Фридрих Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы и нормы, которые были так привычны, приятны и ценны немцам. Интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры из великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе, немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих Ницше.

Оглавление

Введение
Личность Фридриха Ницше и его творчество
«Воля к власти»
Сверхчеловек Фридриха Ницше
Заключение

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 49.15 Кб (Скачать)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

 

 

ФРИДРИХ НИЦШЕ

 

Реферат

студентки очного отделения  группы 091111

специальности 060101.65.01 «Лечебное  дело»

дисциплина: философия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

К.ф.н., доцент

Оценка__________________

Подпись_________________

 

 

 

 

Белгород 2012

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Личность Фридриха Ницше и его творчество
  3. «Воля к власти»
  4. Сверхчеловек Фридриха Ницше
  5. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Время, в которое жил  Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс  объединения, проводимый жесткой рукой  Бисмарка, ломались столетиями накопленные  стереотипы и нормы, которые были так привычны, приятны и ценны  немцам. Интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской  культуры из великих поэтов, философов  и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время  в Европе, немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость  радикальных перемен. Одним из них  был Фридрих Ницше.

Одним из аспектов его философского учения является критика христианской морали. Ницше говорил о христианстве - слишком человеческом, то есть напрочь оторванном от истинного предназначения учений самого Христа. Для Ницше христианство стало символом зависимого, униженного, смиренного, а стало быть «несчастного» сознания. Ведь эта точка зрения немецкого мыслителя весьма актуальна для России сегодня, в связи с весьма распространенным мнением о том, что религия едва ли не единственная нравственная спасительница страны, только она способна дать человеку подлинный подъем духа; только она «скрепляет нацию»; она «наиболее действенное средство массового воспитания морали», так как она «дает общедоступное представление о нравственности, без которого мораль не существует».

Ницше верил в возможности  самого человека («творца» в человеке) - единственного творца самого себя и своей истории. Ницше заставляет - думать, сравнивать, размышлять.

Жизнь Ницше - воплощение самой  его философии во всей ее суровой  величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И  не поняв вторую, невозможно постичь  то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше  на уходящий ХХ век.

В литературе неоднократно делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю  четверть жизни Фридриха Ницше, как  праведную божественную кару за его  нечестивое вольнодумство, как достойное  искупление его сатанинской гордыни. И действительно, Ницше заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие.

Современники довольно холодно  встретили Ницше; но учёный Синклит  внимательно следил за деятельностью  юного профессора, чтобы потом  отвернуться от гениального поэта  и мудреца; и лишь немногие одобряли его деятельность. Он медленно и  верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала от Ницше  небольшую горсть последователей. Он остался в пустоте, опасаясь людей.

Слава, пришедшая к нему достаточно поздно, не вскружила голову мыслителю. Эта слава Ницше началась внезапно; ведь последние книги его  уже никем не раскупались; и вдруг - Ницше стал необычайно популярен, когда, будучи больным, уже ничего не понимал.

И Кант, и Гёте, и Шопенгауэр, и Вагнер создали гениальные творения. Ницше воссоздал новую породу гения, которую не видывала ещё европейская  цивилизация.

Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, но он выше Шопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учение последовательно и непротиворечиво.

Своей личностью он открывает  новую эру. Анализируя произведения Ницше, мы видим в них все черты  гения старого типа; но сквозь эти  черты, как сквозь маску, в нём  просвечивает и ещё что-то, неведомое  европейцам. Это «что-то» и есть загадка, которую он предлагает передовым  людям европейской культуры.

Личность  Фридриха Ницше и его творчество

Фридрих Вильгельм Ницше, первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше  и Франциски Ницше, урождённой Элер, родился 15 октября в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы.

Отец его умер после  года безумия и изнурительных  страданий. 4 января 1850 года умирает  маленький брат от нервного припадка. Трагизм пережитых дней надолго  остается в сознании Ницше. В отрочестве Ницше пользуется престижем у  товарищей по гимназии, учится игре на рояле, совершает первые пробы стихотворчества и музыкальных композиций. Однажды, за 12 дней он пишет историю своего детства.

