Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа
В настоящей работе мы постараемся раскрыть объем, содержание философско-правовых воззрений П.И. Новгородцева, а также определить их значение для современных научных изысканий в области государства и права.
Для достижения указанной цели проведем анализ мировоззренческих идеалов П.И. Новгородцева, изучим взгляды философа на историю становления и развития естественно-правовых учений, исследуем представления мыслителя на правовое государство.
Введение________________________________________________
Глава 1.Взгляды П.И. Новгородцева на предмет философии права
1.1. Идейные источники, основные темы___________________
1.2. Сочетание методологий И.Канта и Г.Гегеля в философии
права П.И. Новгородцева___________________________
Глава 2.П.И. Новгородцев о правовом государстве
1.3. Власть и право в философии П.И. Новгородцева________
1.4. Естественно-правовая теория П.И. Новгородцева как основа естественного права в российском правоведении начала ХХ столетия__________________________________________
Заключение_______________________________________________
Список использованных источников
В целом, философско-правовые воззрения Новгородцева основываются на идеалистическом миропонимании, гармонично соединяющем элементы различных идеалистических теорий. Философу удается дать этическое обоснование социальной неолиберальной концепции, которая приобретает законченную форму в теории общественного идеала и социального прогресса. Основным вопросом философии права мыслитель определяет вопрос о высших и последних основаниях юридических установлений. Исходя из различения теоретической и практической областей духовной жизни человека, мотивы естественно-правовых построений П.И. Новгородцев сообразовывает с опытом (наукой) и этикой (нравственным сознанием) Проявляется это как научное стремление к открытию оснований, на которых покоится право, и как стремление к критике положительных установлений.
Основанием нравственной критики права, - по учению философа, - является осознание того, что правообразование совершается при участии человеческой воли, предполагая обсуждение права с различных точек зрения: целесообразности и нравственности.
П.И. Новгородцев полагает, что правоустановление обусловлено, кроме того, закономерным историческим процессом. В этом случае естественное право, как пересечение морального и исторического факторов, представляет собой право будущего, которое мыслитель называет основным вопросом естественно-правовой теории. «Идеальные построения будущего, - отмечает он, - слагаются из нарождающихся элементов существующего, и потому сами по себе они не способны создать ничего, безусловно, нового; но они как нельзя более пригодны для того, чтобы сообщить новым течениям ту определенность и силу, которая служит залогом торжества».20
В данном случае мыслитель говорит о естественно-правовых построениях и понимает их как постоянно развивающееся идеальное сознание о праве, в атмосфере которого вырабатывается позитивное право.
Следовательно, в правовой концепции П.И.Новгородцева
нашли свое оригинальное разрешение важнейшие вопросы русской
Заключение
Подводя итоги исследования философско-правовых воззрений П.И. Новгородцева, следует отметить, что его философско-правовые, социально-политические идеи явились важной составной частью русской либеральной мысли начала XX века и сыграли особую роль в развитии на российской почве философии права, социальной философии в более широком смысле.
Основные области деятельности философа как социального философа - исследование государства и права, различных форм государственного устройства, правового государства, проблем демократии, вопроса об общественном и личном, об общественном идеале и социокультурном прогрессе.
Осмысление ученым философских оснований вышеперечисленных проблем, возникающих всегда с особой остротой в кризисные периоды истории, на наш взгляд, представляет собой уникальное явление в русской социальной философии, поражающее эрудицией, основательным анализом, неповторимым индивидуальным идеалистическим философским стилем.
В целом, естественно-правовая концепция П.И. Новгородцева - довольно широкая социально-философская теория, в которой мыслитель выразил свой взгляд на существо философско-методологических проблем политики и права, нравственной сферы общественной жизни и государственных отношений.
Следуя кантовской этике, философ полагал, что правовые и нравственные нормы, законы, правила и заповеди являются абстрактными, «отвлеченными» явлениями, которые, именно в силу своей определенной самостоятельности по отношению к повседневной жизни, с ее изменяющимися ценностями, могут выполнять регулятивную роль в социуме - быть той меркой, по которой мог точно оцениваться исторический прогресс.
Естественное право
Право естественное, поскольку оно
выражает существенную природу духовной
жизни индивида, - по определению
философа, - можно назвать также
вечным правом и неотчуждаемым правом,
наполняющим смысл и
С этой точки зрения, несмотря на определенную метафизичность, естественно-правовая концепция Новгородцева представляет большой научный интерес и в наши дни. Согласно этой теории, естественное право, сохранившее свою первичность, изначальность, как бы образует тот слой социальной жизни, лежащий в основе системы социальной регуляции, который становится важным фактором социального преображения и государственного строительства.
