Филосовско-правовая концепция П.И. Новгородцева

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе мы постараемся раскрыть объем, содержание философско-правовых воззрений П.И. Новгородцева, а также определить их значение для современных научных изысканий в области государства и права.
Для достижения указанной цели проведем анализ мировоззренческих идеалов П.И. Новгородцева, изучим взгляды философа на историю становления и развития естественно-правовых учений, исследуем представления мыслителя на правовое государство.

Оглавление

Введение________________________________________________
Глава 1.Взгляды П.И. Новгородцева на предмет философии права
1.1. Идейные источники, основные темы___________________
1.2. Сочетание методологий И.Канта и Г.Гегеля в философии
права П.И. Новгородцева___________________________
Глава 2.П.И. Новгородцев о правовом государстве
1.3. Власть и право в философии П.И. Новгородцева________
1.4. Естественно-правовая теория П.И. Новгородцева как основа естественного права в российском правоведении начала ХХ столетия__________________________________________
Заключение_______________________________________________
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 61.63 Кб (Скачать)

В целом, философско-правовые воззрения  Новгородцева основываются на идеалистическом миропонимании, гармонично соединяющем элементы различных идеалистических теорий. Философу удается дать этическое обоснование социальной неолиберальной концепции, которая приобретает законченную форму в теории общественного идеала и социального прогресса.                 Основным  вопросом философии права мыслитель  определяет вопрос о высших и последних  основаниях юридических установлений. Исходя из различения теоретической  и практической областей духовной жизни  человека, мотивы естественно-правовых построений П.И. Новгородцев сообразовывает с опытом (наукой) и этикой (нравственным сознанием) Проявляется это как научное стремление к открытию оснований, на которых покоится право, и как стремление к критике положительных установлений.

Основанием  нравственной критики права, - по учению философа, - является осознание  того, что правообразование совершается  при участии человеческой воли, предполагая  обсуждение права с различных  точек зрения: целесообразности и  нравственности.

П.И. Новгородцев полагает, что правоустановление обусловлено, кроме того, закономерным историческим процессом. В этом случае естественное право, как пересечение морального и исторического факторов, представляет собой право будущего, которое мыслитель называет основным вопросом естественно-правовой теории. «Идеальные построения будущего, - отмечает он, - слагаются из нарождающихся элементов существующего, и потому сами по себе они не способны создать ничего, безусловно, нового; но они как нельзя более пригодны для того, чтобы сообщить новым течениям ту определенность и силу, которая служит залогом торжества».20

В данном случае мыслитель говорит  о естественно-правовых построениях  и понимает их как постоянно развивающееся  идеальное сознание о праве, в  атмосфере которого вырабатывается позитивное право.

Следовательно, в правовой концепции П.И.Новгородцева нашли свое оригинальное разрешение важнейшие вопросы русской философии  права конца IXX - начала XX столетия: проблемы свободного творчества права, противоположности государства и личности, общего закона и индивидуальной свободы, идея возрождения естественного права, утвердив значимость естественно-правового подхода как метода в правотворчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги исследования философско-правовых воззрений П.И. Новгородцева, следует отметить, что его философско-правовые, социально-политические идеи явились важной составной частью русской либеральной мысли начала XX века и сыграли особую роль в развитии на российской почве философии права, социальной философии в более широком смысле.

Основные области деятельности философа как социального философа - исследование государства и права, различных форм государственного устройства, правового государства, проблем демократии, вопроса об общественном и личном, об общественном идеале и социокультурном прогрессе.

Осмысление ученым философских оснований вышеперечисленных проблем, возникающих всегда с особой остротой в кризисные периоды истории, на наш взгляд, представляет собой уникальное явление в русской социальной философии, поражающее эрудицией, основательным анализом, неповторимым индивидуальным идеалистическим философским стилем.

В целом, естественно-правовая концепция  П.И. Новгородцева - довольно широкая социально-философская теория, в которой мыслитель выразил свой взгляд на существо философско-методологических проблем политики и права, нравственной сферы общественной жизни и государственных отношений.

Следуя кантовской этике, философ полагал, что правовые и нравственные нормы, законы, правила и заповеди являются абстрактными, «отвлеченными» явлениями, которые, именно в силу своей определенной самостоятельности по отношению к повседневной жизни, с ее изменяющимися ценностями, могут выполнять регулятивную роль в социуме - быть той меркой, по которой мог точно оцениваться исторический прогресс.

