Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:40, реферат
На земном шаре сложным и противоречивым образом происходит глобализация, живо протекают многообразные миграционные процессы, во внутригосударственном и международном масштабах ведется работа по соблюдению прав человека, обсуждается, а в некоторых странах уже решен, вопрос о правомерности эвтаназии и т. д.
Вступление 3
Обоснование деятельностно-созидательного понимания развития культуры. 4
Обоснование гуманистического понимания развития культуры. 8
Обоснование аксиологического понимания развития культуры. 12
Выводы 17
Литература 18
КРИВОРІЗЬКИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
Кафедра
філософії
Реферат на тему:
«Філософське
підґрунтя розвитку
культури»
Кривий Ріг
2011
Оглавление
Вступление 3
Обоснование деятельностно-созидательного понимания развития культуры. 4
Обоснование гуманистического понимания развития культуры. 8
Обоснование аксиологического понимания развития культуры. 12
Выводы 17
Литература 18
На
земном шаре сложным и противоречивым
образом происходит глобализация, живо
протекают многообразные
Философия рассматривает культуру в качестве самой плодоносной составляющей цивилизации и выявляет осуществимость именно в культуре отношения человека к миру в лучшем, то есть созидательном, выражении, тогда как в принципе его отношение к миру может быть и разрушительным. В философии раскрывается необходимо деятельностный характер такого отношения, ибо люди, чтобы удовлетворять потребности, должны создавать материальные, социальные и духовные блага, выстраивать общественные отношения, производя и воспроизводя на этой основе самих себя. Культура необходимо вырастает из превращения людьми мира в объект познания, универсального освоения и многообразного практического воздействия. В ее содержательном наполнении выявляется то благое, что человечество силами своей активности берет от мира и что оно привносит в него. Благодаря формированию культуры происходит пролиферация сущего: оно качественно разнообразится и прирастает за счет появления и обогащения ноосферы.
Деятельностная природа культуры давно установлена в отечественной философской и культурологической литературе. Но можно и нужно подойти к рассматриваемой проблеме с не затрагиваемой обычно авторами стороны – со стороны субъектности как феномена, без которого не может сложиться ни общество, ни культура, ни цивилизация.
Находящийся
в центре философии вопрос об отношении
человека к миру в социально-философском
преломлении встает в качестве вопроса
о характере связи с миром
активного субъекта как такого участника
общественных отношений, который играет
заметную и относительно самостоятельную
роль в общественном (материальном
и/или духовном) производстве и/или
управлении и способен инициировать
действия и/или движения, накладывающие
ощутимый отпечаток на протекание общественной
жизни и состояние социальной
среды. Таким образом, речь идет о
деятеле (групповом или индивидуальном)
В
ответ на многообразные запросы
жителей формируются
Без
организованных и развитых субъектных
структур нет и развитого
Понятие «антикультура» можно определить как организованное, отехнологиченное производство и использование анти ценностей в интересах определенных субъектов (к ней относятся, например, фашизм, теневая экономика, организованная преступность, некоторые формы, так называемой массовой культуры, травмирующие психику людей, ловкое манипулирование сознанием масс). Если бескультурье, варварство и вандализм сравнительно легко распознаются, то антикультура обычно довольно искусно маскируется под культурообразность, она тоже нечто возделанное, но лишенное «человеческого лица», по существу, имеющее человекопротивную направленность.
На основе деятельности анти культурного характера формируется субъект-разрушитель, ибо активность воротил теневой экономики, вершителей организованной преступности, создателей кроваво-тоталитарных и жестоких авторитарных режимов, тоталитарных религиозных сект, носителей направляемой в массы дезинформации и неблаговидных деятелей других видов, в какие бы внешне привлекательные одежды она ни рядилась, в конечном счете разрушительна по отношению к устоям общества и тлетворна по отношению к личностям. Таким образом, субъект может выступать как социообразующим, так и социоразрушающим фактором, тем, кто торпедирует культуру.
Противоречие
между культурой и
Как видим, прогрессирующее развитие общества во многом зависит от его способности сформировать внутри себя цивилизованных субъектов: прежде всего, хозяйствующих, а также управляющих; субъектов, несущих просвещение и на высоком уровне поддерживающих образование; субъектов художественной жизни и научного творчества; здравоохранения; правового регулирования общественных отношений; структур по экологической защите и т. д. То есть культуроносное достояние цивилизации складывается, опосредуясь формированием все более умелого, а также социально развитого субъекта. Сам адаптивно-исторический выбор, в частности будет ли действительно в основу развития общества положена экономика (а не, скажем, идеология, религия или развлечения[3], что рано или поздно приводит общество к краху) и какие формы обретет хозяйствование в условиях страны, в конечном счете определяется подготовленностью ведущих субъектов к практической активности определенного характера.
Итак, дело не просто в том, что культура деятельностна, ибо все в обществе представляет собой человеческую деятельность – либо уже относительно застывшую, объективированную в артефактах, либо длящуюся в качестве процесса. Главное в том, что культура продуцируется созидательной деятельностью. Созидательно-деятельностное отношение субъектов к миру составляет один из базовых принципов объяснения и производства культуры. Проблема производства культуры – это в первую очередь проблема подготовки субъектов, способных к культурогенной активности и подавлению антикультуры.
Достаточно ли отметить для выработки общего понимания культуры лишь ее деятельностный характер, если, например, учитывать, что кое-где бытовали и еще бытуют дикие нравы и обычаи, практиковались и практикуются жесточайшие пытки и изуверские казни, то есть если полновесно принимать во внимание существование на Земле разнообразных не только гуманных, но и антигуманных практик?
И в советский, и в постсоветский период в отечественной философской и культурологической литературе весьма распространено понимание культуры как очеловечивание мира, а также усмотрение направляющей ее цели в непрестанном воссоздании человека как гуманного и творческого существа. И это не случайно. Надо полагать, гуманистическое понимание культуры обусловлено общественной потребностью в приковывании внимания субъектов к обычно сложно протекающей практике очеловечивания социальной среды и общественных отношений, в обобщении опыта очеловечивания мира и выявлении типичных противоречий этого опыта с целью их преодоления. Категория «культура» отвечает насущной потребности участников общественных отношений в улавливании там, где есть, в намечаемом, создаваемом и содеянном, с одной стороны, признаков очеловеченности для их усиления и утверждения, а с другой – признаков обесчеловечивания с целью помешать распространению дезантропных явлений.
Важнейшее
обоснование гуманистической