Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:41, реферат
Целью работы является исследование философских учений о человеке. Согласно цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— исследовать философию учения о человеке на разных этапах развития философии;
— рассмотреть типы учений о человеке;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Методологической базой выполненной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, а так же научная, учебная литература.
Введение 3
1.Специфика философского рассмотрения человека. Проблема начала человека. 4
2.Основные парадигмы понимания человека. 11
2.1. Становление проблемы человека в истории мысли. 11
2.2. Эссенциализм (сущностный подход) в понимании человека. 13
2.3. Человек в экзистенциализме. 17
2.4. Человек в нигилизме. 20
2.5. Человек в прагматизме. 21
Заключение 23
Список литературы 24
Планирование
может быть осуществлено лишь властью,
тотальное планирование – лишь абсолютной
властью. Принципиально важно, что
тотальное планирование не может
быть проведено рационально: наше знание
никогда не охватывает целого как
такового, так как мы всегда находимся
в нем; всякая деятельность приводит
к непреднамеренным и непредсказуемым
следствиям; планирование Уместно в
сфере механического и
Тотальное
планирование в мире людей всегда
опирается на такое представление
о человеке, будто он полностью
познан. При этом либо предполагается,
что человек всегда один и тот
же, либо считается, что он меняется
в зависимости от условий, в которых
живет, под воздействием самих этих
условий. Во втором случае новое общество
строится таким образом, чтобы изменение
человека шло в сторону приближения
к подлинной человеческой сущности,
как ее понимают субъекты планирования.
«Целью совершающегося планирования является
идеальный человек. Создается впечатление,
будто планирующий человек проникает
своим познанием в эволюцию человека,
стремится создать его, подобно тому, как
художник создает произведение искусства
из данного ему материала,– гордыня, в
которой человек ставит себя над человеком
(такова идея молодого Маркса, таков сверхчеловек
у Ницше)»2.
Проблема "человек-мир" по-разному раскрывается в исторических формах философствования, различные ее постановки и трактовки определяются внутренней противоречивостью философского познания самого реального отношения "человек-мир" и имеют, следовательно, познавательный и социально-ценностный аспекты.
Внутренний импульс развития философской мысли — борьба различных концепций и школ — обусловлен многообразием и противоречивостью социальной действительности. Однако, будучи детерминирована общественной жизнью, философия сама оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствует формированию новых общественных идеалов, специальных норм и культурных ценностей. Она вырабатывает духовное измерение человеческой жизнедеятельности и тем самым выступает формой общественного самосознания человека, т. е., такой методологический подход направлен на решение методической задачи уяснения социально-практической значимости и социально-практических функций философии.
Идеи
и представления, традиционно относимые
к компетенции философии, начали
зарождаться уже в глубокой древности.
Однако как форма общественного
сознания философия начинает складываться
в эпоху разложения родоплеменного
строя, когда стали формироваться
социально-экономические и
Своеобразие
философии как способа
Основные
черты мифологического
1.
Представление о родственной
связи природных сил и явлений
и человеческих коллективов.
2.
В развитых формах мифологии
происходит персонификация, олицетворение
природных сил и способов
3.
Мифологическое мышление по
4.
Мифы воспринимались людьми
5.
Человек понимался как игрушка
в руках божественных сил, его
жизненный путь определялся
Формирование философии связано тесными узами с предшествующими этапами духовного становления человека. Поэтому ее становление представляет собой длительный исторический период и сложный противоречивый процесс ее отделения от мифологических воззрений.
Эссенциализм — одно из современных общественных течений мысли. Это — сущностный подход в понимании человека. С позиции эссенциализма основной и ведущей стороной в человеке является его сущность. Сущность — это внутренние, устойчивые, неизменные качества и характеристики человека, позволяющие ему быть собой. В какие бы отношения человек не вступал, как бы он не маскировался — его сущность не меняется,— утверждают сторонники эссенциализма. Человек всегда остается самим собой. Он может как-то скрывать свои характеристики, казаться лучше, чем он есть на самом деле или, наоборот, казаться хуже — все равно он не меняется.
В рамках христианской религии
считается, что сущность
К. Маркс впервые заметил, что
у людей сущности могут быть
разными. Различают сущность
Достоинством Маркса являлось
то, что он заметил изменчивость
сущности человека. Однако, как заметил
Бердяев, «он был хорошим
Личность формируется в результате взаимодействия психических инвариантов: «Я» («сознание»), «Сверх — Я» («совесть»), «Оно> («бессознательное»). Я отвечает за согласование требований, исходящих от бессознательного (Оно) и Сверх — Я, а также от внешнего мира. Развитие Я (сознательной личности) является результатом освобождения от влияния инфантильных переживаний, включая сексуально окрашенную зависимость от фигур родителей (фаза комплекса Эдипа: влечение к родителю противоположного пола, сопровождаемое желанием устранить родителя того же пола, что и ребенок. Образы родителей становятся частью Я в раннем детстве и являются первыми содержаниями Сверх — Я. Впоследствии образы родителей заменяются фигурами учителей, старших друзей, а также иных значимых для данного индивида людей. Содержания Сверх — Я связаны не только с миром Оно, но и с внешним миром. Сверх — Я определяет наши представления о добре и эле, данная психическая структура символизирует для индивида культуру. В свою очередь Оно вмещает в себя импульсы, которым в Я нет места. Это импульсы и переживания, противоречащие требованиям Сверх — Я, к примеру, эмоции, переживаемые ребенком в фазе господства комплекса Эдипа.
Каждый индивид является
Идеи, выдвинутые Фрейдом, оказали влияние на теорию К.Г. Юнга. Согласно Юнгу бессознательные импульсы, лежащие в основе индивидуальной психики, не являются исключительно по- рождением процессов, вызванных преодолением Эдипова комплекса. Каждый человек, согласно Юнгу в течение своей жизни вовлекается в конфликты. Причинами душевных конфликтов являются бессознательные движения, предпринимаемые индивидуальной психикой, для обретения большей сознательности, зрелости. Конфликты позволяют человеку прояснить для себя как собственные достоинства, так и недостатки. Тень — психическая структура, без которой не существует ни один индивид. Это наша, темная, бессознательная сторона. Пока она руководит нашими поступками, мы не можем использовать присущий нам духовный и интеллектуальный потенциал. К примеру, «бессознательные» родители, находящиеся во власти своих вытесненных желаний, заставляют детей проживать свои непрожитые жизни, приводя к разрушению личности своих детей. Целью развития каждого человека Юнг полагал обретения большей сознательности, способности отдавать отчет в собственных побуждениях.
Но сознательность не
Теория эссенциализма находит
свое отражение и в учении
Э. Фромма. Он отметил, что сущность
человека не отличается
Осознание самого себя, разум
и сила воображения разрушили
«гармонию», характеризующую существование
животного. «С их появлением
человек становится аномалией,
причудой универсума. Он — часть
природы, он подчинен ее
В целом в рамках