Фиософия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 06:17, реферат

Краткое описание

Философия - общая теория мира и человека в нем. Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео"- люблю, "софия” - мудрость). Современная философия - это прежде всего наука и, более того, - ядро духовной культуры общества.

Оглавление

Введение.

§1. Предмет философии и ее функции.

§2. Возникновение философии, этапы ее развития.

§3. Основные философские проблемы.

Заключение.

Список источников.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 37.41 Кб (Скачать)

Введение.

§1. Предмет философии  и ее функции.

§2. Возникновение  философии, этапы ее развития.

§3. Основные философские  проблемы.

Заключение.

Список источников.

§1. Предмет  философии и ее функции.

Философия - общая  теория мира и человека в нем. Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео"- люблю, "софия” - мудрость). Современная  философия - это прежде всего наука  и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины  мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к  действительности. Философские представления  во многом определяют восприятие и  понимание происходящего в жизни  человека и общества, влияют на выбор  способов и средств решения возникающих  проблем.

Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним  мыслителям связывание философии с  мудростью до сих пор сохраняет  свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с  особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Сегодня мы часто произносим слова «философия», «религия», «мифология». Между тем, для понимания того или иного явления важно знать, как оно возникло.

Истоком возникновения  философии является мировоззрение. Мировоззрение определяют как 

1.совокупность принципов,  взглядов и убеждений, определяющих  направление деятельности и отношение  к действительности определенного  человека, социальной группы, класса  или общества в целом.

2. система представлений  о мире и о месте в нем  человека, об отношении человека  к окружающей его действительности  и к самому себе, а также  обусловленные этими представлениями  основные жизненные позиции и  установки людей, их убеждения,  идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Причем выделяют три  типа мировоззрения:

· Мифологическое

· Религиозное

· Философское (Научно-философское)

Мифология ( от греч. mifos - предание, logos - слово, понятие, учение ) - форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного  сознания, способ понимания мира, характерный  для ранних стадий общественного  развития. Мифы существовали у всех народов мира. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человека - объединил в себе культуру, зачатки  различных верований, политических взглядов, искусства, философии. Целостное  миропонимание, в котором различные  представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего  в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

В поисках ответов  на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия  избрала разные пути.

Религия (лат. religio - благочестие, набожность, святость) - такая форма  мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - земной, естественный - сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в  существование той или иной разновидности  сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Таким образом, религия - это такой тип мировоззрения, при котором человеческое отношение  к миру постоянно пропускается через  особое существо (Бог), наделенное чертами  сверхъестественности.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия  вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив  нараставшую в обществе потребность  в понимании мира и человека с  позиции знания, разума.

Философия и мировоззрение  органично связаны друг с другом. Мировоззрение выполняет функцию  познания человеком окружающего  мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего  мира, философия же ориентирована  на раскрытие общих принципов  устройства мира и важнейших его  характеристик. Она не стремится  ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие  вопросы. С помощью философии, мировоззрение  достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности.

Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху  Возрождения, основной направленностью  философии было осмысление места  человека как центра вселенной. Кроме  того мировоззрение и философия  решают проблемы человека в различных  аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Попытаемся определить основные качества, которые эта наука  стремится развить в каждом из вас:

* Широта, масштабность  и глубина осмысленного  опыта. Несомненно, мудрость - синоним большого жизненного опыта. Этот опыт человек накапливает на основе осмысления своей собственной жизни, жизни природы, других людей, общества в целом. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкретных сферах познания и деятельности. Философия - это единственная, уникальная наука, которая стремится обобщить и осмыслить опыт человечества в целом на протяжении всей его истории. В этом осмыслении она опирается на опыт всех наук, всех сфер человеческой деятельности, на опыт всей мировой истории и культуры.

* Способность и  склонность к обобщениям, к уразумению смысла  происходящего. Необходимым условием формирования мудрости является систематическое осмысление и обобщение происходящего. Мудрый человек извлекает уроки из прошлого и учитывает их в планировании будущего. Систематическое обобщение событий и получаемых знаний позволяет неуклонно совершенствовать стратегию своей жизни и деятельности. Философия, являясь предельно общей наукой, всем своим строем стремится развить у изучающего ее человека способность к обобщению. При этом она ориентирует не только на осмысление опыта успешных действий, но и на выявление ложных путей, типичных ошибок с целью их предотвращения в будущем.

* Всесторонность видения  действительности. Развитая всесторонность мышления - один из главных атрибутов мудрости. Именно односторонность подходов к явлениям, учет одних качеств и связей при игнорировании других ведет с неизбежностью к искажению действительности, ложным выводам в познании и провалам в практической деятельности. Поэтому одна из важнейших задач философии - показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна одномерных, простых решений, научить всестороннему подходу к исследуемым явлениям. Истинный философ невозмутим, ибо видит в одном и том же событии множество сторон, в том числе и противоположных (созидания и разрушения, добра и зла и т.п.). Не случайно философскому отношению к действительности присуща ориентация: "не смеяться, не плакать, а понимать." (Б.Спиноза).

