Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:40, реферат
На земном шаре сложным и противоречивым образом происходит глобализация, живо протекают многообразные миграционные процессы, во внутригосударственном и международном масштабах ведется работа по соблюдению прав человека, обсуждается, а в некоторых странах уже решен, вопрос о правомерности эвтаназии и т. д.
Вступление 3
Обоснование деятельностно-созидательного понимания развития культуры. 4
Обоснование гуманистического понимания развития культуры. 8
Обоснование аксиологического понимания развития культуры. 12
Выводы 17
Литература 18
Все виды и подвиды подлинной культуры подчиняются такому критерию, как «человеческое измерение», однако в настоящее время особенно бурно эволюционирует вид культуры, непосредственным назначением которого является гуманизация социальных отношений – социальная (в узком смысле) культура, которую можно назвать и гуманитарной, если сравнивать ее с технической. В сфере гуманитарной культуры субъекты целенаправленно внедряют в общественную жизнь и индивидуальные, и социальные формы гуманизма, некоторые из которых зародились еще в далеком прошлом[3].
Коротко охарактеризуем социальную культуру. Существуют два основных вида социальных связей: 1) межсубъектные отношения и 2) отношение ведущих субъектов к слабо защищенным участникам общественной жизни. Соответственно главными блоками рассматриваемой культуры выступают: а) придание межсубъектным отношениям правового, бесконфликтного, нежертвенного, ненасильственного и вообще гуманистически ориентированного характера. В частности, это проявляется в расширяющемся внедрении договорных начал в практику установления межсубъектных отношений и разрешения политических, трудовых, национальных, территориальных (например, на основе принципа «мир за землю») и иных споров и конфликтов; б) социальное обслуживание и защита «слабых» участников: инвалидов, беспомощных стариков, сирот, беженцев, жертв преступлений, войн, стихийных бедствий и т. д. (Этот блок культуры сейчас называют «социалкой» или, от английских слов, «вэлфэр».) В социальной защите нуждаются младенчество и детство, материнство, молодежь, неблагополучные семьи и т. д., а также могут нуждаться по существу «сильные» участники, из-за особых перипетий общественной и личной жизни поставленные в неблагоприятные условия: новаторы, малый и средний бизнес, квалифицированные работники, оказавшиеся безработными, невостребованные таланты и др.
Во
многих странах насущным делом является
применение весьма широкого спектра
социально-обеспечительных и
Решающая роль в деле утверждения социального окультуривания в качестве непреложного общественного процесса принадлежит международному институту прав человека. В указанных правах, как они выражены в международных и внутригосударственных нормативных документах, относительно определенно проступает содержание того, чего ведущим субъектам в целях реализации гуманистической ориентированности общественных отношений следует добиваться по отношению к личности, ибо содержание прав человека в общем и целом соответствует основам бытия людей: материально-неорганическим, физиологическим, психологическим, общественным. Основанием рассматриваемого вида культуры выступает понимание сущности человека как того, что, согласно B. C. Грехневу, «должно диалектически включать в себя и его природные, и социальные, и индивидуально-особенные свойства»[4]. Этим автором подчеркивается «неразрывность единства индивидуально-особенного и социально общего в человеке»[5]. И действительно, права человека и гражданина – социальные образования, но они продуцируются для того, чтобы личность свободно могла пользоваться ими индивидуально. Вследствие эксплицирования и юридизации прав человека понятия социальной свободы и справедливости содержательно конкретизировались по сравнению с абстрактно декларативной формой их репрезентации.
Для обобщения и типизации опыта гуманизации общественных отношений требуется изучать его в противопоставлении бесчеловечным практикам, среди которых выявлены такие, как рабство, эксплуатация человека человеком, геноцид, апартеид, необоснованные репрессии, этнические и конфессиональные чистки, организация концлагерей, изуверские казни, пытки заключенных в СИЗО и военнопленных, применение детского труда, дискриминация женщин, дедовщина, насилие в семье и прочее. Подобные явления инфернального, можно сказать, характера тоже требуется изучать и типизировать, дабы продолжать вырабатывать надежные способы пресечения дегуманизации во всех ее видах. Призыв «Нет бесчеловечным практикам!» целесообразно выдвинуть в качестве одного из девизов современной культуры.
