Философские учения о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:41, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование философских учений о человеке. Согласно цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— исследовать философию учения о человеке на разных этапах развития философии;
— рассмотреть типы учений о человеке;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Методологической базой выполненной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, а так же научная, учебная литература.

Оглавление

Введение 3
1.Специфика философского рассмотрения человека. Проблема начала человека. 4
2.Основные парадигмы понимания человека. 11
2.1. Становление проблемы человека в истории мысли. 11
2.2. Эссенциализм (сущностный подход) в понимании человека. 13
2.3. Человек в экзистенциализме. 17
2.4. Человек в нигилизме. 20
2.5. Человек в прагматизме. 21
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Философские учения о человеке.docx

— 54.60 Кб (Скачать)

       • свобода, свободный выбор; 

       • высшее благо; 

       • истина;

       • красота. 

       Три последних атрибута называет  М. Мамардашвили, свободный выбор  также выступает качеством, присущим  только человеку. Действия по  реализации всех данных характеристик  определяют полноценное существование  человека в обществе.

2.3. Человек в экзистенциализме.

     Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ Серен Кьеркегор (1813 — 1856).

     Его философские взгляды сформировались под влиянием немецкого романтизма и реакции на гегелевскую философию. Одним из существенных источников направленности философии Кьеркегора было осознание  им неблагополучия мира. Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

     Исследование  философских проблем в сочинениях Кьеркегора опирается на переиначенную  гегелевскую диалектику. Он перетолковывает  многие понятия Гегеля и отвергает  предложенное им помещение человека в исторически конкретную систему  реализации объективного духа, усматривая в этом подчинение человека истории  и лишение его самостоятельности  и ответственности за свои поступки. Кьеркегор был против претензий  философии не только проектировать  социальную действительность, но и  объяснять ее. Действительность для  Кьеркегора есть то, что наше “я”  обнаруживает в себе самом.

     Душа, по Кьеркегору, первична, а тело вторично. Он считал, что человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.

     Вводя различие между мировоззрением людей  на той и другой стадии, Кьеркегор  пишет: “Эстетическое мировоззрение, какого бы рода или вида оно ни было, есть в сущности отчаяние, обусловливаемое  тем, что человек основывает свою жизнь на том, что может и быть и не быть, т. е. на несущественном. Человек  с этическим мировоззрением, напротив, основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть”. И далее: “Этическое начало сообщает жизни  человека внутренний мир, устойчивость и уверенность”. На этической стадии человек становится личностью, превращенной в единственный абсолют. Кьеркегор  стремится вывести нравственность из внутреннего расположения человеческого  духа. Однако этика изолированного мира ограничена, а нравственный закон, устанавливаемый индивидом исходя из собственного опыта, может быть ошибочным  и неприемлемым для других5.

     Но  человеческий выбор, обусловливающий  переход с эстетической на этическую  стадию жизни, не является последним. Впереди  у человека еще есть выбор безотчетной  веры. Именно она и покорность Богу ведут человека к религиозной  стадии. Выбрав веру в качестве основы организации жизни в акте последующего выбора, человек преодолевает недостатки этической стадии. Последние, согласно Кьеркегору, связаны с тем, что  движущей силой поведения человека здесь выступает стремление к  счастью, при этом действующий в  мире подчиняется закону как чему-то всеобщему, что ограничивает его  свободу.

     На  религиозной ступени личность служит Богу. И религиозная вера возвышает  человека над моралью; выработанной им для себя. Достигнув этой ступени, люди погружаются в страдание. Религиозный  человек — это страждущий человек. Прекращение страдания означает прекращение религиозной жизни.

     Переход от одной ступени жизни к другой совершается в результате волевого акта, выбора, осуществляемого человеком. Личность ведут по ступеням жизни  забота и отчаяние. Кризис отчаяния приводит к появлению страха, который  стимулирует выбор и переворачивает человеческую жизнь. Так реализуется  свобода человека, направленная на достижение вечного блаженства. Помощником человека в преодолении отчаяния на дорогах жизни, по Кьеркегору, является вера. Отказавшись от разума, вызывающего  страдания, страх, отчаяние, человек  обретает успокоение в вере, которая  одна только и гарантирует подлинное  существование.

