Филосовско-правовая концепция П.И. Новгородцева

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе мы постараемся раскрыть объем, содержание философско-правовых воззрений П.И. Новгородцева, а также определить их значение для современных научных изысканий в области государства и права.
Для достижения указанной цели проведем анализ мировоззренческих идеалов П.И. Новгородцева, изучим взгляды философа на историю становления и развития естественно-правовых учений, исследуем представления мыслителя на правовое государство.

Оглавление

Введение________________________________________________
Глава 1.Взгляды П.И. Новгородцева на предмет философии права
1.1. Идейные источники, основные темы___________________
1.2. Сочетание методологий И.Канта и Г.Гегеля в философии
права П.И. Новгородцева___________________________
Глава 2.П.И. Новгородцев о правовом государстве
1.3. Власть и право в философии П.И. Новгородцева________
1.4. Естественно-правовая теория П.И. Новгородцева как основа естественного права в российском правоведении начала ХХ столетия__________________________________________
Заключение_______________________________________________
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 61.63 Кб (Скачать)

Межрегиональный открытый социальный институт

 

 

 

 

Кафедра философии и 

социальных наук            

Специальность 030900

«Юриспруденция (магистратура)»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Философия права»

на тему:

 

«Философско-правовая концепция П.И.Новгородцева»

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) 1курса з/о          

группы: ЮР1 ВО (магистратура)                   

С.Н.  Смирнова

 

Научный руководитель:

к.и.н., доцент Н.Е. Туманова

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола, 2012

 

 

 

Содержание

 

     Введение________________________________________________

     Глава 1.Взгляды П.И. Новгородцева на предмет философии права

    1. Идейные источники, основные темы___________________
    2. Сочетание методологий И.Канта и Г.Гегеля в философии

          права П.И. Новгородцева___________________________

Глава 2.П.И. Новгородцев о правовом государстве

    1. Власть и право в философии П.И. Новгородцева________
    2. Естественно-правовая теория П.И. Новгородцева как основа естественного права в российском правоведении начала ХХ столетия__________________________________________

     Заключение_______________________________________________

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конец XIX века - начало XX веков были ознаменованы возрождением идеи естественного  права. Впервые о необходимости  возрождения естественного права  заговорили практически одновременно и в Германии и в России. В  числе русских учёных-юристов, придерживавшихся естественно-правовой концепции права, был Павел Иванович Новгородцев (1866–1924 гг.).  
Вся его научная деятельность с первых шагов была посвящена критике слабых сторон юридического позитивизма и проповеди возрождения естественного права. Сегодня, когда на смену позитивистскому подходу в понимании права вновь приходит естественно-правовая концепция, возникает необходимость обращения к наследию представителей «школы возрождённого естественного права», и, в первую очередь, к учению о естественном праве её основоположника П.И. Новгородцева. Изучение научного наследия П.И. Новгородцева помогает найти новые пути развития современной правовой науки в направлении утверждения приоритета прав личности, признания их ведущей роли.

В основе философско-правового учения мыслителя лежит идея свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности. Не вера в земной рай на основе «возможности рационального устроения и упрощения жизни»1, который оказывается недостижимым общественным идеалом, а вера в человеческое достоинство и нравственное долженствование личности составляет основу его концепции права.

Следует отметить, что работы, посвященные  исследованию научных трудов П.И. Новгородцева, можно разделить на несколько  групп.

К первой группе относятся статьи, заметки, появлявшиеся на страницах  журналов, газет, монографий ещё при  его жизни. Практически все работы вызывали интерес со стороны правоведов и философов.2

Вторую группу составляют работы, появившиеся после смерти П.И. Новгородцева, в которых даётся характеристика личности и оценка его научного творчества. 3

В третью группу входят работы советских  учёных и исследователей, таких как  Г.И. Ризз, С.А. Пяткина, В.Д. Зорькин. Этим работам свойственна характеристика, обусловленная господством советской  идеологии.4

Четвертую группу представляет литература, вышедшая в свет в 90-е годы XX в. В этот период были опубликованы работы А.В. Соболева, В.И. Шамшурина, И.А Исаева и Н.М. Золотухиной, В.Ю. Багдасарова, И.Д. Осипова, СМ. Бабинцева .5

Отдельную группу составляют работы, опубликованные за границей.6

В настоящей работе мы постараемся  раскрыть объем, содержание философско-правовых воззрений П.И. Новгородцева, а также определить их значение для современных научных изысканий в области государства и права.

