Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:00, курсовая работа
В 40—60 годах XIX в. в России наступил период кризиса крепостнической системы, назрела революционная ситуация. Яснее обозначились и противоречия капитализма на Западе. В этих условиях большое распространение получили идеи утопического социализма, прежде всего в виде идей «крестьянского социализма». Революционная инициатива переходила из рук передовых представителей дворянства в руки революционных демократов, выражавших настроение основных масс трудящихся, то есть, прежде всего крестьянства, кровно заинтересованного в устранении крепостного права и в расчистке пути для свободного развития капиталистических отношений.
Всякое
отступление от защиты интересов
народа является действием, направленным
против народа, на пользу эксплуататоров.
Интересы эксплуататоров едины, они могут
расходиться только в частностях. Интересы
трудящихся также едины и противоположны
всем и всяким эксплуататорам.
Самой действенной
критикой эксплуататорского строя и его
защитников являются движение народа,
его восстания и революции. Борьба с эксплуататорами
и с их вольными и невольными приспешниками
на идеологическом фронте имеет огромное
значение в подготовке народа к революции.
На путях революции
расходятся интересы трудящихся и либералов.
Последние боятся революции и ограничиваются
провозглашением реформ. Народ не должен
обольщаться ни политическими лозунгами
либералов, ни их обещаниями социальных
реформ, не должен идти у них на поводу,
а вести борьбу за осуществление своих
кровных интересов, за уничтожение эксплуатации
человека человеком, за социализм.
Делая
ставку на крестьянскую революцию в
России, защищая интересы крестьянства,
Чернышевский дал ему аграрную программу.
Программа эта требовала
Кроме
того, в ней указывалось на необходимость
преобразования крестьянских общин
в товарищества ассоциированных
производителей и всесторонней помощи
со стороны демократического, народного
государства товариществам
Чернышевский
вел борьбу за полную волю, за всю землю,
за уничтожение помещичьего землевладения,
за революционный выход из кризиса, за
ликвидацию крепостного права «снизу»
силами крестьянской революции. Чернышевский
гениально предвидел многие характерные
черты будущего коммунистического общества.
Непосредственный переход к коммунизму
Чернышевский считал невозможным. Коммунизму
должна предшествовать стадия социалистического
развития. Он подчеркивал, что хотя коммунистические
принципы более просты и легче воспринимаются
массами но, тем не менее, непосредственное
их осуществление невозможно. Социализм
рассматривался им как переходная ступень
к коммунизму. На стадии социализма ликвидируются
частная собственность и эксплуатация,
но сохраняется еще ряд пережитков капитализма.
Социалистическое
общество представлялось ему как
совокупность производственных ассоциаций
— товариществ. Эта форма, считал
Чернышевский, вытекает из интересов
максимального развития производства,
которое создает возможность
всестороннего удовлетворения потребностей
трудящихся. Производственная ассоциация
позволит достичь такого сочетания
личных и общественных интересов, которое
создаст необходимый простор для экономического
прогресса.
Сочетание этих интересов, по мнению Чернышевского,
может быть достигнуто на основе реализации
социалистической идеи равенства. Отсюда
его требование максимального приближения
к равномерному распределению ценностей
при социализме.
Развитие
социалистической экономики мыслилось
Чернышевским на основе развития крупного
производства, как в промышленности, так
и в сельском хозяйстве. Он считал, что
и сельское хозяйство, несмотря на особенности
сельскохозяйственного производства,
также можно перевести на рельсы крупного
производства при определенных общественных
отношениях. Известный четвертый сон Веры
Павловны из романа «Что делать?» рисует
красочную картину будущего социалистического
общества.
Созданное Чернышевским социалистическое
учение представляет его огромную историческую
заслугу. Хотя он и не разработал теории
научного социализма, но он вплотную подошел
к нему как в вопросе исторической неизбежности
и необходимости социализма, так и в понимании
закономерностей развития социалистического
общества. Это и дало основание Н. С. Хрущеву
в докладе на XXII съезде КПСС «О Программе
Коммунистической партии Советского Союза»
назвать имя Н. Г. Чернышевского в ряду
тех великих социалистов-утопистов, «которые
ближе других подошли к научному социализму».
«Мы с признательностью вспоминаем, —
говорил Н. С. Хрущев, — имена великих социалистов-утопистов
- Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Кампанеллы,
Мора, имена наших российских революционеров-демократов
— Чернышевского, Герцена, Белинского,
Добролюбова, которые ближе других подошли
к научному социализму».
Заключение
Революционная
деятельность Александра Ивановича
Герцена и его яркое
А.
И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и
В. Г. Белинским, выступил во второй четверти
XIX в. как великий мыслитель-
В
условиях кризиса крепостного строя
в России и разгоревшейся классовой
борьбы крестьянства против помещиков
революционно-демократическая
А.
И. Герцен, вышедший из помещичьей среды
и принадлежавший к поколению
дворянских революционеров, был продолжателем
лучших традиций борьбы против крепостничества
и царизма, в особенности традиций
А. Н. Радищева и декабристов. Но Герцен
не остался на уровне своих предшественников
и учителей — дворянских революционеров
— и с 40-х годов, несмотря на некоторые
колебания и либеральные
А. И. Герцен был одним из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии XIX в., труды которых явились высшим достижением домарксистской общественно-политической и философской мысли; они обогатили сокровищницу русской и мировой культуры, приумножили духовное величие и славу русского народа.
Н. Г. Чернышевский являлся идеологом трудящихся, в первую очередь крепостного крестьянства. Экономические произведения Чернышевского содержали глубокий анализ и критику крепостничества, обоснование экономической программы крестьянской революции, критику капитализма и западной политэкономии. В них создавалась новая экономическая теория- «политическая экономия трудящихся», развивалось и обосновывалось социалистическое учение. Центральное место в трудах Чернышевского заняли вопросы критики крепостничества, разработка демократической программа решения аграрного вопроса.
Народники-дворяне руководствовались мотивами совести, народники-разночинцы — мотивами чести. Русскому народничеству всегда было свойственно отвращение к буржуазности и боязнь развития капитализма в России. Народники верили в особые пути развития России, в возможность миновать западный капитализм, в предназначение русского народа разрешить социальный вопрос лучше и скорее, чем на западе. Русскому народу всегда были чужды понятия о собственности. Для русского сознания важно не отношение к принципу собственности, а отношение к живому человеку. Русский коммунизм имеет доктрину противоположную народничеству, но в него вошли сильные элементы религиозного народничества.
Деятельность
народников, их самоотверженность вызывали
к ним глубокие симпатии со стороны
образованной части общества. Поведение
революционеров выглядело особенно
впечатляющим в сравнении с погоней
за наживой, которая расцвела тогда
на почве железнодорожного строительства,
учреждения банков и торгово-промышленных
предприятий. Однако крестьяне, жившие
собственной жизнью, сообразно укоренившимся
представлениям, не откликнулись на призывы
народников. Стремившиеся к переустройству
жизни на основах «общинного»
социализма революционеры не сумели
претворить свою программу в жизнь.
Список
используемой литературы:
Информация о работе Философские и социальные взгляды Герцена и Чернышевского