6 октября 1858 года Ницше  поступает в знаменитую школу  Пфорта (под Наумбургом). Он переживает сильное желание стать музыкантом вопреки осуществлявшейся им подготовке к гуманитарной научной деятельности. Уже в это время его занимают философские, этические проблемы. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гёльдерлин.

С 1862 года Ницше начинает мучиться регулярными головными  болями, не мешающими, однако, усиленным  занятиям в школе и в свободное  время. Он пишет стихотворение “Эрманарих” и три статьи: “Фатум и история”, “Свобода воли и фатум”, “О христианстве”. Его восторгает опыт его творчества.

В середине октября 1862 года Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет, где изучает теологию и филологию. Затем переезжает продолжать обучение филологии в Лейпцигский университет (к профессору Ричлю). Первое чтение Шопенгауэра, сопровождается для Ницше глубокими внутренними потрясениями, он даже называет Шопенгауэра отцом. Ницше стремится глубже изучить искусство и философские системы гениального античного мира.

Страстные выпады Шопенгауэра  против философов на университетских  кафедрах отвратили Ницше от официальных  преподавателей этой дисциплины. С  тем большей жадностью набросился он на оригинальную философскую литературу. И, кроме любимых им Канта и  Шопенгауэра он внимательно изучил вышедшую в 1866 г. книгу Ф.А. Ланге «История материализма». Прочитав ее, он пришел в восторг от этого, по его словам, «самого значительного философского произведения последних лет».

У Ланге Ницше нашел и подтверждение собственным, еще смутным философским представлениям. Согласно Ланге, окружающий нас мир - это представление, обусловленное физической структурой человеческого организма. Но человек не может удовлетвориться только ограниченным чувственным материалом, открываемым в опыте. Человек - духовное, нравственное существо, он нуждается и в идеальном мире, который сам же и создает. Человек - творец поэтических образов, религиозных представлений, дающих ему возможность построить в своем сознании более совершенный мир, чем тот, который его окружает. Такой идеальный мир возвышает человека над миром обыденности, вооружает его этической идеей, а ею для Ланге была идея социализма. Представление о реальном мире как алогичном, иррациональном явлении Ницше почерпнул уже у Шопенгауэра, а Ланге лишь укрепил в нем это убеждение.

8 ноября 1868 г произошло  знаменательное событие в жизни  Ницше. Он познакомился со знаменитым  композитором Рихардом Вагнером.

Кроме музыки, они сразу  нашли еще одну, глубоко волновавшую  их тему - философию Шопенгауэра. Ницше  был очарован дружелюбием и живостью Вагнера, первой поистине гениальной творческой личностью, встреченной им на жизненном  пути. Его ослепил не ореол славы  Вагнера, а действительно независимое  мышление известного музыканта. Вагнер, как и Ницше, стремился к обновлению немецкой культуры.

После знакомства Ницше погрузился в чтение эстетических произведений Вагнера «Искусство и революция» и «Опера и драма». Вновь его начали одолевать сомнения в правильности того, что он избрал своей профессией филологию. Но именно в это время произошли события, задержавшие на 10 лет Ницше в оковах филологической науки.

В августе 1870 г. Ницше подал  прошение об отпуске, чтобы принять  участие в, начавшихся тогда, военных  действиях. Но нейтральные швейцарские  власти запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу в госпитале. Проработав в госпитале  всего неделю, он заразился острым инфекционным заболеванием и был  на волосок от смерти. Одной недели оказалось достаточно, чтобы усеянные трупами поля сражений и опустошенная войной местность произвели на чувствительную эстетическую натуру Ницше неизгладимое впечатление. Он увидел не героический  пафос и сияние побед, а кровь, грязь, хрупкость человеческого  существа, ставшего легкой добычей  бога войны. Вопрос о смысле человеческого  бытия встал перед Ницше уже  не в фантастических образах искусства, а в жестокой реальности.

В начале 1871 г. Ницше предпринял попытку занять свободное место  профессора философии. Попытка не удалась  из-за противодействия руководителя основной кафедры философии К. Стеффенсена, с подозрением относившегося к вольнодумству Ницше, к его дружбе с язычником Вагнером и увлечению философией Шопенгауэра. Поскольку Стеффенсен частично оплачивал содержание второй философской кафедры, то его мнение оказалось решающим.