Над государством, - считает Новгородцев, - стоят некоторые высшие нормы, которым оно должно подчиняться, из которых оно черпает свое оправдание и свои руководящие начала. По отношению к этим нормам государство является лишь органом, а не творцом. »22.
Таким образом, ценность естественно-правовой теории Новгородцева заключается в том, что таким путем оказывается возможным выйти из замкнутого круга одних лишь юридических явлений и непосредственно с ними связанных феноменов - этики, религии и увидеть основы, точнее, быть может, предосновы права. Причем такие основы или предосновы, которые действительно имеют для законов, правосудия, всех юридических явлений определяющее, базисное значение.
Несомненный интерес представляют
суждения философа о дальнейшем прогрессе
правового государства, его способности
ограничить частный произвол с помощью
публично-правового
Особенностью философско-
По силе и глубине мысли философско-
Список литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Труды П.И.Новгородцева
1. Новгородцев П.И. Право
словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 48. СПб., 1898.
2. Новгородцев П.И. Современное
положение проблемы
права. М., б.г.
3. Новгородцев П.И. Историческая
школа юристов, ее
и судьба. М., 1897 (Новгородцев П.И. Историческая школа
юристов. СПб., 1999).
4. Новгородцев П.И. История
5. Новгородцев П.И. История
учения ХIХ в.). М., 1898.
6. Новгородцев П.И. Право и нравственность // Сборник по
общественно-юридическим
7. Новгородцев П.И. Об
идей // Вопр. философии и психологии. 1900. Кн. IV (54).
8. Новгородцев П.И. Сократ и Платон. М., 1901.
9. Новгородцев П.И. Нравственная проблема в философии
Канта // Вопр. философии и психологии. М., 1901. Кн. 57.
10. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.Соловьева //
Вопр. философии и психологии. М., 1901. Кн. I (56).
11. Новгородцев П.И. Темы по истории философии и права для
практических занятий
12. Новгородцев П.И. Учение Канта о праве и государстве //
Вопр. философии и психологии. М., 1901. Кн. III (58).
13. Новгородцев П.И. О задачах современной философии и
права. СПб., 1902.
14. Новгородцев П.И. Мораль и познание // Вопр. философии
и психологии. 1902. Кн. 64.
15. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии
права // Проблемы идеализма /Под ред. П.И.Новгородцева. М., 1902
(Проблемы идеализма /Под общ. ред. М.А.Колерова. М., 2002).
16. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права.
СПб., 1902.
17. Новгородцев П.И. Ответ Л.И.
и психологии. 1902. Кн. 66.
18. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве:
Два типических построения в области философии права.
М., 1903 (Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и
государстве. СПб., 2000).
19. Новгородцев П.И. Государство и право // Вопр. философии
и психологии. 1903. Кн. 74–75.
20. Новгородцев П.И. Этический
идеализм в правовой философии.
М., 1903.
21. Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права: Часть
методологическая. М., 1904.
22. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис
современного правосознания // Вопр. философии и психологии.
М., 1906. Кн. 84.
23. Новгородцев П.И. Кризис
М., 1909 (Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис
современного правосознания. М., 1996).
24. Новгородцев П.И. Платон по книге В. Виндельбанда. М.,
1909.
25. Новгородцев П.И. Русский
// Вопр. философии и психологии. 1909. Кн. 99.
26. Новгородцев П.И., Покровский
И.А. О праве на существование:
Социально-филос. этюды. М., 1911.
27. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права:
Учения нового времени. XVI–ХVIII и ХIХ вв. М., 1912.
28. Новгородцев П.И.
естественного права // Юридический вестник. М., 1913. № 3.
29. Новгородцев П.И. Науки
Вопр. философии и психологии. 1913. Кн. 120.
30. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового
мира. Вып. 1–11. М., 1913–1914.
31. Новгородцев П.И. Идеалы
социализм. М., 1917 (Новгородцев П.И. Идеалы партии народной
свободы и социализм // Опыт русского либерализма: Антология.
М., 1997).
32. Новгородцев П.И. Церковный вопрос. Пг., 1918.
33. Новгородцев П.И. О путях
и задачах русской
// Из глубины. М., 1918 (Новгородцев
П.И. О путях и задачах
интеллигенции // Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995).
34. Новгородцев П.И. Православная Церковь в ее отношении к
духовной жизни новой России // Русская Мысль. 1922. № 1–2.
35. Новгородцев П.И. Политическая теория марксизма // Труды
Информация о работе Филосовско-правовая концепция П.И. Новгородцева