     Следует отметить, что задача существования, или экзистенции, согласно Кьеркегору, не поддается научному исследованию, поэтому его философские идеи запечатлены в виде потока свободных  размышлений по поводу интересующих его вопросов. Философ стремится  заострить внимание на тревожных  симптомах бытия, проявляющихся  в духовной жизни людей. Он не склонен  был переоценивать значение своих  возможностей в предостережений людей о надвигающейся со стороны нигилизма опасности, угрожающей человеческому существованию.

2.4. Человек в нигилизме.

     Нигилизм  (от лат. nihil — ничто) — в широком смысле отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.д6. Впервые это понятие появилось у Ф.Г. Якоби, но всесторонний анализ Н. как общеевропейского явления дал Ф. Ницше. Нигилизм — это сознание, согласно которому мы не имеем ни малейшего права признать к.-л. потусторонность или существование вещей в себе, которое было бы божественным, было бы воплощенной моралью. Мораль придавала человеку абсолютную ценность, служила адвокатом Бога, полагала в человеке знание абсолютных ценностей, охраняла его от презрения к себе, от восстания с его стороны на жизнь. Нигилизм означает крушение высшего мира ценностей, состояние, в котором человек остается один на один с бессмысленностью мира и должен научиться жить в этой бессмысленности, без иллюзий, без надежды. Нигилизм — признак исчерпанности развития европейской культуры, поскольку религия, мораль, искусство, наука стали уже полыми идолами, формами самоотрицания и самоотчуждения человека. М. Хайдеггер, комментируя Ницше, считает, что его филос. Нигилизм несет с собой завершение метафизики, потому что намеренно разоблачает все до сих пор действовавшие ответы на вопрос о смысле сущего как необоснованные, спекулирующие в пустоте и вызванные наивностью человеческих представлений о себе самом. Это не прекращение истории, а начало эпохи, когда, приняв смерть Бога и крушение прежних ценностей, человек сам сможет распоряжаться своим могуществом, достигнет понимания того, что он не только сущее среди других сущих, но и такое сущее, которому завещана тайна бытия.

     В России термин «Нигилизм», вошел в широкое употребление еще в 1860-х гг., т.е. задолго до того, как он стал популярен на Западе. В частности, М. Катков применил его для характеристики воззрений Писарева. После выхода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) его герой сразу превратился в обобщенный образ русского нигилиста, а автора записали в изобретателя самого термина «Нигилизм» в России и на Западе.

2.5. Человек в прагматизме.

     Прагматизм  как особое философское течение  занимает важное место в философии  США начала XX в. и в последующие  годы. Термин «прагматизм» этимологически происходит от греческого слова, означающего  дело, действие.

     Родоначальник прагматизма — американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914). Основоположения прагматизма  Пирс выработал к началу 70-х гг. XIX в. Они были изложены им в двух статьях: «Закрепление верования» и  «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в конце 1877 начале 1878 г. Сначала эти  статьи остались незамеченными.

     Только  в конце 90-х гг. крупный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842 — 1910) придал идеям Пирса форму, доступную восприятию образованной публики. Вслед за Джеймсом к прагматизму примкнул выдающийся философ Джон Дьюи (1859 — 1952). Сторонники этой философии нашлись и за пределами США. Прагматизм — это философия, сочетающая в себе идеи «второго позитивизма», «философия жизни» и имеющая в своем содержании и некоторые идеи, свойственные только прагматизму. Специфика прагматизма обнаруживается в понимании понятия научного языка. Так, для махистов как представителей «второго позитивизма» теоретические понятия представлялись лишь знаками, иероглифами для экономного описания и систематизирования фактов опыта, сводимых к ощущениям и комплексам ощущений. Ницше рассматривал в понятиях и законах средства для достижения целей познания. Бергсон полагал, что понятия, как и продуцирующий их интеллект, применимы к фиксации мира «твердых тел» и не пригодны для постижения движения и жизни. Представители прагматизма наряду с отрицанием объективной познавательной роли понятий в центр своего внимания поставили вопрос об их значении, а также о средствах его установления. Философы, принадлежащие к этому направлению, попытались соединить мир понятий, идей и суждений с миром объектов с помощью соединяющего эти миры значения. Они отстаивали мысль о том, что значение понятия определяется отношением не к объекту, а к субъекту. По их мнению, значение следует рассматривать в терминах тех практических последствий, которыми оборачивается использование нами определенного понятия7.