Естественное право определяется мыслителем как основное и безусловное право каждого человека вести одухотворенную жизнь, создавая ее самостоятельно и свободно. Оно представляется П.И. Новгородцеву как необходимая форма бытия человека.

Право естественное, поскольку оно  выражает существенную природу духовной жизни индивида, - по определению  философа, - можно назвать также  вечным правом и неотчуждаемым правом, наполняющим смысл и достоинство  человека, как «идеальное построение будущего и нравственный критерий для  оценки, существующий независимо от фактических  условий правообразования».21

С этой точки зрения, несмотря на определенную метафизичность, естественно-правовая концепция Новгородцева представляет большой научный интерес и в наши дни. Согласно этой теории, естественное право, сохранившее свою первичность, изначальность, как бы образует тот слой социальной жизни, лежащий в основе системы социальной регуляции, который становится важным фактором социального преображения и государственного строительства.

Над государством, - считает Новгородцев, - стоят некоторые высшие нормы, которым  оно должно подчиняться, из которых  оно черпает свое оправдание и  свои руководящие начала. По отношению  к этим нормам государство является лишь органом, а не творцом. »22.

Таким образом, ценность естественно-правовой теории Новгородцева заключается в  том, что таким путем оказывается  возможным выйти из замкнутого круга  одних лишь юридических явлений  и непосредственно с ними связанных  феноменов - этики, религии и увидеть  основы, точнее, быть может, предосновы права. Причем такие основы или предосновы, которые действительно имеют  для законов, правосудия, всех юридических  явлений определяющее, базисное значение.

Несомненный интерес представляют суждения философа о дальнейшем прогрессе  правового государства, его способности  ограничить частный произвол с помощью  публично-правового регулирования  частной жизни, централизованного  государственного перераспределения  национального богатства, исходя из принципа социальной справедливости. С одной стороны, мыслитель определяет правовое государство как относительный идеал социо-культурного развития общества, с другой - мыслитель пророчески учит, что именно «теория правового государства, принципиально исключает утопию безгосударственного состояния»,23что правильно организованное государство может стать воплощением начал справедливости, что в хорошо  устроенном государственном порядке справедливость способна найти для себя твердую опору.

Особенностью философско-правовых воззрений Новгородцева является его  опора на постепенную реформаторскую деятельность, глубокое убеждение в  невозможности создания нового, социально  благополучного общества путем революционных  сдвигов и потрясений.

По силе и глубине мысли философско-правовые воззрения Новгородцева - яркий самобытный пласт в русской социально-философской  мысли, переживающей в настоящее  время период своего творческого  восхождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