Для достижения указанной цели проведем анализ мировоззренческих идеалов П.И. Новгородцева, изучим взгляды философа на историю становления и развития естественно-правовых учений, исследуем представления мыслителя на правовое государство.

Многогранные идеи П.И. Новгородцева о «возрождённом праве», правовом государстве, о правах человека, требуют дальнейшего изучения отечественной истории государственно-правовых доктрин. Сформулированные в нем положения и выводы дополняют и расширяют сферу научного знания в историко-правовых дисциплинах. Положения и материалы исследования могут быть использованы в преподавании и учебно-методическом обеспечении таких учебных курсов, как теория государства и права, история отечественного государства и права, история политических и правовых учений, философия права, теория прав человека.

Сегодня правовая наука может развиваться, опираясь на теоретические разработки отражённые в трудах выдающихся русских  учёных, в том числе П.И. Новгородцева. Изучение творчества учёного может  помочь в определении направлений  развития современной юридической  науки в области прав человека, утверждении их ведущей роли в  развитии права.


Глава 1. Взгляды П.И. Новгородцева на предмет философии права

    1. Идейные источники, основные темы.

Философия права является той особой формой научного познания, в рамках которой феномен права  рассматривается не просто как социальный институт, регулирующий общественные правоотношения, но прежде всего философия  права позволяет и раскрывает сущность права как социального  явления, некой правовой реальности. Само понятие «философия права» имплицитно уже содержит в себе понимание  того, что речь идет не просто о понятии  «право», а прежде всего речь идет о философском основании и  осмыслении феномена права как одного из способов человеческого бытия, при  котором «феномен права» и «правовая  реальность» являются отражением целостности  такого социально-культурного явления  как право. Собственно такое представление  о природе и смысле права дает возможность не только понять право  как принудительно регулирующую норму общественного поведения, но и адекватно раскрыть его сущность как нормы и принципа личности.

Являясь своеобразным синтезом двух мировоззренческих дисциплин: системы философского знания и системы  правоведения, философия права опосредовано зависит от трактовки ее роли и  места в системе философского знания. Каждый исследователь вместе с профессиональным интересом (прежде всего, в зависимости от того, рассуждает ли он в перспективе философии  или в перспективе права) вносит свое специфическое представление  о предмете исследования данной дисциплины.

Одним из самых развернутых, ярких и синтетических (гармонически соединяющих обе перспективы) воплощений русская философия права получила в трудах видного теоретика права  и философа Павла Ивановича Новгородцева.

Основным своеобразием творческого наследия мыслителя можно считать то, что в основе его лежит не замысел создания философской системы и не решение конкретных проблем юридической науки, а разработка парадигмы естественно-правового мышления, которая органически связана, с одной стороны, с философским идеализмом и этико-философской проблематикой, а с  другой — с осмыслением социально-регулятивных механизмов общественного развития. Мировоззренческий принцип естественно-правовой концепции философа определяет возможность и задает диспозицию «этического критицизма» по отношению к существующему праву (закону). А основное содержание естественно-правовой концепции мыслителя концентрируется вокруг анализа соотношения понятий права и нравственности в социальной реальности.

Разрабатывая тему осуществления  нравственного закона в системе  правовых отношений, П.И. Новгородцев выявил необходимость осмысления синтеза сущего и должного, которые доступны лишь метафизической реальности, представляющей собой область сверхопытного, трансцендентного. Таким образом, естественно-правовая парадигма философа «утверждала связь доступных научному анализу областей с миром абсолютных ценностей и начал. В этом признании П.И. Новгородцевым законных прав метафизики сказалось влияние той русской философской традиции, у истоков которых стоял Владимир Соловьев». 7Следует однако отметить, что это лишь частный аспект в творчестве П.И. Новгородцева, философское мировоззрение которого формировалось не только на базе русской философской мысли, и в частности Владимира Соловьева, но также и на базе классической западной философии.