     Разработчики  философии прагматизма полагали, что их теория значения поможет выяснить подлинный смысл интересующих их проблем. Философия прагматизма  не представляла собой единого и  четко разработанного учения. Во взглядах ее приверженцев имеются различия. Так, Пирс под прагматизмом понимал  в основном теорию мышления и метод  установления значения понятий. Джеймс разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое учение, поддерживающее веру в Бога. Дьюи основу прагматизма  видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческий опыт.

     Взгляды основоположника прагматизма Пирса  сформировались под влиянием идей английских философов Беркли и Юма, Милля  и Спенсера, а также идей представителей немецкого идеализма. Особую роль в  формировании взглядов американского  философа сыграло обыденное сознание американского общества того времени  с его духом «здравого смысла»  и практицизма8.

     Американский  прагматизм сыграл важную роль в становлении  практической философии в США, реализация которой дала значительные результаты в организации жизнеобеспечения населения этой страны. 

Заключение

     В ходе написания работы были исследованы  учения о человеке и решены следующие  задачи: проанализирована философия учения о человеке на разных этапах развития философии; рассмотрены типы учений о человеке.

     Возникновение философии — это закономерный результат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир", вся история  развития философской мысли представляет собой процесс осознания человеком  сущности мира своего бытия и своей  собственной сущности. Конечно, на различных  этапах истории решение вопросов о сущности мира и человека, об их взаимоотношениях наполняется конкретным содержанием. Однако общей особенностью этой проблемы было стремление выяснить, что представляет собой мир по своей природе, какое место в  нем занимает человек, какова его  роль в мире.

     Как форма общественного сознания философия  с момента своего исторического  зарождения ставит и решает мировоззренческие  вопросы, вопросы эпохальные, выступающие  духовным выражением любого исторического  этапа человеческого развития. Объектом осмысления философии, как говорил  Аристотель, есть "максимально мыслимый предмет".

     Поскольку исторические эпохи отличаются друг от друга уровнем развития культуры, экономическим строем, политическим устройством общественной жизни, социальной структурой общества, уровнем развития познания, поскольку ответы на эти "предельные" вопросы в различные эпохи  различны. Философия исторична как  и весь человеческий мир. Совокупность мировоззренческих, смысложизненных  вопросов изменчива, на первый план выступает  то одни, то другие проблемы, но постоянным остается то, что все они группируются вокруг одного стержня — отношения  человека и мира. 

 

     

Список  литературы

  1.  Бердяев  Н.А. О назначении человека / Н.А.  Бердяев. М., 1993.
  2. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: философия существования / науч. ред. А.С. Колесников, В.П. Сальников. СПб., 1999.
  3. Грицанов А.А. Человек и отчуждение / А.А. Грицанов. Минск, 1991.
  4. Джемс У. Что такое прагматизм / У. Джемс // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1993. № 3.
  5. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / В. Дильтей. М., 2000.
  6. Заров Д.И. Социальная философия: учеб. пособие / Д.И. Заров. Саратов, 2004.
  7. Ивин А.А. Социальная философия: учеб. пособие для вузов / А.А. Ивин. М., 2003.
  8. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М., 1990.
  9. Летов О.В. Человек и «сверхчеловек»: этические аспекты трансгуманизма / О.В. Летов // Человек. 2009. № 1.
  10. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / М.К. Мамардашвили // О человеческом в человеке. М., 1991.
  11. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс,  Ф. Энгельс // Основы философии: учеб. пособие. Саратов, 2008.
  12. Маслов А.А. Другое человечество. Здесь кто-то побывал до нас /       А.А. Маслов. Ростов н/Д, 2006.
  13. Мирандола П. Речь о достоинстве человека / П. Мирандола // Основы философии: учеб. пособие. Саратов, 2008.
  14. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы / Ф. Ницше. Мн., 2003.
  15. Омельченко Н.В. Опыт философской антропологии / Н.В. Омельченко. Волгоград, 2005.
  16. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.П. Сартр // Сумерки богов. М., 1989.
  17. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. М., 2000.
  18. Универсальные константы эволюции человека и общества: монография / А.С. Борщов, Д.И. Заров, В.А. Фриауф и др.; под ред. А.С. Борщова. Саратов, 2003.
  19. Франк С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
  20. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.
  21. Хайдеггер М. Ницше и пустота / М. Хайдеггер. М., 2006.
  22. Человек как объект философского исследования. Античность. Средние века: хрестоматия / отв. ред. и сост. И.С. Андреева. М., 1993.
  23. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения / сост. П.С. Гуревич. М., 1991.

Информация о работе Философские учения о человеке