Философские и социальные взгляды Герцена и Чернышевского

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

В 40—60 годах XIX в. в России наступил период кризиса крепостнической системы, назрела революционная ситуация. Яснее обозначились и противоречия капитализма на Западе. В этих условиях большое распространение получили идеи утопического социализма, прежде всего в виде идей «крестьянского социализма». Революционная инициатива переходила из рук передовых представителей дворянства в руки революционных демократов, выражавших настроение основных масс трудящихся, то есть, прежде всего крестьянства, кровно заинтересованного в устранении крепостного права и в расчистке пути для свободного развития капиталистических отношений.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 43.36 Кб (Скачать)

    Введение.

  В 40—60 годах XIX в. в России наступил период кризиса крепостнической системы, назрела революционная ситуация. Яснее обозначились и противоречия капитализма на Западе. В этих условиях большое распространение получили идеи утопического социализма, прежде всего в виде идей «крестьянского социализма». Революционная инициатива переходила из рук передовых представителей дворянства в руки революционных демократов, выражавших настроение основных масс трудящихся, то есть, прежде всего крестьянства, кровно заинтересованного в устранении крепостного права и в расчистке пути для свободного развития капиталистических отношений. Экономической основой такого перемещения революционной инициативы от идеологов одного класса к идеологам другого класса, было развитие производительных сил, товарных отношений, развитие капитализма в стране. Таким образом, в рамках феодально-крепостнических общественных отношений в России складывались новые, капиталистические отношения. Все прогрессивные силы русского общества в этот период сосредоточили свое внимание на задачах коренного общественного преобразования России. Зачинателями нового этапа освободительного движения в России и новой эпохи в развитии русской общественной мысли выступили в 40-х годах XIX века Белинский и Герцен, Огарев и Петрашевский. Завершили этот этап - исторически и логически – Чернышевский, Добролюбов и их соратники. 
 
 
 

 

    

    1. Философские и социальные взгляды А.И. Герцена.

      Центральной проблемой жизни и творчества Герцена была историческая общность и различность судеб России и Западной Европы. Какие-то грани этой проблемы отразились в творчестве русских мыслителей XVIII и начала XIX в. Но она приобрела новый и острый смысл, когда, с одной стороны, в Западной Европе укрепился капитализм и народились социалистические идеи, а с другой—в России назрел кризис феодально-крепостнического строя и встал вопрос о «выборе пути». Герцен с особой яркостью и неповторимым своеобразием показал, что вокруг проблемы «Россия и Запад» группируется весь круг вопросов будущего развития России и русского народа.

    Хорошо  известен принцип: идеи мыслителей прошлого надо рассматривать в свете исторических условий их деятельности, искать в  этих идеях не то, чего эти мыслители  не дали и объективно не могли дать, а то, что было ново и смело  для своего времени. Герценовский крестьянский социализм сложился в 50-х годах, когда  человек, чьи помыслы были устремлены к России, не мог видеть в жизни  этой страны тех общественных сил, которые  развились через несколько десятилетий.

    Теперь-то нам ясно, что капиталистическое  развитие России в тогдашних конкретных условиях было неизбежно, закономерно  и прогрессивно. Это был единственно  возможный путь к социализму. Но было бы нелепо требовать, чтобы так  смотрел на дело Герцен в эпоху, когда  еще страшной реальностью было крепостное право, а рабочего класса в сколько-нибудь «европейском» смысле вовсе не существовало. Гуманист и народолюбец, Герцен искал  для России какой-то третий путь, который  позволил бы ей освободиться от крепостничества  и вместе с тем избежать капитализма  и господства буржуазии.

    В идейных спорах 40-х годов Герцен выступал как один из вождей западников, которые, в противовес славянофилам, отстаивали прогрессивность вхождения России в «европейский мир». В 50-е годы Герцен вроде бы меняет фронт: он говорит об особом пути и особом предназначении России. Его публицистика как бы перекликается с прославленными строками Тютчева - «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить! У ней особенная стать— В Россию можно только верить.»

    Но  в главном Герцен был далек  от тютчевского «поэтического» славянофильства  и еще дальше—от воспевания старины  и отсталости, чем занимались официальные  монархические славянофилы. Он видел особое призвание России в том, чтобы соединить западные идеи социализма с народными основами русской крестьянской общины и показать миру возможность нового общественного строя без эксплуатации человека человеком. «Идея социальной революции—идея европейская. Из этого не следует, что именно западные народы более способны ее осуществить» '. Так писал Герцен в 1854 г.

