Межрегиональный открытый социальный
институт
Кафедра философии и
социальных наук
Специальность 030900
«Юриспруденция (магистратура)»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия права»
на тему:
«Философско-правовая концепция П.И.Новгородцева»
Выполнил(а):
студент(ка) 1курса з/о
группы: ЮР1 ВО (магистратура)
С.Н. Смирнова
Научный руководитель:
к.и.н., доцент Н.Е. Туманова
Йошкар-Ола, 2012
Содержание
Введение________________________________________________
Глава 1.Взгляды П.И. Новгородцева на
предмет философии права
- Идейные источники, основные темы___________________
- Сочетание методологий И.Канта и Г.Гегеля в философии
права П.И. Новгородцева___________________________
Глава 2.П.И. Новгородцев о правовом
государстве
- Власть и право в философии П.И. Новгородцева________
- Естественно-правовая теория П.И. Новгородцева как основа естественного права в российском правоведении начала ХХ столетия__________________________________________
Заключение_______________________________________________
Список использованных
источников
Введение
Конец XIX века - начало XX веков были
ознаменованы возрождением идеи естественного
права. Впервые о необходимости
возрождения естественного права
заговорили практически одновременно
и в Германии и в России. В
числе русских учёных-юристов, придерживавшихся
естественно-правовой концепции права,
был Павел Иванович Новгородцев (1866–1924
гг.).
Вся его научная деятельность с первых
шагов была посвящена критике слабых сторон
юридического позитивизма и проповеди
возрождения естественного права. Сегодня,
когда на смену позитивистскому подходу
в понимании права вновь приходит естественно-правовая
концепция, возникает необходимость обращения
к наследию представителей «школы возрождённого
естественного права», и, в первую очередь,
к учению о естественном праве её основоположника
П.И. Новгородцева. Изучение научного наследия
П.И. Новгородцева помогает найти новые
пути развития современной правовой науки
в направлении утверждения приоритета
прав личности, признания их ведущей роли.
В основе философско-правового учения
мыслителя лежит идея свободы и достоинства
человека, обладающего ответственностью
и стремящегося к активной деятельности.
Не вера в земной рай на основе «возможности
рационального устроения и упрощения
жизни»1, который оказывается недостижимым общественным
идеалом, а вера в человеческое достоинство
и нравственное долженствование личности
составляет основу его концепции права.
Следует отметить, что работы, посвященные
исследованию научных трудов П.И. Новгородцева,
можно разделить на несколько
групп.
К первой группе относятся статьи,
заметки, появлявшиеся на страницах
журналов, газет, монографий ещё при
его жизни. Практически все работы
вызывали интерес со стороны правоведов
и философов.2
Вторую группу составляют работы,
появившиеся после смерти П.И. Новгородцева,
в которых даётся характеристика
личности и оценка его научного творчества. 3
В третью группу входят работы советских
учёных и исследователей, таких как
Г.И. Ризз, С.А. Пяткина, В.Д. Зорькин. Этим
работам свойственна характеристика,
обусловленная господством советской
идеологии.4
Четвертую группу представляет литература,
вышедшая в свет в 90-е годы XX в. В этот
период были опубликованы работы А.В. Соболева,
В.И. Шамшурина, И.А Исаева и Н.М. Золотухиной,
В.Ю. Багдасарова, И.Д. Осипова, СМ. Бабинцева
.5
Отдельную группу составляют работы,
опубликованные за границей.6
В настоящей работе мы постараемся
раскрыть объем, содержание философско-правовых
воззрений П.И. Новгородцева, а также определить
их значение для современных научных изысканий
в области государства и права.
Для достижения указанной цели проведем
анализ мировоззренческих идеалов П.И.
Новгородцева, изучим взгляды философа
на историю становления и развития естественно-правовых
учений, исследуем представления мыслителя
на правовое государство.
Многогранные идеи П.И. Новгородцева
о «возрождённом праве», правовом государстве,
о правах человека, требуют дальнейшего
изучения отечественной истории государственно-правовых
доктрин. Сформулированные в нем положения
и выводы дополняют и расширяют сферу
научного знания в историко-правовых дисциплинах.
