Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:41, реферат
Целью работы является исследование философских учений о человеке. Согласно цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— исследовать философию учения о человеке на разных этапах развития философии;
— рассмотреть типы учений о человеке;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Методологической базой выполненной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, а так же научная, учебная литература.
Введение 3
1.Специфика философского рассмотрения человека. Проблема начала человека. 4
2.Основные парадигмы понимания человека. 11
2.1. Становление проблемы человека в истории мысли. 11
2.2. Эссенциализм (сущностный подход) в понимании человека. 13
2.3. Человек в экзистенциализме. 17
2.4. Человек в нигилизме. 20
2.5. Человек в прагматизме. 21
Заключение 23
Список литературы 24
• свобода, свободный выбор;
• высшее благо;
• истина;
• красота.
Три последних атрибута
Родоначальником
экзистенциализма считается выдающийся
датский философ Серен
Его
философские взгляды
Исследование
философских проблем в
Душа, по Кьеркегору, первична, а тело вторично. Он считал, что человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.
Вводя
различие между мировоззрением людей
на той и другой стадии, Кьеркегор
пишет: “Эстетическое мировоззрение,
какого бы рода или вида оно ни было,
есть в сущности отчаяние, обусловливаемое
тем, что человек основывает свою
жизнь на том, что может и быть
и не быть, т. е. на несущественном. Человек
с этическим мировоззрением, напротив,
основывает свою жизнь на существенном,
на том, что должно быть”. И далее:
“Этическое начало сообщает жизни
человека внутренний мир, устойчивость
и уверенность”. На этической стадии
человек становится личностью, превращенной
в единственный абсолют. Кьеркегор
стремится вывести
Но человеческий выбор, обусловливающий переход с эстетической на этическую стадию жизни, не является последним. Впереди у человека еще есть выбор безотчетной веры. Именно она и покорность Богу ведут человека к религиозной стадии. Выбрав веру в качестве основы организации жизни в акте последующего выбора, человек преодолевает недостатки этической стадии. Последние, согласно Кьеркегору, связаны с тем, что движущей силой поведения человека здесь выступает стремление к счастью, при этом действующий в мире подчиняется закону как чему-то всеобщему, что ограничивает его свободу.
На религиозной ступени личность служит Богу. И религиозная вера возвышает человека над моралью; выработанной им для себя. Достигнув этой ступени, люди погружаются в страдание. Религиозный человек — это страждущий человек. Прекращение страдания означает прекращение религиозной жизни.
Переход
от одной ступени жизни к другой
совершается в результате волевого
акта, выбора, осуществляемого человеком.
Личность ведут по ступеням жизни
забота и отчаяние. Кризис отчаяния
приводит к появлению страха, который
стимулирует выбор и
Следует отметить, что задача существования, или экзистенции, согласно Кьеркегору, не поддается научному исследованию, поэтому его философские идеи запечатлены в виде потока свободных размышлений по поводу интересующих его вопросов. Философ стремится заострить внимание на тревожных симптомах бытия, проявляющихся в духовной жизни людей. Он не склонен был переоценивать значение своих возможностей в предостережений людей о надвигающейся со стороны нигилизма опасности, угрожающей человеческому существованию.
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — в широком смысле отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.д6. Впервые это понятие появилось у Ф.Г. Якоби, но всесторонний анализ Н. как общеевропейского явления дал Ф. Ницше. Нигилизм — это сознание, согласно которому мы не имеем ни малейшего права признать к.-л. потусторонность или существование вещей в себе, которое было бы божественным, было бы воплощенной моралью. Мораль придавала человеку абсолютную ценность, служила адвокатом Бога, полагала в человеке знание абсолютных ценностей, охраняла его от презрения к себе, от восстания с его стороны на жизнь. Нигилизм означает крушение высшего мира ценностей, состояние, в котором человек остается один на один с бессмысленностью мира и должен научиться жить в этой бессмысленности, без иллюзий, без надежды. Нигилизм — признак исчерпанности развития европейской культуры, поскольку религия, мораль, искусство, наука стали уже полыми идолами, формами самоотрицания и самоотчуждения человека. М. Хайдеггер, комментируя Ницше, считает, что его филос. Нигилизм несет с собой завершение метафизики, потому что намеренно разоблачает все до сих пор действовавшие ответы на вопрос о смысле сущего как необоснованные, спекулирующие в пустоте и вызванные наивностью человеческих представлений о себе самом. Это не прекращение истории, а начало эпохи, когда, приняв смерть Бога и крушение прежних ценностей, человек сам сможет распоряжаться своим могуществом, достигнет понимания того, что он не только сущее среди других сущих, но и такое сущее, которому завещана тайна бытия.
