Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 11:45, реферат
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке.
Введение
1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и музыкальное образование.
4. Женское воспитание в Спарте.
5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания.
Заключение.
Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже упомянутого выше принципа «обществен-ного контроля» над воспитанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости.
Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.
В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели.» И далее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязуясь с бьющим его, кто из них первым устанет.»6 Возможно, сечение у алтаря - это эффективный способ развития мужества и выдержки у детей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского воспитания.
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испыта-тельный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране...что способствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям настоящего военного похода.»7 А чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовала большой граммотности и употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. «Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления».8 Позднее понятие «лаконическая» речь (от названия государства - Лаконика) становится именем нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли.
Период с 7 до 15
лет оказывался для спартанских подростков
наиболее насыщенным и трудным.
3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.
На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того, начиная с этого возраста государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.
С возрастом система
воспитания становится менее суровой,
и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым
переходным временем: молодой человек
уже имеет право жить семейной жизнью
и характер его занятий приближается к
военно-лагерной жизни общины. Особенно
высоко ценилось полученное в этом возрасте
право принимать участие в праздниках
и совместных трапезах мужчин, на которых
велись беседы о государственных и военных
делах. Иногда молодым людям даже позволялось
высказать свою мысль, хотя в большинстве
случаев они должны были сидеть молча
и набираться опыта.
Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.
В возрасте от
7 до 30 лет спартанские юноши проходили
период интенсивной военной подготовки,
причем основной акцент при этом делался
именно на развитие физической силы человека.
Однако, выдвинув на первый план заботу
о теле, спартанцы игнорировали многие
науки, что дало возможность некоторым
философам называть их «абсолютно безграмотными»
людьми. На сколько верна эта мысль, можно
судить по нижеприведенным фактам.
3.3 Место грамматики и музыки в системе образования.
Обучение военным навыкам, действитьльно, играло ведущую роль в системе спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность отрицалась.
В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных качеств.»9. Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию»10. Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.
Грамота и музыка
были единственными предметами, помимо
физических упражнений, преподаваемые
детям в период государственного образования.
Таким образом мы видим, что в спартанских
гимназиях большого внимания ни наукам,
ни искусству не уделялось. Однако это
не дает право называть спартанцев «абсолютно
безграмотными» по той причине, что они
оказались невежественными только в тех
областях знаний, которые не касались
их военно-лагерного образа жизни. В области
же воспитания силы тела и духа и других
вопросах, связанных с военной политикой
государства (куда спартанское правительство
отнесло также граматику и музыку, полностью
милитаризовав эти науки и подчинив их
своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности
нельзя.
***
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине,»11- эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми».12 Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчиволся процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.
Спартанские девушки
ничем не уступали в уровне своей военной
подготовки юношам, однако их роли в социуме
несколько различались: если мужчина был
прежде всего воином, но женщина, по традиции,
рассматривалась как хранительница домашнего
очага.
***
воспитании как о главном
аспекте военного воспитания.
Ознакомившись с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперь философские концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличительной чертой спартанского воспитания является его узко военная направленность, которая подразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и умений. А поэтому изучим отношение философов именно к аспекту физического воспитания, к его нормам и целям.
Из всех философов
Древней Греции наиболее значимыми для
нас представляются Платон и его ученик
Аристотель. И именно поэтому мы и остановимся
на их работах.
5.1. Философские взгляды Платона.
Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг на друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни, Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов воспитания молодежи во многом совпадают.
Оба философа говорят о необходимости физического воспитания с самого раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как “это является для них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры. “Человек...должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый - обрабатывать землю, второй- возводить какие нибудь постройки.”13 Как видно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое воспитание в чистом виде: оно у него носит несколько социальный и даже религиозный окрас.
Основываясь на своих метафизических взглядах, философ выдвигает на первый план идеи нравственного воспитания, говоря о том, что “развитие души” играет ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о физическом развитии, поскольку “пренебрежение последним ведет к изнеженности, а изнеженность делает характер детей тяжелым.”14 И поэтому Платон провозглашает: “Основное начало...-движение.”15 Но и сама суть движения у философа носит несколько особый характер: “...все должны избегать в жизни неумеренных скорбей и наслаждений и всегда держаться какой-то середины.”16 Эту золотую середину Платон возводит в главный воспитательный принцип и, продолжая идею об изнеженности тела, говорит: если “изнеженность делает характер детей тяжелым...то излишнее и грубое порабощение делает его приниженным.”17
Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузок относится прежде всего к физическому воспитанию детей. По мысли Платона мальчикам после 6 лет “следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из пращи, метанием дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайней мере, пусть обучатся тому; в особенности им следует научиться обращеннию с оружием...Остальные же труды, забавы и попечения о своем теле не свойственны свободорожденным людям,”18- так заканчивает свои размышления о физическом развитии детей филлосов, указывая на то, что этих упражнений будет вполне достаточно, чтобы воспитать свободного гражданина.
У Платона также свои взгляды на пользу от физического воспитания. Его функции он сводит только лишь к участию в государственных мероприятиях: “Детям, пока они еще не идут на войну, надо было бы при совершении шествий и торжественных процессий, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, а также сопровождать молитвы танцами в честь богов и героев...Состязания и подготовительные работы к ним надо устраивать только лишь ради этой цели.”19