Философские взгляды Султанмахмута Торайгырова

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:38, реферат

Краткое описание

С. Торайгыров отвергает догмы религии, критикуя учение о сотворении мира и человека, веру в потустороннюю жизнь, рабскую покорность. В стихотворениях "Вера в бога", "Рябой ходжа" поэт рисует религиозных фанатиков.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 30.19 Кб (Скачать)

Введение.

Я бы солнцем  взошел над землей

Озарив родные края!..

Пусть сияние жарких лучей

Обогреет сердца людей,—

так сказал о  смысле жизни, о своей высокой  мечте на заре поэтической юности Султанмахмут Торайгыров, страстный  поборник  социальной справедливости и народного просвещения.

     Жизнь поэта пришлась на сложнейшее время  нашего века, время "бури и натиска", когда судьба Родины оказалась на перепутье двух дорог. Александр  Блок, современник Торайгырова, писал: "В эпохе бурь и тревог нежнейшие  и интимнейшие стремления души поэта  переплетаются бурей и тревогой". Эти слова по праву можно отнести  и к казахскому поэту.

     Гражданский лирик по характеру дарования, Султанмухмут Торайгыров за свою короткую жизнь  создал столько значительных произведений, что по праву занял почетное место  в истории национальной культуры. Пронизанная бескорыстной любовью  к народу, его поэзия, по своей  социальной направленности в чем-то близкая некрасовской музе, до сих  пор звучит набатом гражданского мужества. Он верил в грядущее торжество  правды и поэтому так неутомимо  стремился приблизить "солнечное  утро".

     "Попытка  осмыслить место индивида в  грандиозных, космических масштабах,—  пишет исследователь Мурат Ауэзов,—  явление, не имевшее аналогов  в казахской поэзии прошлого. Частицей вечной, неистребимой, огненной  материи ощущает себя лирический  герой поэзии Торайгырова. Не  случайно излюбленный образ поэта  — образ огня, воспринимаемый  им как символ тепла и света".

     Прославляя  силу человеческого разума, способного проникнуть в тайны мироздания, в  тайны бытия, поэт органически не приемлет насилие и невежество, как  и Абай, целью своей жизни объявляет  просвещение народа. Прав исследователь, когда подчеркивает: "Пылко, иногда в стиле жарких пророческих речений, клеймит он склонность к дремотному, бездуховному существованию, протестует против условий жизни, порождающих  голод, нищету, умаляющих в человеке чувство собственного достоинства".

     Порою, мучаясь безответностью своих устремлений, не видя конкретных результатов своего труда, поэт сравнивает себя с семенем  цветка, брошенным в пустыне.

     С именем Торайгырова связан не только расцвет социально-философской поэзии, поэзии гражданского мужества, но и  жанровое, художественное обогащение литературы. Создатель первых романов  — в стихах и прозе, первых философских  и социальных поэм и очерков, он был  продолжателем демократических  традиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философские взгляды Султанмахмута Торайгырова.

     Султанмахмут  Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Баян-Аульском районе (ныне Павлодарская область) в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал грамоту. Мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю. Безрадостное детство, полуголодное существование  — вот что видел Султанмахмут. Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902— 1907) учился у муллы.

     Султанмахмут  был пытлив и любознателен. Страстная  жажда познания гонит его в  далекий Баян-Аул, где он учится в  духовной школе — медресе (1908—1910).

     В конце 1912 года Султанмахмут приезжает  в Троицк, где поступает в мусульманскую  духовную школу, самостоятельно изучает  основы наук, решает овладеть русским  языком, с восторгом читает Пушкина, Лермонтова, Крылова. Новый мир открывается  перед его глазами, и Султанмахмут начинает понимать многое, о чем  раньше не имел представления. В стихотворении "Что за цель в учении?" (1914) поэт сравнивает знание с "солнечным светом".

     В июле 1913 года Султанмахмут вынужден оставить учение. Лишения и голод подорвали  здоровье, — он заболевает туберкулезом и едет в аул, где обучает детей. Страстное желание учиться мучит  его, и он, больной, вскоре снова в  Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного прогрессивного журнала "Айкап". Статьи, стихи Торайгырова отличаются глубиной суждений, честностью, демократизмом, остротой и художественностью. Его  произведения полны оптимизма, и  не верится, что они написаны тяжелобольным  юношей.

