Французский материализм XVIII

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:09, доклад

Краткое описание

Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства…” Вместе с тем, будучи тесно связанными с естественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, что материя – это не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела.

Файлы: 1 файл

тема 2 ,в 3 4.docx

— 37.03 Кб (Скачать)

 Гоббс устанавливает  три формы государства: монархию, аристократию и демократию; ибо  государственная власть может  принадлежать одному лицу или  совету многих (монархия, - когда  правит один, а все ему подчиняются;  аристократия - правит группа людей;  демократия, - когда правят все). Соответственным  образом совет многих людей  состоит либо из всех граждан  таким образом, что любой из  них имеет право голоса и  может участвовать, если захочет,  в обсуждении дел, либо только  из их части.

Разделение  властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

Некоторые европейские  страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме  того, учредительную и избирательную  ветви государственной власти.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано  с именами Джона Локка и  французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который  осуществил наиболее основательную  разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип  разделения властей получает признание  во многих государствах.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  является одним из важнейших принципов  организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также  необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое  обоснование принципа разделения властей  состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части  в ведении единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный  Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями  власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что  в государствах с тоталитарным и  авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей  или же разделение властей в них  закреплено лишь формально.

Руссо Жан Жак 

Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева, — 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки и др. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743—44 секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Д. Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки. В 1762, после выхода в свет педагогического романа "Эмиль" и политического трактата "Об общественном договоре", опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. В 1770 он возвратился в Париж, занимался перепиской нот. Последние месяцы жизни провёл в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Р. были перенесены в Пантеон.

Р. — наиболее влиятельный представитель французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. Социально-философские взгляды Р. нашли отражение в его трактатах. В "Рассуждении о науках и искусствах" (1750) он подвергает критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставляет ей "естественное состояние", где люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принудительных узаконений. Р. отмечает пагубное воздействие наук и искусств: они "... покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны... люди" ("Трактаты", М., 1969, с. 12), заглушают в них естественный голос свободы, являются причиной упадка нравов. Эти идеи получили дальнейшее развитие в "Рассуждении о начале и основании неравенства между людьми" (1755); Ф. Энгельс относил его к "... высоким образцам диалектики" ("Анти-Дюринг", 1966, с. 16). Р. утверждает, что основанием неравенства явилась частная собственность, причём имущественное неравенство породило политическое, закрепленное образованием государства. Трагические противоречия прогресса — лейтмотив трактата: по мере развития цивилизации углубляется неравенство; оно достигает наивысшего предела при деспотизме, где все превращены в ничто. Р. обосновывает право народа на восстание: современное государство держится силой и только сила может его низвергнуть.

Р. понимает, что  вернуться к утраченному раю "естественного  состояния" невозможно и человек  обречён жить в обществе. В трактате "Об общественном договоре" (1762) он рисует картину идеального общества, максимально приближенного к  природе. В общественном состоянии  суверенной свободой обладает не личность, а государство, возникшее на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как  полноправные члены государства. Теория общественного договора приобретает  у Р. радикально-демократический  характер. Условием свободы является равенство, и не только политическое, но и имущественное; его обязано  охранять государство, не допуская поляризации  богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Р. считает  незыблемой основой общества, не менее  священной, чем свобода. Р. критикует  систему английского парламентаризма, отстаивает идею народного суверенитета, народовластия и, опираясь на опыт античного  полиса и швейцарских кантонов, выступает  за принцип прямой демократии, где  законы непосредственно принимаются  собранием всех граждан. Ориентация на создание мельчайших государственных  образований, как и идея равенства  мелкой крестьянской и ремесленной  собственности, была утопична, противоречила  объективным тенденциям исторического  развития, но эта мечта о равенстве  выражала социальные чаяния народных масс (прежде всего крестьянства) и  вдохновляла якобинцев в период Великой французской революции. 

Информация о работе Французский материализм XVIII