Положения и материалы исследования могут
быть использованы в преподавании и учебно-методическом
обеспечении таких учебных курсов, как
теория государства и права, история отечественного
государства и права, история политических
и правовых учений, философия права, теория
прав человека.
Сегодня правовая наука может развиваться,
опираясь на теоретические разработки
отражённые в трудах выдающихся русских
учёных, в том числе П.И. Новгородцева.
Изучение творчества учёного может
помочь в определении направлений
развития современной юридической
науки в области прав человека,
утверждении их ведущей роли в
развитии права.
|
Глава 1. Взгляды П.И. Новгородцева
на предмет философии права
Идейные источники, основные темы.
Философия права является
той особой формой научного познания,
в рамках которой феномен права
рассматривается не просто как социальный
институт, регулирующий общественные
правоотношения, но прежде всего философия
права позволяет и раскрывает
сущность права как социального
явления, некой правовой реальности.
Само понятие «философия права» имплицитно
уже содержит в себе понимание
того, что речь идет не просто о понятии
«право», а прежде всего речь идет
о философском основании и
осмыслении феномена права как одного
из способов человеческого бытия, при
котором «феномен права» и «правовая
реальность» являются отражением целостности
такого социально-культурного явления
как право. Собственно такое представление
о природе и смысле права дает
возможность не только понять право
как принудительно регулирующую
норму общественного поведения,
но и адекватно раскрыть его сущность
как нормы и принципа личности.
Являясь своеобразным синтезом
двух мировоззренческих дисциплин:
системы философского знания и системы
правоведения, философия права опосредовано
зависит от трактовки ее роли и
места в системе философского
знания. Каждый исследователь вместе
с профессиональным интересом (прежде
всего, в зависимости от того, рассуждает
ли он в перспективе философии
или в перспективе права) вносит
свое специфическое представление
о предмете исследования данной дисциплины.
Одним из самых развернутых,
ярких и синтетических (гармонически
соединяющих обе перспективы) воплощений
русская философия права получила
в трудах видного теоретика права
и философа Павла Ивановича Новгородцева.
Основным своеобразием
творческого наследия мыслителя можно
считать то, что в основе его лежит не замысел
создания философской системы и не решение
конкретных проблем юридической науки,
а разработка парадигмы естественно-правового
мышления, которая органически связана,
с одной стороны, с философским идеализмом
и этико-философской проблематикой, а
с другой — с осмыслением социально-регулятивных
механизмов общественного развития. Мировоззренческий
принцип естественно-правовой концепции
философа определяет возможность и задает
диспозицию «этического критицизма» по
отношению к существующему праву (закону).
А основное содержание естественно-правовой
концепции мыслителя концентрируется
вокруг анализа соотношения понятий права
и нравственности в социальной реальности.
Разрабатывая тему осуществления
нравственного закона в системе
правовых отношений, П.И. Новгородцев выявил
необходимость осмысления синтеза сущего
и должного, которые доступны лишь метафизической
реальности, представляющей собой область
сверхопытного, трансцендентного. Таким
образом, естественно-правовая парадигма
философа «утверждала связь доступных
научному анализу областей с миром абсолютных
ценностей и начал. В этом признании П.И.
Новгородцевым законных прав метафизики
сказалось влияние той русской философской
традиции, у истоков которых стоял Владимир
Соловьев». 7Следует однако отметить,
что это лишь частный аспект в творчестве
П.И. Новгородцева, философское мировоззрение
которого формировалось не только на базе
русской философской мысли, и в частности
Владимира Соловьева, но также и на базе
классической западной философии.
В историю русской философской
мысли начала ХХ века П.И.Новгородцев
вошел, прежде всего, как философ
права и социальный философ. И
поскольку наиболее значительные исследования
мыслителя были посвящены проблематике
указанных областей человеческого
знания и деятельности, традиционную
оценку его творчества надо признать
оправданной, хотя философское творчество
русского мыслителя было гораздо шире
и разнообразнее. В его творческом наследии
находится оригинальная философская концепция,
которую сам философ именовал нравственным
идеализмом. Указанная философская система
была продумана им в гносеологическом,
в онтологическом, особенно в этическом
отношениях. Между тем стоит отметить,
что мыслитель обращался к общефилософской
проблематике не непосредственно, а опосредованно,
через призму естественно-правовой парадигмы,
и, соответственно, не проводил автономных
гносеологических, онтологических и других
традиционных философских исследований.