В России термин «Нигилизм», вошел в широкое употребление еще в 1860-х гг., т.е. задолго до того, как он стал популярен на Западе. В частности, М. Катков применил его для характеристики воззрений Писарева. После выхода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) его герой сразу превратился в обобщенный образ русского нигилиста, а автора записали в изобретателя самого термина «Нигилизм» в России и на Западе.
Прагматизм как особое философское течение занимает важное место в философии США начала XX в. и в последующие годы. Термин «прагматизм» этимологически происходит от греческого слова, означающего дело, действие.
Родоначальник прагматизма — американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914). Основоположения прагматизма Пирс выработал к началу 70-х гг. XIX в. Они были изложены им в двух статьях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в конце 1877 начале 1878 г. Сначала эти статьи остались незамеченными.
Только в конце 90-х гг. крупный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842 — 1910) придал идеям Пирса форму, доступную восприятию образованной публики. Вслед за Джеймсом к прагматизму примкнул выдающийся философ Джон Дьюи (1859 — 1952). Сторонники этой философии нашлись и за пределами США. Прагматизм — это философия, сочетающая в себе идеи «второго позитивизма», «философия жизни» и имеющая в своем содержании и некоторые идеи, свойственные только прагматизму. Специфика прагматизма обнаруживается в понимании понятия научного языка. Так, для махистов как представителей «второго позитивизма» теоретические понятия представлялись лишь знаками, иероглифами для экономного описания и систематизирования фактов опыта, сводимых к ощущениям и комплексам ощущений. Ницше рассматривал в понятиях и законах средства для достижения целей познания. Бергсон полагал, что понятия, как и продуцирующий их интеллект, применимы к фиксации мира «твердых тел» и не пригодны для постижения движения и жизни. Представители прагматизма наряду с отрицанием объективной познавательной роли понятий в центр своего внимания поставили вопрос об их значении, а также о средствах его установления. Философы, принадлежащие к этому направлению, попытались соединить мир понятий, идей и суждений с миром объектов с помощью соединяющего эти миры значения. Они отстаивали мысль о том, что значение понятия определяется отношением не к объекту, а к субъекту. По их мнению, значение следует рассматривать в терминах тех практических последствий, которыми оборачивается использование нами определенного понятия7.
Разработчики
философии прагматизма
Взгляды
основоположника прагматизма
Американский
прагматизм сыграл важную роль в становлении
практической философии в США, реализация
которой дала значительные результаты
в организации жизнеобеспечения
населения этой страны.
В ходе написания работы были исследованы учения о человеке и решены следующие задачи: проанализирована философия учения о человеке на разных этапах развития философии; рассмотрены типы учений о человеке.
Возникновение
философии — это закономерный
результат становления и
Как форма общественного сознания философия с момента своего исторического зарождения ставит и решает мировоззренческие вопросы, вопросы эпохальные, выступающие духовным выражением любого исторического этапа человеческого развития. Объектом осмысления философии, как говорил Аристотель, есть "максимально мыслимый предмет".
Поскольку
исторические эпохи отличаются друг
от друга уровнем развития культуры,
экономическим строем, политическим
устройством общественной жизни, социальной
структурой общества, уровнем развития
познания, поскольку ответы на эти "предельные"
вопросы в различные эпохи
различны. Философия исторична как
и весь человеческий мир. Совокупность
мировоззренческих, смысложизненных
вопросов изменчива, на первый план выступает
то одни, то другие проблемы, но постоянным
остается то, что все они группируются
вокруг одного стержня — отношения
человека и мира.