Хотя Ницше сам понимал, что не имеет в философии никакого имени и поэтому его шансы  весьма призрачны, тем не менее, отказ  его явно разочаровал. И вновь  возобновилось мучительное для  него раздвоение между профессией и  призванием, между миром Базеля и  миром Трибшена. Такое раздвоение и отразила его первая большая культурологическая работа, знаменовавшая его уход из филологической науки.

2 января 1872 г. выходит  книга Ницше «Рождение трагедии  из духа музыки». Задумывалась  она еще до франко-германской  войны, а схематически очерчена  в докладе «Греческая музыкальная  драма», прочитанном в университете  в январе 1870 г. 

Посвященная Вагнеру, работа определяла те основы, на которых покоится рождение трагедии как произведения искусства. Античная и современная  линии тесно переплетаются друг с другом в постоянном сопоставлении  Диониса, Аполлона и Сократа с  Вагнером и Шопенгауэром.

В январе - марте 1872 г. Ницше  выступил с серией публичных докладов «О будущности наших учебных заведений», имея в виду не столько швейцарские, сколько прусские гимназии и университеты. Там впервые прозвучала одна из главных  идей Ницше - необходимость воспитания истинной аристократии духа, элиты  общества. Его ужасала тенденция  к расширению и демократизации образования. Он указывал, что «всеобщее образование - это пролог коммунизма. Таким путем  образование будет ослаблено  настолько, что не сможет более давать никаких привилегий».

В 1874 г. Ницше задумал серию  памфлетов. Из примерно 20-24 задуманных удалось написать только четыре эссе под общим заглавием «Несвоевременные размышления»: «Давид Штраус, исповедник и писатель», «О пользе и вреде  истории для жизни» (1874), «Шопенгауэр  как воспитатель» (1874) и «Рихард  Вагнер в Байрейте» (1875-1876). В этих размышлениях Ницше выступил страстным защитником немецкой культуры, бичевавшим филистерство и победоносное опьянение после создания империи. Сомнение Ницше, родится ли из победы Германии и ее политического объединения блестящая культура, звучало раздражающим диссонансом на фоне бравурного грохота литавр, возвещавших эру расцвета культуры, как произошло это с древними греками после окончания персидских войн во времена Перикла. В статье «Господин Фридрих Ницше и немецкая культура» лейпцигская газета объявила его «врагом Империи и агентом Интернационала». Поистине, трудно представить что-либо более комичное, нежели последнее обвинение, но после этого в Германии стали замалчивать Ницше.

В мае 1878 г. была опубликована новая книга Ницше «Человечество, слишком человеческое» с подзаголовком  «Книга для свободных умов». В  ней автор публично и без особых церемоний порвал с прошлым и  его ценностями: эллинством, христианством, Шопенгауэром, Вагнером.

Одна из версий случившегося усматривает причину поворота в  воздействии на Ницше его «злого демона» - философа и психолога Пауля  Рэ (1849 - 1901), с которым Ницше тесно сдружился, живя в Сорренто.

Несомненно, дружба с Рэ сыграла известную роль в переломе ницшевского мировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства явно охладел к вагнерианству и метафизике немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел не вдохновителя, а единомышленника.

Новый, 1879 г. принес Ницше  неимоверные физические страдания: почти каждодневные приступы болезни, резкое ухудшение зрения. Продолжать преподавание он был не в силах, и  в июне Ницше получит по его  прошению отставку с назначением  ежегодной пенсии в 3 тыс. франков. Он уехал из Базеля в Сильс-Марию, в долину Верхнего Энгадина.

В этом, 1879 году он создал новые  книги: «Пестрые мысли и изречения» Странник и его тень». А в следующем, 1880 году появилась «Утренняя заря», где сформулировано одно из краеугольных понятий ницшеанской этики –  «нравственность нравов».

Вначале Ницше проанализировал  связь падения нравственности с  ростом свободы человека. Он полагал, что свободный человек «хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции». Последнюю он считал «высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что он вообще велит». А отсюда следовало еще пока не высказанное, но уже прочерченное отношение к морали как к чему-то относительному, так как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже и в том случае, если в его основе лежат мотивы, «сами положившие начало традиции».

Информация о работе Фридрих Ницше