В его творчестве отсутствуют отдельные
работы, посвященные исследованию общефилософской
проблематики. Также стоит подчеркнуть,
что особую сложность представляет собой
исследование соотношения самых важных
идейно-тематических аспектов теоретического
наследия мыслителя: философия права,
естественно-правовое мышление, нравственный
идеализм, этические воззрения, общественная
философия.
Новгородцев как философ
на протяжении многих лет интересовался
философским идеализмом, классическими
образцами которого мыслитель считал
философские учения Сократа и
Платона. Поэтому на основе теоретического
анализа их мировоззрений, проведенного
русским философом, можно составить
представление о трактовке П.И.
Новгородцевым сущности философского
идеализма.
В контексте обсуждения
философских воззрений Сократа
и Платона П.И. Новгородцев рассматривает
вопрос о характере присутствия добра
в мире в иной плоскости, а именно как вопрос
о самоопределении идеалиста в отношении
несовершенного мира. Должен ли идеалист
решительно предпочесть совершенный идеальный
мир несовершенному земному в смысле отрешенности
от мира земного? Или следует служить идеальным
ценностям иным образом, путем деятельного
стремления к преобразованию земных несовершенных
творений в соответствии с их идеальными
образцами, идеалами?
Поэтому проблему, которую
философ сформулировал как путь от «отрешенного
идеализма» к «идеализму положительному»,
он рассматривает, обсуждая философско-мировоззренческую
эволюции Платона. В работе «Сократ и Платон»8 П.И. Новгородцев философские
позиции «идеализм отрешенный» и «идеализм
положительный», по существу, считает
равнозначными, разводя их лишь по психологическому
основанию — фактом существования натур
деятельных и натур созерцательных. Согласно
П.И. Новгородцеву, эта противоположность
всегда будет сохраняться, потому что
всегда «одни хотят действовать и влиять,
входя властно и энергически в жизнь»,
а другие способны лишь «к внутренней
жизни духа, к созерцаниям и мечтам».9 Относительно самого русского
мыслителя трудно сказать, какому из двух
указанных типов идеализма он отдавал
предпочтение. Можно лишь говорить о том,
что применительно к определенному этапу
философского творчества мыслителя (от
начала творческой деятельности до поворота
к религиозному миросозерцанию) существенные
философские интересы русского мыслителя
в большей мере были связаны с типом положительного
идеализма, чем отрешенного.
П.И. Новгородцев между тем
платоновское учение об идеях трактует
обобщенно, как учение об идеальном мире.
В представлении философа идея не выступает
в качестве существующего в мире идей
прообраза вещи видимого мира, а является
идеалом, в свете которого рассматривается
и оценивается действительность. При этом
идеал не является реальным прообразом
вещи чувственного мира, а лишь воспринимается
как образ трансцендентного совершенства,
достигнуть которого невозможно, но к
воплощению, которого в видимом мире можно
лишь приближаться. Независимо от того,
как решается вопрос об онтологической
основе существования мира идеалов, очевидно
лишь то, что идеалы осознаются человеком
и непосредственно связаны со структурой
самой его деятельности (человека).
Ясно, что П.И. Новгородцев
рассматривает по существу не проблему
идеала, и даже не все возможные виды идеалов
— центральной темой его теоретического
интереса становится вопрос о нравственном
и общественном идеалах. Русский мыслитель
полностью придерживается воззрения,
что философский идеализм конституирует
онтологическое представление о двух
мирах, исходным импульсом которого является
попытка «разъяснить разлад духа человеческого
с собою и миром, двойство наших стремлений,
противоречие между идеальными основами
и земным несовершенством».10
Таким образом, своеобразие отечественной
философии права можно свести к нескольким
моментам: во-первых, это своеобразие формы
и стиля изложения в развитие западных
идей; во-вторых, суть самих идей, которые
основывались прежде всего на отношении
права и нравственности, свободы и обязанности,
материального и духовного. Акцент делался
на самобытном понимании внутренней, духовной
жизни, что на деле означало совершенно
новый аспект, новый круг идей и понятий.