  1. Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 2005.
  2. История философии права. - СПб., 2004.
  3. Малахов В.Л. Философия права. - М., 2001.
  4. Кацапова И.А. Философия права П.И.Новгородцева.- М.:ИФ РАН. 2002.
  5. Альбов А.П. Предисловие // Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. - СПб., 2000.
  6. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000.
  7. Новгородцев П.И. Сочинения.- М., 1995..
  8. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. - М., 1901. Предисловие.
  9. Тихонравов Ю.В. Философия права. - М., 2007.
  10. Русская философия права. Антология. - СПб., 2005.
  11. Кузнецов Э.В. Философия права в России. - М., 2001.
  12. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М., 2006.
  13. Новгородцев П.И. Сочинения. - М., 2005.
  14. Алексеев Н.Н. Введение в философию права. - М., 2002.
  15. Труды П.И. Новгородцева.
  16. Введение в философию права. С.-Пб., 2000.
  17. Новгородцев П. И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины: Сб. статей о русской революции. М., 1990. С. 218
  18. Новгородцев П.И. Сократ и Платон // Из лекций по истории философии права. Часть курса лекций по истории античных политических учений.
  19. Новгородцев П. В. Нравственная проблема в философии Канта. С. 5, 28.
  20. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии права. М., 1901. С. 150
  21. Новгородцев П. И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины: Сб. статей о русской революции. М., 1990. С. 218
  22. . Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Сборник // Сост.: А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин - Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.
  23. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена - корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - 736 с.
  24. .Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 152 с.
  25. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Вступ. статья А.В. Соболева. М. изд-во "Пресса". 1991 г.
  26. Новгородцев П.А. Сочинения// Сост. вступ. статьи и прим. М. А. Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с. (Библиотека духовного возрождения).
  27. Русская философия: Конец XIX - начало XX века: Антология. Учебное пособие// Вступ. статья А.А. Ермичева, составления и примечания Б.В. Емельянова. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 592 с.
  28. Философия. Часть 1. История философии: учебное пособие для вузов// Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. - М.: Юристъ, 1996 - 304 с.
  29. Евг. Трубецкой «Новое исследование о философии права Канта и Гегеля», Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 1; Л.И. Петражицкий «К вопросу о «возрождении естественного права» и нашей программе», Право. 1902 №41- 43; Д.М. Одинец «Современный либерализм. (П. Новгородцев -Кризис современного правосознания)», Русское богатство. 1909, №5; Л.И. Петражицкий «К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права», Юридический Вестник. 1913, кн. II; П.Е. Михайлов «О реальности права», Юридический Вестник. 1914, кн. 5; П.Е. Михайлов «П.И. Новгородцев, Политические идеалы древнего и нового мира», Вестник Европы. 1914, №6; рассмотрению той же работы посвящена заметка Вен. Гинцберга «П. Новгородцев. Очерки по истории философии права. Политические идеалы древнего и нового мира», Юридический Вестник. 1914, кн. 5.
  30. А. Луначарский «Проблемы идеализма» с точки зрения критического реализма», Образование. 1903, №2; А. Луначарский «Заметки философа. Экскурсия на «Полярную звезду» и в окрестности», Образование. 1906, №3; Л. Аксельрод (Ортодокс) «Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли». Сборник статей. М., 1922.
  31. Гурвич Г.Д. П.И, Новгородцев. Об общественном идеале. ИздЛИ-е. Берлин 1921, Изд. «Слово» //Русская книга №3,1921.; Делевский Ю. В поисках общественного идеала //Современные записки. Париж. №11,1922.; Аничков ЕВ. На грани. /Православие и культура. Сб. Религиозно-философских статей. Берлин, Русская книга, 1923;. Сетницкий НА О конечном идеале./ Горский А.К., Сетницкий. Н.А. Сочинения. -М., 1995.
  32. Ґураич Г.Д. «Новгородцев как философ права»//Современные записки. №ХХ, 1924.; Шпаков С. Памяти П,И. Новгородцева //Возрождение №325, 1926; Сперанский В. П.И. Новгородцев //Руль №1333, 1925; Ильин И. Памяти П.И. Новгородцева. //Русская мысль кн. IX - XII, 1923 - 1924; Изгоев А.С. На могилу П.И. Новгородцева //Руль,1924; Струве П.Б. «ПИ. Новгородцев. Воспоминание-характеристика» //Газета «Россия н Славянство». Париж., №2,1929.
  33. Ризз Г.И. Теория естественно-правового индивидуализма П.И. Новгородцева. Челябинск, 1978, Деп. ИНИОН РАН; Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. - М., 1978; Пяткина СА, Школа «возрожденного естественного права» в России //Правоведение. № 6.,1969.
  34. Соболев A.D. На путях к правовому государству //Новый мир. №12,1991; Шамшурин В.И. Идея права в социальной теории П.И. Новгородцева //Социологические исследования. №4, 1993;. Исаев И.А, Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. - М., 1995; Багдасаров В.Ю, Права человека в российской империи. Вопросы истории отечественной правовой мысли. - Ставрополь, 1996; Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX - ХХва.). - СПб., 1996; Бабинцев С.М. П. Новгородцев и Р.Штаммлср: возрождение идеи естественного права. - Глазов, 1997. Деп. ИНИОН РАН.
  35. Walicti. A. Legal philosophies of Russian liberalism. - Oxford, 1987; Левицкий Д. П.И. Новгородцев /Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей по ред. Н.П. Полторацкого. - Питтсбург, 1975; Полторацкий П. Сборник «Из глубины» и его значение / Из глубины. Сб. статей о русской революции. Второе издание. - Paris, YMCA - PRESS, 1967.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

Труды П.И.Новгородцева

 

1. Новгородцев П.И. Право естественное // Энциклопедический 

словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 48. СПб., 1898.

2. Новгородцев П.И. Современное  положение проблемы естественного 

права. М., б.г.