В
целом история общественных усилий,
направленных на вживление гуманизма
в общественные отношения, очень
насыщенна, ибо гуманизм давно шагает
по планете, однако сначала имея место
лишь кое-где, едва пробиваясь через
дикие обычаи, жестокости классового
гнета и порабощение одних
народов другими, ужасы кровопролитных
войн, зверства тиранических режимов,
бесчеловечные крайности
В
деле гуманитарного окультуривания
встает много трудностей: имеются
страны, в условиях которых говорить
о нем вообще пока не приходится
(в них, например, нет даже пенсионного
обеспечения), да и за самой развитой
страной тянется сейчас «шлейф»
нерешенных социальных проблем. И все
же нельзя отрицать, что особым направлением
труда, творчества и общественной деятельности
людей стали разработка, а также
практическое применение методов социального
обеспечения и защиты, утверждение
на Земле ненасильственного мира,
создание новых рабочих мест и
производство других социальных благ.
Отрицание немалых достижений цивилизованного
человечества в вопросах отстаивания
прав человека, оказания помощи плохо
защищенным слоям и категориям населения,
а также слаборазвитым странам,
предотвращения социальных конфликтов
и т. д. было бы пренебрежением к выявлению
опыта гуманистической
Целенаправленная гуманизация общественных и межличностных отношений составляет другой базовый принцип объяснения и производства культуры. Ведущее направление ее развития в современных условиях заключается в развертывании в международных и внутригосударственных масштабах гуманных практик, а также в организованной борьбе социально здоровых сил за ликвидацию практик антигуманных.
Категория «культура» в социальном познании кристаллизуется и в связи с необходимостью в выделении достояния среди произведенного и содеянного людьми. «...Первый шаг к культуре, – правомерно отмечает B. C. Семенов, – деятельностное творческое создание... культуры... То есть окультуривание окружающей человека среды... Второй шаг – суммирование и накопление от поколения к поколению опредмеченных материальных и духовных ценностей культуры... И третий шаг – освоение людьми созданных культурных богатств и ценностей, приобщение людей к культуре, овладение культурой...»[6] Человечество нуждается в выявлении и особо глубоком освоении того, что среди им созданного может в качестве объективно выраженного образца стать руководством к активности и составить опоры в дальнейшей жизнедеятельности, что желательно воспроизводить, беречь и обогащать, то есть того, что составляет позитивные накопления в условиях цивилизации.
Без
вынесения в общественном сознании
оценок происходящего, содеянного, производимого
и намечаемого к производству,
а также без выявления
Однако нельзя упрощать аксиологическое понимание культуры, ибо процесс идентификации ценностей сложен и противоречив, что* считать, что* не считать ценностью почти всегда составляет проблему, и вопрос о содержательном наполнении ценностного актива цивилизации никогда не бывает решен окончательно. В ценность может оказаться возведенным то, что совсем недавно осуждалось, а нечто, только что признаваемое особо дорогим, вдруг лишается ореола. Культура представляет собой постоянный процесс ее становления, а также выявления людьми, и важнейшей задачей, встающей перед каждым новым поколением, является идентификация ценностей. Уже поэтому культура оказывается процессом, а не механической совокупностью достижений.
До позитивного признания какие-то деяния, произведения и активность могут лишь потенциально относиться к культуроносному достоянию. Конечно, ценности, признанные в качестве таковых в определенный исторический период, могут оказаться мнимыми. Однако противоречивый и сложный процесс идентификации ценностей в качестве относительно самостоятельного направления духовного производства в настоящее время принял глобальный характер. В ходе формирования единой культуры человечества, что происходит очень медленно, но непрестанно, в конце концов неправильные оценки исправляются, мнимые ценности развенчиваются, а то, что не было сразу же и долго признанным, но заслуживает признания, его получает. Исходя из вышесказанного, трудно согласиться с дескриптивным пониманием культуры, когда в нее включают «как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступления, войны)»[8] и согласно которому «культура, взятая в целом, объемлет не только “высокое”, но и “низкое”, не только взлеты, но и падения, не только чистое, но и... грязное; не только созидательное, но и разрушительное... Культура – это... нравственное и безнравственное, справедливое и несправедливое...»[9].
Сторонники
дескриптивного понимания культуры
нередко в адрес
Закрепленное
в общественном сознании возведение
в ценность в той мере, в какой
в этом процессе выражаются интересы
и пристрастия каких-то участников
общественных отношений, обладает большой
социальной значимостью. А потому нельзя
относиться к возведенному в ценность
как к чему-то, чем якобы нужно
пренебрегать при определении
Как видим, онтология культуры объективно-субъективна. Гуманистическая философия обосновывает и выводит в сознание мировой общественности признание подлинными ценностями лишь той активности, тех деяний и произведений, которые соответствуют, во-первых, «человеческому измерению» и критериям гуманизма, являясь добром, и, во-вторых, предметным критериям высококачественной возделанности, являясь благом. Аксиологическое ранжирование созданного, содеянного и намечаемого к производству в соответствии с «человеческим измерением» и качественной предметной возделанностью артефактов составляет еще один базовый принцип объяснения и производства культуры.