В русской философии права преобладающее
значение имеет стремление к цельности
знания и обостренное чувство
реальности, которое сочеталось с
признанием роли опыта, как чувственного,
так и духовного, дающего возможность
глубже понять сущность бытия. В ней
большое значение имела интеллектуальная
интуиция, нравственный, социально-правовой
опыт личности, а также религиозный
опыт народа, устанавливающий связь
человека с Богом.
1.2. Сочетание методологий
И. Канта И Г. Гегеля в
философии права П.И. Новгородцева.
Центральным пунктом философско-правового
учения П. И.Новгородцева становится понятие
свободной нравственной личности.
Вопрос взаимоотношения нравственных
исканий отдельной личности и
правовых потребностей общества является
одним из важнейших вопросов политико-правовой
доктрины видного русского юриста и
мыслителя. Вопрос о месте личности
в условиях наполненного социально-экономическими
и политическими противоречиями
общества, праве личности судить о
целом обществе, требовать его
совершенствования, участвовать в
его реформировании с позиций
абсолютных нравственных идеалов вполне
актуален в условиях нынешнего духовного
кризиса. Развивая кантовскую традицию
об автономии человеческой нравственности,
философ вслед за Вл. Соловьевым стремится
найти синтез правовых и нравственных
начал. Преодолевая спекулятивное мышление
классического европейского идеализма,
конкретный идеализм "серебряного века"
стал искать идеи оправдания человеческого
существования, нравственности и духа.
П.И. Новгородцев опирался на богатую историческую
традицию последовательного синтеза правовых
и нравственных начал. Сформулированная
фактически еще Сократом, своеобразной
вершины она достигла в европейской мысли
у И. Канта, в России - у Вл. Соловьева.
Либеральной мыслью эпохи Просвещения
и классикой немецкого идеализма
право рассматривалось как венец
культурного развития, правовое государство
и народное представительство - как
общественный идеал. По мысли П.И. Новгородцева,
развитие государства и права
немыслимо вне их связи с нравственностью.
Утверждение нравственности как метафизической
основы права стало основой доктрины
возрожденного естественного права.
Нравственность, по мнению И. Канта
и П.И. Новгородцева,- синоним личности.
Центральным пунктом философско-правового
учения философа становится поэтому понятие
свободной нравственной личности. Только
перед такой личностью стоит задача - найти
и сформулировать нравственный закон
жизни общества. Реализация нравственного
идеала невозможна без совершенствования
общественных институтов, имеющего смысл
только в том случае, если его проводят
подлинно нравственные индивиды.
Отметим, что абстрактные абсолютные
правовые и нравственные нормы П.И.
Новгородцевым вслед за Сократом и Платоном,
И.Кантом, Г.Гегелем и Вл. Соловьевым рассматриваются
как идеальные, не существующие и не осуществимые
до конца в этом реальном мире. У И. Канта,
русский мыслитель позаимствовал, углубив,
дополнив, поставив на новые основания,
идеи автономии нравственной личности,
безусловности морального долженствования,
абсолютного идеала и относительной независимости
этической сферы от эмпирического социального
бытия. Глубоким и творческим развитием
кантианского естественно-правового подхода
стала концепция возрожденного естественного
права. Принципиально новыми для всей
истории философской и политической мысли
стали важнейшие выводы П.И. Новгородцева
из возрожденного естественно-правового
подхода - дополнение классического, "отрицательного"
либерализма учением о социальных функциях
правового государства, праве на достойное
человеческое существование и учение
об общественном идеале.
Философ использовал учение об исторической
обусловленности общественного развития,
гражданском обществе, беспредельной
(в отличие от собственно гегелевской
позиции), то есть не актуализируемой в
конкретной исторической форме.
В противоположность гегелевскому
этатизму, государственности русских
традиционалистов и либералов-охранителей
П.И.Новгородцев стремится поставить государство
под контроль гражданского общества. Проблемы
социально-политической и философско-правовой
теории рассматриваются в контексте учения
об общественном идеале. Но заданный абсолютный
идеал заставляет и каждого духовно и
нравственно совершенного человека, и
сообщество таких людей соотносить относительные
идеалы с идеалом высшим.