    Залогом русской социальной революции он считал крестьянскую общину, отсутствие развитой частной собственности  крестьян на землю, традиции коллективизма, взаимопомощи, артельности в русском  народе. Эти национальные особенности  он видел и в рабочих, ремесленных  артелях. Русских рабочих по психологическому складу он считал теми же крестьянами  и полагал, что они принципиально  отличны от западноевропейских. На стихийный общинный социализм (в  других местах он употребляет понятие  «коммунизм») возлагал Герцен свои надежды, противопоставляя его как крепостничеству, так и капитализму.

    Герцен  не мог не видеть многие проявления тенденций капиталистического развития России. Любопытно, что он иногда называл обуржуазивание дворянства, соединение феодальной эксплуатации крестьян с капиталистической «распространением начал политической экономии». Для Герцена политическая экономия его времени ассоциировалась с именами Мальтуса и Сэя и представлялась антигуманной наукой об обогащении немногих за счет многих, о способах эксплуатации труда капиталом.

    Внедрение «принципов политической экономии»  в России он считал гибельным для  народа и надеялся, что ему будет  противостоять община, поскольку  «ее экономический принцип—полная противоположность... положению Мальтюса ': она предоставляет каждому без  исключения место за своим столом»2. Жестокому, антигуманному капитализму Герцен стремился противопоставить патриархальную гуманность русского сельского «мира», где все бедны, но с голоду человек не умрет, если у соседей есть чем поделиться с ним.

    Герцен  бесчисленное число раз объяснял, что он понимает под русским социализмом. В одном из самых ярких мест он говорит; «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управлення,— и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономическойсправедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука»3. В этой статье Герцен в нескольких ярких фразах показывает пути зарождения и формирования социалистических идей в России и место в этом процессе Чернышевского, который тогда был уже в Сибири, па каторге.

    Из  цитаты видно, что Герцен считал важнейшим  «социалистическим» элементом общины отсутствие безусловной частной  собственности на землю (постоянный передел земли в общине по размерам семьи). К сельской общине он присоединяет и промысловую артель. Наконец, он указывает, что принципы социализма подтверждаются наукой, но конечно  же не буржуазной политической экономией  его времени. Какую именно науку  имел здесь в виду Герцен, мы не знаем. Теория, которая действительно стремилась соединить науку с социализмом, уже существовала, но Герцен не мог  принять ее основных положений.

      2. Основные положения теории «русского социализма» А.И.Герцена

 

      В конце 40-х годов все свои мысли  о будущем социалистическом развитии Герцен связывал с Западной Европой. Революция 1848-49 г.г. была важнейшим событием в жизни Герцена. Революцию он воспринял как начало социалистического  переворота. Но то, что происходило  на глазах Герцена в Париже в 1848 году, совсем не совпадало с его представлением о социалистическом перевороте. Масса  народа не была готова к немедленной  организации подлинно новой республики. Результатом явилось поражение. Герцена одолевали сомнения в  возможности скорого осуществления  социализма, но он всё же надеялся, что  народ скоро вновь поднимется на борьбу и навсегда покончит со старой цивилизацией. Но надежды Герцена  не оправдались. Восприняв восстание  парижского пролетариата в июне 1848 года как начало «умирания» Европы и отодвинув установление социализма в западноевропейских странах в  неопределённо далёкое будущие, Герцен не прекратил поисков возможностей достижения великого идеала.

      Впервые идеи «русского социализма» были изложены Герценом в статье «Россия» (авг. 1848), написанной в форме письма к Г. Гервегу. Сам же термин «русский социализм» возник гораздо позднее: Герцен ввёл его только в 1866 г. в статье «Порядок торжествует!». «Мы русским  социализмом называем тот социализм, который идёт от земли и крестьянского  быта, от фактического надела и существующего  передела полей, от общинного владения и общего управления, - и идёт вместе с рабочей артелью навстречу  той экономической справедливости, к которой стремиться социализм  вообще и которую подтверждает наука.

      В развитии идей можно выделить два  главных этапа: 50-е и 60-е годы. Рубежом  между ними является 1861 год. Такое  деление неполно отражает развитие «русского социализма». Внутри каждого  из периодов были определённые вехи, позволяющие  проследить это развитие более детально.

