Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 06:17, реферат
Философия - общая теория мира и человека в нем. Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео"- люблю, "софия” - мудрость). Современная философия - это прежде всего наука и, более того, - ядро духовной культуры общества.
Введение.
§1. Предмет философии и ее функции.
§2. Возникновение философии, этапы ее развития.
§3. Основные философские проблемы.
Заключение.
Список источников.
В любой науке выделяется неск. осн. вопросов, существенных для нее на каждом этапе развития. Напр., в совр. биологии – это вопросы о природе вируса, сущности анабиоза, передаче генетич. информации и др. Но ни в биологии, ни в физике, ни в к.-л. другой спец. науке нет такого единств. вопроса, к-рый определял бы все др. вопросы. Для философии же всегда существует именно один-единственный осн. вопрос. Ответ на него – это некая предпосылка, результат мировоззренч. выбора. Конкретные формы решения О. в. ф. исторически видоизменялись. Вместе с тем особенностью этого вопроса является наличие в нем некоего историч. инварианта.
Сущность и значение О. в. ф. для развития философии раскрывается при исследовании коренящихся в его решении проблем (проблемы материального, идеального, истины).
Исследованию этих проблем должно сопутствовать разграничение двух различных, хотя и взаимосвязанных, аспектов отношения мышления к бытию, сознания к материи. Первый аспект – онтологический; в нем рассматривается происхождение сознания как свойства или функции материи (материализм) или существование сознания как духовной субстанции (идеализм). Второй аспект – гносеологический; в нем рассматривается отношение результатов познания к самому источнику, оригиналу-объекту, при отвлечении от условий и способов материального существования знания и процесса познания. Оба аспекта раскрываются как в решениях самого О. в. ф., так и в решениях его другой стороны. При этом если в онтологич. аспекте материалистич. решения самого О. в. ф. противопоставление сознания и материи является относительным, то в гносеологич. аспекте это противопоставление абсолютно (см. тамже, т. 14, с. 134–35, 233).
Др. сторона О. в.
ф. акцентирует внимание на гносеологич.
аспекте отношения мышления к
бытию, вырастая в учение о путях,
средствах, формах познания окружающего
мира. Но и здесь можно выделить
онтологич. аспект в виде конкретно-науч.
обоснования познаваемости мира
(напр., с точки зрения фундаментальных
св-в материи – причинности, необходимости,
общего св-ва отражения, психофизиологич.
св-в и механизмов чувств, и логич.
познания). Взаимосвязь указ. аспектов
решения О. в. ф. можно выразить положением
– нет онтологии без
Постановка О. в.
ф. не всегда непременно связана с
зафиксированной формулировкой
этого вопроса. Если постановка О. в.
ф. содержится в самом появлении
второго ответа на этот вопрос, т.е.
в появлении альтернативы-
Первой классич. формулировкой О. в. ф. можно, очевидно, считать гегелевскую, согласно к-рой философия "... распадается на две основные формы разрешения этой противоположности (между мышлением и бытием. – Ред.) – реалистическую и идеалистическую философию..." (Гегель, Соч., т. 11, М.–Л., 1935, с. 208). Фейербах в "Лекциях о сущности религии" отмечает, что "вся история философии вращается вокруг вопроса ...об отношении духовного к чувственному" (Избр. филос. произв., т. 2, М., 1955, с. 623). Ни Гегель, ни Фейербах не выделяют, однако, вопрос об отношении мышления к бытию как основной среди всех филос. вопросов. На это впервые указал Энгельс в "Людвиге Фейербахе". Решение О. в. ф. определяет характер филос. системы и смысл рассматриваемых ею вопросов (напр., вопросы о бессмертии души, о сотворении мира и др. для материалиста являются псевдопроблемами), намечает общие положения учения о специфике познавательной деятельности и самую общую линию подхода к познанию общественной жизни, обусловливает то или иное понимание процесса развития философии, т.е. характер историко-философских исследований.
В совр. бурж. философии есть тенденция преодолеть две осн. партии в философии и конституировать третью линию, то признающую философию нейтральной, то пытающуюся устранить О. в. ф., квалифицируя его как "псевдопроблему" (Рассел, Шлик, Витгенштейн, Карнап). В какой-то степени это характерно не только для неопозитивизма, но и для экзистенциализма, прагматизма, неотомизма. Но такой подход к проблеме не учитывает, что О. в. ф. – это вопрос-дилемма, ответ на к-рый (прямо или косвенно) содержится в любой филос. системе. При этом проблематика философии коренится отнюдь не в самом О. в. ф. или его др. стороне, а именно в решениях этого вопроса. Не сами дилеммы, а лишь вопросы, поставленные после решения этих дилемм, могут содержать как подлинно науч. проблемы, так и псевдопроблемы. Поэтому третья линия является не устранением, а завуалированным идеалистич. решением О. в. ф. партией середины, "...шатанием между материализмом и идеализмом" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 54, см. также с. 323, 325). Иногда выдвигается тезис о том, что постановка О. в. ф. не имеет под собой достаточных оснований, что противопоставление духа и материи утратило основополагающее значение в совр. философии, для к-рой главными стали иные проблемы, напр. проблема человека. Такую позицию нельзя считать правильной: как бы ни изменялся конкретный вид филос. проблематики в ту или иную эпоху, эта проблематика всегда сводится так или иначе к проблеме истины, т.е. к основополагающим предпосылкам всякого мышления и, следовательно, к. О. в. ф. В частности, при всей важности проблемы человека, нельзя не учитывать, что сама эта проблема может рассматриваться на основе либо материалистического, либо идеалистич. (как, напр., в экзистенциализме) решения О. в. ф., причем это решение определяет и принципиальный подход к проблеме человека.