     Литературная  деятельность С. Торайгырова началась в трудные годы, наступившие после  поражения первой русской революции, но он не устает пропагандировать науку  и просвещение (стихотворения "Религия", "Учение", "Слепой монах", "Сарыбас" и др.). Хорошо понимая, как необходимы простым людям знания, С. Торайгыров намеревался открыть школу для  детей бедняков, собирал средства, разъезжая по богатым аулам. Надежды  не осуществились: степные толстосумы, в том числе и его зажиточные сородичи, категорически отказались помочь юноше в осуществлении  его идеи.

     В годы работы в "Айкапе" (1913—1914) Торайгыровым был написан, кроме стихотворений  и рассказов, ряд критических  статей (из которых наиболее значительны: "О казахских сборниках стихов", "Песни и их исполнители", "Система  обучения казахов") о необходимости  совершенствования системы обучения.

     В те же годы С. Торайгыров закончил свой первый роман "Камар-Сулу" ("Красавица  Камар"), где разоблачает нравы  родовых воротил, выступает за эмансипацию  женщин. 1916 год проходит в работе над вторым романом в стихах "Кто  виноват?". Сочувствие жертвам феодально-патриархального  уклада, людям, безжалостно изуродованным  жестоким произволом, пронизаны страницы романа, разоблачаются конкретные виновники  бедствий людей — сильные мира сего.

     Смысл своей жизни Торайгыров видел  в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного  и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою  мучительно искал пути преобразования кочевого аула. Путь к социально-экономическому развитию страны и культуры лежит  через просвещение,— так думал  он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо, но как?

     В поисках истины одаренный юноша  стал знакомиться с социально-политической, философской литературой — ему  так необходимо было разобраться  в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей  борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее Родины, созданы  Торайгыровым именно в последние  годы жизни, когда тяжелая болезнь  приковала его к постели.

     "Если  жизнь посвятишь ты мечте..." Лирика Торайгырова разнообразна  по тематике: у него есть гражданские  и философские стихотворения,  много стихов о любви и природе.  Но, прежде всего Султанмахмут, как  говорилось, был гражданским поэтом.

     Неудовлетворенность современной действительностью, страстный  протест против феодально-колониального  гнета — основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт убежденно говорил: "Если жизнь  посвятишь ты мечте своей, наш  народ будет счастлив, любезный друг!" ("Что за цель в учении?"); "Только людей великое братство жизнь  заблудившуюся спасет!" ("Когда  придет черед"). Правда, он не может  наверняка сказать, каким же путем  идти к "солнечному свету", как  осуществить "мечту свою". Для Торайгырова "постигается истина в мире наук". В то же время поэт убежден: "И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой — меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда" ("Судьба"); неравенство — причина "отсталости нашей и бед", "что заставила бродяжить славный народ". Отсюда ненависть, с которой поэт обрушивается на тех, "кто сыт, чей наряд богат", "чей славен дом убранством палат". Отсюда же упорные поиски справедливости здесь, "на земле, а не в раю"—"кто на земле не узнает счастья, вряд ли за гробом его найдет!".

     Султанмахмут  придал социально-политической лирике ярко выраженную тенденциозность. Гневным  протестом против существующих общественных порядков проникнуты стихотворения "Судьба", "Айт", "На кочевку", "Бедность", "Что за цель в учении?" и  др.

     Религия — духовно-культурное, нравственно-психологическое, социально-философское явление общечеловеческого  значения, сыгравшее историческую роль в объединении народов и наций  — всегда вызывала к себе неоднозначное  отношение. Вспомним хотя бы великого просветителя Вольтера. Не будем углубляться  в роль религии в разную историческую эпоху, лишь подчеркнем, что во времена  Султанмахмута далеко не все служители  культа (мечети или церкви, вспомните "Чаепитие в Мытищах") могли  быть образцами духовности. Их социально-экономическое  положение, близкое к господствующему, естественно, вызывало осуждение правдолюбцев.

     С. Торайгыров отвергает догмы религии, критикуя учение о сотворении мира и человека, веру в потустороннюю  жизнь, рабскую покорность. В стихотворениях "Вера в бога", "Рябой ходжа" поэт рисует религиозных фанатиков.