      Дореформенный период (1849-1960г г.) в развитии идей «русского социализма» начинается в 1849 г. потому, что именно к этому  году относится первое более или  менее систематизированное их изложение  в статье «Россия». Интересно пятое  письмо из цикла «Письма из Франции  и Италии» (дек. 1847). Герцен выражает сожаление по поводу отсутствия в  Европе «деревенской коммуны» подобной русской, и восклицает: «Да здравствует, господа, русское село - будущность его велика».

      Разрабатывая  теорию «русского социализма», Герцен думал, что ему наконец удалось  фактически обосновать социализм. Узрев  в общине материальный зародыш общества социального равенства, Герцен полагал, что преодолел утопизм прежних  социалистов, что отныне доказана не только справедливость и разумность социализма, но и возможность и  реальность его действительного  осуществления. Герцен пишет: «...я не вижу причин, почему Россия должна непременно претерпеть все фазы европейского развития, не вижу я также, почему цивилизация  будущего должна неизменно подчиняться  тем же условиям существования, что  и цивилизация прошлого».

      Великий вопрос русского общественного развития состоял для Герцена в воссоединии  связи между «двумя лагерями», он считал, что для решения этого  вопроса, нужно привлечение в  революцию поземельной собственности, крестьянин может и хочет быть свободным, лишь владея собственной  землёй. Так намечается у Герцена  идея «права на землю» как основа сближения  «двух Россий». Идея займёт важное место  в его «русском социализме».

      Дальнейшее  развитие идей «русского социализма»  можно найти в письме Герцена  к Ж. Мишле «Русский народ и  социализм» (1851 г.) Здесь Герцен повторяет  ранее сказанные мысли о социализме: «о молодости» русского народа, о его  праве на будущее, о том, что право  это основано на фактах существования  сельской общины, соответствующей социализму «об освобождении земли», уничтожении  крепостничества как начале социалистической революции в России. Начиная с  этой статьи, теория «русского социализма» основывается не только на факте существования в России сельской общины как «социалистического элемента» в русском общественном устройстве, но и на убеждении в определённой роли данного факта для будущих судеб страны. Роль эта связывается с тем, что Россия - страна сельская, аграрная и такой ей предстоит оставаться и в будущем. В этом письме впервые сформулировано одно из важных положений «русского социализма», что «человек будущего в России - мужик, точно так же, как во Франции работник».

      В конце июня 1853 года вышла первая прокламация «Юрьев день! Юрьев день!»  с подзаголовком «Русскому дворянству». В прокламации удивительным образом  сочетались элементы дворянской революционности  с революционным демократизмом. Герцен писал о том, что нет  ««роковой необходимости», чтоб каждый шаг вперёд для народа был отмечен  грудами трупов. Крещение кровью - великое  дело, всякий успех должен непременно пройти через него».

      В 1857 году в теории «русского социализма»  окончательно формируется идея «права»  крестьян на землю. Освобождение крестьян в России может и должно быть осуществлено как освобождение с землёй, Герцен говорит, что мужик хочет получить лишь мирскую землю, которую он приобрёл правом работы. «Мужик русский не верит, чтобы мирская земля могла  принадлежать иному нежели миру, он скорее верит, что он сам принадлежит  земле, нежели что землю можно  отнять у мира. Это чрезвычайно  важно».

      После реформы 1861 г. надежды Герцена на уничтожение крепостничества, которое  откроет прямую дорогу развитию страны к социализму, не сбылось. «Освобождение» оказалось половинчатым, недовольство крестьян было совершенно очевидно. В  публицистике 60-х годов всё ярче сказываются революционно-демократические  тенденции, предчувствие крестьянской революции. Одним из существенных сдвигов  в мыслях Герцена после реформы 1861 года состоял в отказе от надежд на среднее дворянство как на идейный и организаторский фермент движения России к «русскому социализму». Доказательство того, что после реформы Россия не утратила возможности перейти к социализму, минуя капитализм, составляет важную сторону развития теории «русского социализма» в 60-х годах. Пореформенное десятилетие вносит в теорию дополнения. Интересны две работы Герцена этого периода - «Письма путешественнику» (сер. 1865 года) и статья «К концу года». Герцен намечает два пути движения к социализму - «для запада социализм - заходящее солнце, для русского народа - восходящее».

Информация о работе Философские и социальные взгляды Герцена и Чернышевского