Философская теория личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

Понятие личности…………………………………………………….4



Структура личности………………………………………………......8



Формирование индивидуальных способностей
как становление личности……………………………………………13



Личность и общество………………………………………………….18



Заключение…………………………………………………………….22



Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

контр.раб по филисофии.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Процесс самореализации должен носить совершенно свободный  характер. Призвание – не роль, не задача, которую человек может  перед собой поставить. Вся его  преднамеренность и воля должна быть, как раз направлена на то, чтобы “не препятствовать гению”, чтобы дарование – призвание “само в нем заговорило”. Напряженная целенаправленная работа совершенно необходима для творчества, но сама по себе ничего удовлетворяющего творца на свет не производит.

Не иначе обстоит  дело и с индивидуальной целостностью самого человека. Чтобы эта целостность образовалась, нужны многообразные целенаправленные усилия. Но не они строят индивидуальность: она сама строится, а точнее – сбывается, вырастает из зерна дарования в почве, которая разрыхлена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность и общество.

 

Человек формируется  и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом  и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений. “Как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество”, - писал К. Маркс.

Проблему личности нельзя решать без четкой философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Связь личности и общества опосредствована, прежде всего, первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль – роль исключительно важной “клеточки” целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет “отдача” личного обществу и достижений общества – личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто близкое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в не личность не тонет, не рассматривается, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль. В развитом коллективе человек поднимается до сознания значимости своей личности.

Если коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по интересам – это клубы, общества, секции. Здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.

Ныне, при достаточно широко развитой социально-психологической службе на предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где все их члены были бы объединены также и по неофициальным признакам: в данном случае речь идет о способности людей, их собственной оценке своих возможностей и понимания каждым, что он действительно на своем месте и что он – необходимый, равноправный, равноуважаемый член коллектива. Но и в каждом формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.

Поскольку каждый член коллектива – личность, индивидуальность со своим  особым пониманием, опытом, складом ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и “проверяется на прочность” и коллектив, и каждая отдельная личность – дает ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями ко всеобщему благу.

Человеческое общество – это высшая ступень организации  живых систем. Будучи как бы коллективом, оно обладает высшим социальным авторитетом. Первичный коллектив – это  общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является членом одного из них. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Общество не может  безразлично относиться к развитию личности, и поэтому оно на каждой ступени своего собственного развития задает формирующейся личности общие принципы восприятия мира, определяя значение тех или иных аспектов жизни и формируя усвоение индивидами определенных ценностей. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях ценятся или же одобряются, какие нормы и правила поведения оно поддерживает.

В связи с этим в  обществе постоянно идет работа над  определением идеалов, понимаемых как  образцы, на которые должна равняться  личность. Наряду с идеалами, в обществе функционируют многочисленные “частные” модели личности, в которых учитывается, в частности, профессиональные достоинства работников, как их понимает данное общественное мнение.

Лишение индивида общения  отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалось одним из самых суровых наказаний. Но еще отрицательное и страшное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В том плане она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологической смерти.

Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта  и чистота не могут подтверждаться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, - это не слова, а дела. И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как это трудно быть личностью, быть свободным, честным и принципиальным.

Чем личность выше и значительнее, тем выше и планка ее ответственности  перед самим собой и людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Проблема личности –  проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к  числу сложнейших понятий. До сих  пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого  определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

Но как мы увидели, что конституирующий характеристикой  личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. “То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится “Я”, его “Я” есть господин”.

Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного  осмысления феномена личности в культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

 

Спиркин. “Основы философии”

Гайдученок. “Слово о  личности” 

Кон И.С. “Открытие “Я” 

Горелов. “От расщепленного  человека к целостной личности” 

Попов Е.В. “Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов”

Кохановский В.П. “Философия. Учебник для высших учебных заведений”

Лавриненко В.М. “Философия. Учебное пособие”




Информация о работе Философская теория личности