     Добрые  дела творить хочу". С. Торайгыров создал несколько поэм, новаторских  как по содержанию, так и по форме. В противовес поэтам, обращавшимся только к темам истории зарубежного  Востока, он решительно повернулся лицом  к живой современности, к настоящей  жизни своей Родины.

     "Заблудившаяся  жизнь" и "Бедняк"— реалистические  поэмы, посвященные волнующим  проблемам на стыке двух веков.  Социальная нетерпимость, резкость  характеристик — отличительное  своеобразие его поэтического  мышления.

     "Заблудившаяся  жизнь" (1918)— социально-философская  поэма, обобщающая наблюдения  лирического героя, просвещенного,  мыслящего человека, над окружающей  действительностью. Несомненно, этот  образ близок самому автору, отсюда  поэма важна для понимания  духовной эволюции Султанмахмута.  Смысловой стержень поэмы —  страстное желание найти свое  место в круговороте истории:  кто он, человек,— веточка на  волне жизни или деятельная  сила, способная влиять на ход  общественного развития?

     Лирический  герой, от имени которого ведется  повествование, объят нелегкой думой  о смысле жизни. Мир сложен и труден, не просто юноше, "вступающему в  жизнь", найти свое место, быть полезным людям. В этом водовороте не потеряться бы, не утратить высокую цель, не изменить своим идеалам. Это, конечно же, проблемы, с которыми сталкивается каждый человек  на заре своей жизни.

     Поэма состоит из пяти глав: "Младенчество", "Молодость", "Зрелость", "Старость", "Конец".

     Человеку, по мысли поэта, от рождения присущи  нравственная чистота, светлые мысли. Для него все равны: и богач, и  бедняк, и христианин, и мусульманин. По природе человек благороден и  добр, в нем много прекрасных побуждений, пока он не попадет под власть "обычая, бога, царя и золота".

     В юные годы герой поэта мечтает  о любви и дружбе, о служении Родине; богатство, роскошь, сытость  вызывают у него отвращение: "Ведь богачи — рабы своих богатств. Как  бык, который ест у скирды сено, жует, жует — не в силах оторваться, так вот и мне — всю жизнь  к себе тянуть? И в этом видеть счастье? Нет, не надо!"... Его возмущают  неравенство, подневоль­ный труд, бедность. Он ищет пути служения людям. Жизнь  без высокого идеала ему кажется  прозябанием в душной норе. И он ненавидит самовлюбленных эгоистов, у которых нет благородной  цели: "Рубашка собственная ближе  к телу! Законов выше собственная  воля! И каждый хлюпик — мирозданья центр!" Служение людям — вот  настоящая цель, достойная человека:

Я чист душой и телом, светел духом,

И добрые дела творить хочу.

Ты, жизнь, благослови мои порывы,

Чтобы, любя свободу и людей,

Я рос, мужал  и верен был стремленью!

     Размышляя о жизни, лирический герой далее  приходит к выводу, что чингис-ханы, бонапарты, Вильгельмы, Николаи подобны  щепке в народном движении. "Еще  вчера за кайзером Вильгельмом в  огонь и воду шли его полки, а ныне он преступник, убежавший  от справедливого суда народа". "Такая  же судьба постигла русского императора всесильного".

     Вся дальнейшая жизнь человека — мучительные  поиски истины. Лирический герой поэмы  заблудился. Он забыл, что служение народу — единственный путь, по которому нужно идти. Отказавшись от высоких  стремлений, он живет "для себя". К старости чувствует свою вину перед  людьми за неправильно прожитую жизнь. Строго осуждается автором примирение с действительностью и индивидуализм  героя. "Я стар и болен, тело одряхлело  — недалеко осталось мне идти. К  могиле, приближаясь, вспоминаю дни  юности своей невозвратимой: ведь ничего я не имею, кроме воспоминаний..."

     Мысль о грядущем, которая постоянно  занимала С. Торайгырова, снова звучит в финале поэмы. Поэт убежден, что  придет время, когда народ уничтожит  всякое насилие и гнет.

Информация о работе Философские взгляды Султанмахмута Торайгырова