В историю русской философской  мысли начала ХХ века П.И.Новгородцев  вошел, прежде всего, как философ  права и социальный философ. И  поскольку наиболее значительные исследования мыслителя были посвящены проблематике указанных областей человеческого  знания и деятельности, традиционную оценку его творчества надо признать оправданной, хотя философское творчество русского мыслителя было гораздо шире и разнообразнее. В его творческом наследии находится оригинальная философская концепция, которую сам философ именовал нравственным идеализмом. Указанная философская система была продумана им в гносеологическом, в онтологическом, особенно в этическом отношениях. Между тем стоит отметить, что мыслитель обращался к общефилософской проблематике не непосредственно, а опосредованно, через призму естественно-правовой парадигмы, и, соответственно, не проводил автономных гносеологических, онтологических и других традиционных философских исследований. В его творчестве отсутствуют отдельные работы, посвященные исследованию общефилософской проблематики. Также стоит подчеркнуть, что особую сложность представляет собой исследование соотношения самых важных идейно-тематических аспектов теоретического наследия мыслителя: философия права, естественно-правовое мышление, нравственный идеализм, этические воззрения, общественная философия.

Новгородцев как философ  на протяжении многих лет интересовался  философским идеализмом, классическими  образцами которого мыслитель считал философские учения Сократа и  Платона. Поэтому на основе теоретического анализа их мировоззрений, проведенного русским философом, можно составить  представление о трактовке П.И. Новгородцевым сущности философского идеализма.

В контексте обсуждения философских воззрений Сократа  и Платона П.И. Новгородцев рассматривает вопрос о характере присутствия добра в мире в иной плоскости, а именно как вопрос о самоопределении идеалиста в отношении несовершенного мира. Должен ли идеалист решительно предпочесть совершенный идеальный мир несовершенному земному в смысле отрешенности от мира земного? Или следует служить идеальным ценностям иным образом, путем деятельного стремления к преобразованию земных несовершенных творений в соответствии с их идеальными образцами, идеалами?

Поэтому проблему, которую  философ сформулировал как путь от «отрешенного идеализма» к «идеализму положительному», он рассматривает, обсуждая философско-мировоззренческую эволюции Платона. В работе «Сократ и Платон»8 П.И. Новгородцев философские позиции «идеализм отрешенный» и «идеализм положительный», по существу, считает равнозначными, разводя их лишь по психологическому основанию — фактом существования натур деятельных и натур созерцательных. Согласно П.И. Новгородцеву, эта противоположность всегда будет сохраняться, потому что всегда «одни хотят действовать и влиять, входя властно и энергически в жизнь», а другие способны лишь «к внутренней жизни духа, к созерцаниям и мечтам».9 Относительно самого русского мыслителя трудно сказать, какому из двух указанных типов идеализма он отдавал предпочтение. Можно лишь говорить о том, что применительно к определенному этапу философского творчества мыслителя (от начала творческой деятельности до поворота к религиозному миросозерцанию) существенные философские интересы русского мыслителя в большей мере были связаны с типом положительного идеализма, чем отрешенного.

П.И. Новгородцев между тем платоновское учение об идеях трактует обобщенно, как учение об идеальном мире. В представлении философа идея не выступает в качестве существующего в мире идей прообраза вещи видимого мира, а является идеалом, в свете которого рассматривается и оценивается действительность. При этом идеал не является реальным прообразом вещи чувственного мира, а лишь воспринимается как образ трансцендентного совершенства, достигнуть которого невозможно, но к воплощению, которого в видимом мире можно лишь приближаться. Независимо от того, как решается вопрос об онтологической основе существования мира идеалов, очевидно лишь то, что идеалы осознаются человеком и непосредственно связаны со структурой самой его деятельности (человека).

Ясно, что П.И. Новгородцев рассматривает по существу не проблему идеала, и даже не все возможные виды идеалов — центральной темой его теоретического интереса становится вопрос о нравственном и общественном идеалах. Русский мыслитель полностью придерживается воззрения, что философский идеализм конституирует онтологическое представление о двух мирах, исходным импульсом которого является попытка «разъяснить разлад духа человеческого с собою и миром, двойство наших стремлений, противоречие между идеальными основами и земным несовершенством».10

Таким образом, своеобразие отечественной философии права можно свести к нескольким моментам: во-первых, это своеобразие формы и стиля изложения в развитие западных идей; во-вторых, суть самих идей, которые основывались прежде всего на отношении права и нравственности, свободы и обязанности, материального и духовного. Акцент делался на самобытном понимании внутренней, духовной жизни, что на деле означало совершенно новый аспект, новый круг идей и понятий.