3. Новгородцев П.И. Историческая  школа юристов, ее происхождение 

и судьба. М., 1897 (Новгородцев П.И. Историческая школа 

юристов. СПб., 1999).

4. Новгородцев П.И. История философии  права. М., 1897.

5. Новгородцев П.И. История новой  философии права (немецкие 

учения ХIХ в.). М., 1898.

6. Новгородцев П.И. Право и  нравственность // Сборник по 

общественно-юридическим наукам. Вып. 1. СПб., 1899.

7. Новгородцев П.И. Об историческом  и философском изучении 

идей // Вопр. философии и психологии. 1900. Кн. IV (54).

8. Новгородцев П.И. Сократ и  Платон. М., 1901.

9. Новгородцев П.И. Нравственная  проблема в философии 

Канта // Вопр. философии и психологии. М., 1901. Кн. 57.

10. Новгородцев П.И. Идея права  в философии Вл.Соловьева //

Вопр. философии и психологии. М., 1901. Кн. I (56).

11. Новгородцев П.И. Темы по  истории философии и права  для 

практических занятий юридического факультета. М., 1901.

12. Новгородцев П.И. Учение Канта  о праве и государстве //

Вопр. философии и психологии. М., 1901. Кн. III (58).

13. Новгородцев П.И. О задачах  современной философии и 

права. СПб., 1902.

14. Новгородцев П.И. Мораль и  познание // Вопр. философии 

и психологии. 1902. Кн. 64.

15. Новгородцев П.И. Нравственный  идеализм в философии 

права // Проблемы идеализма /Под ред. П.И.Новгородцева. М., 1902

(Проблемы идеализма /Под общ.  ред. М.А.Колерова. М., 2002).

16. Новгородцев П.И. О задачах  современной философии права. 

СПб., 1902.

17. Новгородцев П.И. Ответ Л.И.Петражицкому // Вопр. философии 

и психологии. 1902. Кн. 66.

 

18. Новгородцев П.И. Кант и  Гегель в их учениях о праве  и государстве: 

Два типических построения в области  философии права.

М., 1903 (Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и 

государстве. СПб., 2000).

19. Новгородцев П.И. Государство  и право // Вопр. философии 

и психологии. 1903. Кн. 74–75.

20. Новгородцев П.И. Этический  идеализм в правовой философии. 

М., 1903.

21. Новгородцев П.И. Из лекций  по общей теории права: Часть 

методологическая. М., 1904.

22. Новгородцев П.И. Введение  в философию права: Кризис 

современного правосознания // Вопр. философии и психологии.

М., 1906. Кн. 84.

23. Новгородцев П.И. Кризис современного  правосознания. 

М., 1909 (Новгородцев П.И. Введение в  философию права. Кризис

современного правосознания. М., 1996).

24. Новгородцев П.И. Платон по  книге В. Виндельбанда. М.,

1909.

25. Новгородцев П.И. Русский последователь  Германа Когена 

// Вопр. философии и психологии. 1909. Кн. 99.

26. Новгородцев П.И., Покровский  И.А. О праве на существование: 

Социально-филос. этюды. М., 1911.

27. Новгородцев П.И. Лекции по  истории философии права: 

Учения нового времени. XVI–ХVIII и  ХIХ вв. М., 1912.

28. Новгородцев П.И. Психологическая  теория права и философия 

естественного права // Юридический  вестник. М., 1913. № 3.

29. Новгородцев П.И. Науки общественные  и естественные //

Вопр. философии и психологии. 1913. Кн. 120.

30. Новгородцев П.И. Политические  идеалы древнего и нового 

мира. Вып. 1–11. М., 1913–1914.

31. Новгородцев П.И. Идеалы партии  народной свободы и 

социализм. М., 1917 (Новгородцев П.И. Идеалы партии народной

свободы и социализм // Опыт русского либерализма: Антология.

М., 1997).

32. Новгородцев П.И. Церковный  вопрос. Пг., 1918.

33. Новгородцев П.И. О путях  и задачах русской интеллигенции 

// Из глубины. М., 1918 (Новгородцев  П.И. О путях и задачах русской 

интеллигенции // Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995).

34. Новгородцев П.И. Православная  Церковь в ее отношении к 

духовной жизни новой России // Русская Мысль. 1922. № 1–2.

 

35. Новгородцев П.И. Политическая  теория марксизма // Труды 

Информация о работе Филосовско-правовая концепция П.И. Новгородцева