ницше, уступает лишь потоку исследований философии Гегеля. Произведения Ницше – в моде. Разобранные на части, они давно уже стали достоянием широкой интеллектуальной общественности. От кого и в каких контекстах только не приходится слышать про аполлоновское и дионисийское начала, переоценку ценностей, вечное возвращение, волю к власти и человеческое, слишком человеческое. Политологи сумели адаптировать Ницше и к своему предмету: например, говорят, что таким-то решением правительство ставит себя по ту сторону добра и зла. Судьба ницшевских произведений – тема особая, можно только заметить, что судьба его творчества не менее причудлива и трагична, чем личная жизнь.
Литература:
1. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. – М. , 1998
2. Данто А. Ницше как философ. – М. , 2000
3. Ницше Ф. Соч. : В 2-х т. М. , 1990
4. Перцев Д.В. Сова Минервы над муравейником . – М. , 2001
5. Цвейг С. Вчерашний мир. – М. , 1991
6. Сайт www.nietzsche.ru
7. Сайт philosophy.ru