В русской философии права преобладающее  значение имеет стремление к цельности  знания и обостренное чувство  реальности, которое сочеталось с  признанием роли опыта, как чувственного, так и духовного, дающего возможность  глубже понять сущность бытия. В ней  большое значение имела интеллектуальная интуиция, нравственный, социально-правовой опыт личности, а также религиозный  опыт народа, устанавливающий связь  человека с Богом.

1.2. Сочетание методологий  И. Канта И Г. Гегеля в  философии права П.И. Новгородцева.

Центральным пунктом философско-правового  учения П. И.Новгородцева становится понятие свободной нравственной личности.

Вопрос взаимоотношения нравственных исканий отдельной личности и  правовых потребностей общества является одним из важнейших вопросов политико-правовой доктрины видного русского юриста и  мыслителя. Вопрос о месте личности в условиях наполненного социально-экономическими и политическими противоречиями общества, праве личности судить о  целом обществе, требовать его  совершенствования, участвовать в  его реформировании с позиций  абсолютных нравственных идеалов вполне актуален в условиях нынешнего духовного  кризиса. Развивая кантовскую традицию об автономии человеческой нравственности, философ вслед за Вл. Соловьевым стремится найти синтез правовых и нравственных начал. Преодолевая спекулятивное мышление классического европейского идеализма, конкретный идеализм "серебряного века" стал искать идеи оправдания человеческого существования, нравственности и духа. П.И. Новгородцев опирался на богатую историческую традицию последовательного синтеза правовых и нравственных начал. Сформулированная фактически еще Сократом, своеобразной вершины она достигла в европейской мысли у И. Канта, в России - у Вл. Соловьева.

Либеральной мыслью эпохи Просвещения  и классикой немецкого идеализма  право рассматривалось как венец  культурного развития, правовое государство  и народное представительство - как  общественный идеал. По мысли П.И. Новгородцева, развитие государства и права  немыслимо вне их связи с нравственностью.

Утверждение нравственности как метафизической основы права стало основой доктрины возрожденного естественного права. Нравственность, по мнению И. Канта  и П.И. Новгородцева,- синоним личности. Центральным пунктом философско-правового учения философа становится поэтому понятие свободной нравственной личности. Только перед такой личностью стоит задача - найти и сформулировать нравственный закон жизни общества. Реализация нравственного идеала невозможна без совершенствования общественных институтов, имеющего смысл только в том случае, если его проводят подлинно нравственные индивиды.

Отметим, что абстрактные абсолютные правовые и нравственные нормы П.И. Новгородцевым вслед за Сократом и Платоном, И.Кантом, Г.Гегелем и Вл. Соловьевым рассматриваются как идеальные, не существующие и не осуществимые до конца в этом реальном мире. У И. Канта, русский мыслитель позаимствовал, углубив, дополнив, поставив на новые основания, идеи автономии нравственной личности, безусловности морального долженствования, абсолютного идеала и относительной независимости этической сферы от эмпирического социального бытия. Глубоким и творческим развитием кантианского естественно-правового подхода стала концепция возрожденного естественного права. Принципиально новыми для всей истории философской и политической мысли стали важнейшие выводы П.И. Новгородцева из возрожденного естественно-правового подхода - дополнение классического, "отрицательного" либерализма учением о социальных функциях правового государства, праве на достойное человеческое существование и учение об общественном идеале.

Философ использовал учение об исторической обусловленности общественного развития, гражданском обществе, беспредельной (в отличие от собственно гегелевской позиции), то есть не актуализируемой в конкретной исторической форме.

В противоположность гегелевскому этатизму, государственности русских  традиционалистов и либералов-охранителей  П.И.Новгородцев стремится поставить государство под контроль гражданского общества. Проблемы социально-политической и философско-правовой теории рассматриваются в контексте учения об общественном идеале. Но заданный абсолютный идеал заставляет и каждого духовно и нравственно совершенного человека, и сообщество таких людей соотносить относительные идеалы с идеалом высшим.

Информация о работе Филосовско-правовая концепция П.И. Новгородцева