* Развитие рефлексивного мышления. Рефлексивность мышления означает развитую способность человека к самоанализу, объективной самооценке, самокритике. "Познай самого себя" - этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям. Особенно актуально это для российского человека, которому на нынешнем тяжелейшем изломе отечественной истории крайне важен трезвый, объективный самоанализ, критическое отношение к происходящему и прежде всего к самому себе. Ибо суровая самокритика - это действенный импульс к развитию. И те страны, цивилизации, в культуре которых укоренен дух самокритичности, обретают тем самым важный фактор динамичности, ускоренного движения.

* Умение находить "золотую  середину" при  решении сложных  проблем. Мудрый человек, делая выбор в сложной ситуации, стремится избежать крайностей, найти оптимальный путь. Весь опыт философии также учит умению избегать противоположных крайностей, вырабатывает способность творчески соединять лучшие качества многих подходов, опираться в поисках нового на надежные, испытанные традиции. К сожалению, Россия - страна крайностей, склонная к бесшабашной ломке коренных исторических традиций на трудных этапах истории. Свою историю в ХХ-м веке она начала с утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершает полной его противоположностью, именуемый даже в странах Запада "звериным", "бандитским", "криминальным" капитализмом. И эти метания из крайности в крайность с неизбежным при этом разрушением преемственности во многом объясняют почему в стране с богатейшими возможностями народ влачит жалкое существование. Философское образование в меру своих возможностей стремится переломить эти разрушительные стереотипы, дать человеку и обществу ориентиры надежного, продуктивного выбора.

* Способность к  предвидению будущего. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф: “мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо”. Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

Философия органично  вплетена в ткань общества и имеет  большое воздействие со стороны  общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс  своими передовыми идеями. Попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

1. она выполняет  мировоззренческую функцию, т.е.  помогает сформировать целостную  картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле  она формулирует правила познания  для всех частных наук.

3. функция социальной  критики. Она осуществляет критику  существующего в обществе порядка  вещей.

4. конструктивная  функция. Она означает способность  отвечать на вопрос о том,  что должно быть в будущем.  Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая  функция. Участие философии в  выработки идеологии как системы  взглядов и идеалов

6. функция отражения  или обобщения культуры. Философия  является стержнем духовной культуры  общества. Она формулирует наиболее  значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная  функция. Способствует развития  у человека способности к теоретическому  мышлению, через нее передается  познавательный образ.

Основными разделами  философии, обеспечивающими реализацию ее функций, являются:

* Онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение), исследующая наиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.

* Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - теория познания, изучающая наиболее общие проблемы познавательной деятельности (природа познания, его формы, методы, виды, понятие истины, ее критерии и т.п.).

* Социальная философия, изучающая наиболее общие проблемы функционирования и развития общества;

* Философская антропология, исследующая наиболее общие и существенные проблемы человека;

* Философия естествознания, техники, экономики, культуры, осмысляющая наиболее фундаментальные мировоззренческие и методологические проблемы этих наук.

Таким образом, даже краткая  характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука. Подытоживая сказанное, можно дать исходное определение  смысла философии: философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости.

И конечно же это  явление имеет глубокие корни  и богатую историю.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНО́Й ВОПРО́С  ФИЛОСО́ФИИ

    вопрос об отношении  мышления к бытию. "Философы разделились  на два больших лагеря сообразно  тому, как отвечали они на этот вопрос" (Энгельс Φ., см. Маркс К. и Энгельс  Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283), – лагерь материализма и лагерь идеализма. Материалистич. решение О. в. ф. применительно к  пониманию истории Ленин выразил  так: "Если материализм вообще объясняет  сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни  человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия" (Соч., т. 21, с. 38–39).

    Формулируя О. в. ф., Энгельс указывает, что этот вопрос имеет еще и другую сторону  – вопрос о познаваемости мира (см. Теория познания). В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на тех, кто признает и тех, кто отрицает принципиальную познаваемость мира (см. Агностицизм). Развивая учение об О. в. ф., Ленин сформулировал положение о социальных и гносеологич. корнях ложного решения О. в. ф. Это положение ориентирует на раскрытие теоретико-познават. причин неверного решения самого О. в. ф. или его другой стороны тем или иным филос. направлением, а вместе с тем и на выявление конкретной социальной базы воспроизведения как агностицизма, так и идеализма.

    О. в. ф. связан –  непосредственно или опосредствованно – с проблематикой науки. Эта  связь обнажается особенно в переломные периоды истории науки. О. в. ф. имеет  огромное значение в методологии  познания. От характера его решения  в конечном счете зависит рассмотрение не только всех без исключения проблем  самой философии, но и мировоззренческих  проблем любой конкретной науки, а также практич. вопросов политики, проблем морали, иск-ва, воспитания, юридич. практики и т.д. К тому или  иному решению О. в. ф. в области  социологии восходят в конечном счете  все проблемы, связанные с истолкованием  истории человечества и ее движущих сил, соотношения определяющих и  определяемых структурных элементов  общества. Применительно к науч. теориям и концепциям оценка их с  т. зр. решения О. в. ф. служит методологич. основанием для проведения принципа партийности в философии и, более  широко, в мировоззрении. Иными словами, филос. предпосылки той или иной науч. теории, прежде всего решение  О. в. ф., на к-ром основывается эта  теория, определяют место этой теории в общей линии борьбы противоположных  мировоззрений, пронизывающих историю  не только науки, но и всей духовной жизни общества (см. Материализм).

Информация о работе Фиософия средневековья