Лит.: Сидонский Ф., Введение в науку философии, СПБ, 1833; Линицкий П. И., Осн. вопросы философии, К., 1901; Юшкевич П. С., О сущности философии, Одесса, 1921; Георгиев Ф. И., Философия как форма обществ. сознания, "Вестн. МГУ. Сер. обществ. наук", 1950, вып. 4, No 11; Горский Д. П., Бурхард А. И., Решение неопозитивизмом О. в. ф., "ВФ", 1956, No 3; Брутян Г. Α., Решение семантиками О. в. ф., "Изв. АН Арм. ССР. Обществ. науки", 1958, No 9; Келле В. и Ковальзон Μ., Философия как форма обществ. сознания. Лекция, М., 1958; Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, пер. с нем., М., 1958, с. 44; Карнап Р., Значение и необходимость, [пер. с англ.], М., 1959, с. 301, 308–309, 311, 315; Рассел Б., История зап. философии, пер. с англ., М., 1959; Αрхипцев Ф. Т., Понятие материи и О. в. ф., "ВФ", 1959, No 12; Ойзерман Т. И., Осн. филос. вопрос и критика совр. идеализма, там же, 1960, No 8; Нарский И. С., К оценке неопозитивистского учения о предмете философии, "ФН" (НДВШ), 1960, No 1; Xидашели Ш. В., К характеристике осн. вопроса средневек. философии, там же, 1961, No 2; Ляховецкий Л. Α., Об О. в. ф., М., 1966 (автореф. канд. дисс); Schlick M., Allgemeine Erkenntnislehre, 2 Aufl., В., 1925, S. 307; Krishna D., The nature of philosophy, Calcutta, 1955; Brunner Α., Die Grundfragen der Philosophie, 4 Aufl., Freiburg, 1956; Gropp R. O., Die Grundfrage der Philosophie, Lpz., 1958.
II. Мировозрение
есть система принципов,
ценностных ориентаций, надежд и верований, которые определяют деятельность
индивида или социального
общественного самосознания, через которую субъект сознает свою социальную
сущность и оценивает свою
духовно-практическую
Мировозрение — интегральное духовное образование, которое побуждает к
практическому действию, к определенному образу жизни и мысли. В
структурном плане принято
мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В свое время немецкий
философ К.Яса-перс, посвятил специальное исследование психологии
мировозрений, поскольку мировоззрение не только, а и
социальных групп и даже эпох в одних случаях тяготеет к гармоничному,
оптимистичного, а в других — к угрюмо-пессимистическому,
обеспокоенно-трагедийному
Эмоции, чувство и понимание как
компоненты человеческой
по-разному представленные в
причиной их разнообразия. В мифологии, например, мироощущения преобладает
над пониманием, а в философии
— наоборот.
По способу своего
* на групповое
* и индивидуальное,
хотя вне личности и без
личности не может
мировозренческая система. За
степенью и четкостью
мировозрение делится на
теоретический, разновидностью
засекается в афоризмах
народа, а теоретическое мировозрение — в логически благоустроенных
системах, в основе которых лежит
определенный категориальный
логические процедуры
Любое мировоззрение,
классифицируется, объединяет наличие
убеждения. Это — ядро
поскольку само убеждение и соединяет мысль с действием, воплощают идею в
практическую деятельность.
Убеждение, представление,
личности, принимают участие в
формировании жизненной
быть мировозрения без идеала; идеал требует веры в свое воплощение; вера
же неотделимая от любви,
святым и дорогой. Именно
осознание, это еще и мир идеалов, целей и ожиданий, трансцендентный мир
желанного бытия.
Еще раз подчеркнем, что мировозрение
— не просто обобщенное
о мире, а форма общественного самосознания человека, узловыми категориями
которой выступают понятия \"
мировоззрения сознает свое
установки. Мировоззрение за
практическим, поскольку ориентирует на решение важнейших проблем
человеческого существования,
смысл его жизни. В этом и
состоит функциональное
III. Первым приходил к выводу о том, что миф есть стадией развития
сущности, которое отвечает определенной исторической поре, французский
культуролог Л.Леви-Брюль,
немецкого философа Ф.Шеллинга о мифе как продукте народного творчества.
Продолжая идеи Шеллинга, уже
в начале нашего столетия
Э.Кассирер попробовал
собственным законам развития.
Мифологической форме
отождествление естественных
осознание факта деления мира
на мир вещей и мир
означало начало распада мифа. Олицетворение же сил природы (символизм)