Философская система Аристотеля. Особенности русской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Величайшего древнегреческого философа Аристотеля Ф. Энгельс называл «самой универсальной головой», мыслителем, исследовавшим «существенные формы диалектического мышления». Аристотель жил в IV в. до н. э. Еще в VII в. и Греции не было ни одного философа. Во времена Аристотеля здесь существовало уже несколько философских школ, крупнейшей из которых была школа самого Аристотеля, насчитывавшая несколько сот учеников. Античная философия развивалась быстро возникновение.

Оглавление

Введение
1. Философская система Аристотеля
1.1 Политика
1.2 Этика
Заключение
2. Особенности русской философии
2.1 Роль писателей в становлении русской философии (Л.Н. Толстой)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 37.01 Кб (Скачать)

ТЕМА: ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА  АРИСТОТЕЛЯ. ОСОБЕННОСТИ  РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

1. Философская  система Аристотеля

1.1 Политика

1.2 Этика

Заключение

2. Особенности  русской философии

2.1 Роль  писателей в становлении русской  философии (Л.Н. Толстой) 

Заключение

Список  использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Величайшего древнегреческого философа Аристотеля Ф. Энгельс называл «самой универсальной  головой», мыслителем, исследовавшим  «существенные формы диалектического  мышления». Аристотель жил в IV в. до н. э. Еще в VII в. и Греции не было ни одного философа. Во времена Аристотеля здесь существовало уже несколько философских школ, крупнейшей из которых была школа самого Аристотеля, насчитывавшая несколько сот учеников. Античная философия развивалась быстро возникновение. Можно сказать, что между Гомером и Гесиодом разница качественная, а между этими философами и Аристотелем -- количественная, хотя первые античные философы отстояли по времени от Гомера и Гесиода немногим больше, чем от Аристотеля.

Мировоззрение Гомера и Гесиода было в основном мифологическим и уходило своими корнями и представления людей  первобытного общества

Мировоззрение Гераклита и Аристотеля -- философское мировоззрение. Назовем теперь предшествующие Аристотелю школы и учения. Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, т. е. имела свое начало, середину и завершение, можно разделить на пять периодов. Первый из них мы обозначим как нулевой -- это предфилософия. Первый же период античной философии -- период ее зарождения из мифологического мировоззрения -- явился как бы диалектическим отрицанием последнего под влиянием развивающегося знания и мышления. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен),

Второй  период в истории античной философии -- период ее зрелости -- является главным, наиболее значительным и наиболее сложным. Сюда относятся учения великих натурфилософов -- Эмпедокла и Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, а также пи-фагорейца Филолая и средних пифагорейцев. К этому же периоду относится движение софистов.В учениях софистов и Сократа зарождается также проблема философской методологии. Время деятельности упомянутых философов(Vв.)составляет первую половину рассматриваемого периода истории античной философии. Вторая его половина приходится на IV в. Это время деятельности Платона, первого сознательного античного идеалиста, введшего и (философский обиход термин «идея» именно как «идеальное» (в обыденном языке это слово. Учение Аристотеля завершает этот период. Об остальных периодах мы будем говорить в Заключении.

1. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА  АРИСТОТЕЛЯ

Античная  философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся  в древнегреческом рабовладельческом  обществе с конца VII века до нашей  эры и в древнеримском рабовладельческом  обществе, начиная со II века до нашей  эры вплоть до начала VI века нашей  эры.

Античная  философия - единое и своеобразное явление  в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний, в результате переработки  древней мифологии в искусстве  и поэзии, в результате изменения  представлений о природе и  человеке в отличие от мифологии. Уже в V веке до нашей эры возникли философские космогонические системы, в которых миф играет роль не столько  основного воззрения, сколько образного  средства выражения мысли. В VI веке и даже в V веке до нашей эры философия  и знание о природе не были отделены друг от друга. Число возникавших  гипотез было очень велико, так  как отсутствовали способы экспериментальной  проверки. Для философии это множество  гипотез означало многообразие типов  философского объяснения мира. Это  многообразие и высокий уровень  разработки гипотез сделали Античную философию школой философского мышления для последующих времен и поколений.

Подводя итог, можно выделить несколько основных особенностей Античной философии:

Греческая философия уходит своими корнями  в культуру Древнего Востока.

В Греции не было контроля жречества как на Востоке. Поэтому под действием  свободомыслия и свобододействий знания преобразовывались в отдельные науки.

Философия не являлась отдельной наукой, а  развивалась в науках о медицине, природе, физике, этике, эстетике и других.

Античная  философская мысль породила несколько  направлений: натурфилософию, неоплатонизм, дуализм и другие, а античная наука - ряд наук.

Высказывание  гипотез и идей проходило на основе наблюдений, а не практики.

Жизнь и творчество Аристотеля.

Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник  Платона. Он родился в 384 году до нашей  эры в Стагире - городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец - Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создал свою школу, получившую название Линей, по имени храма Аполлона Линейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатической», а принадлежащие ей люди стали называться «перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Линее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в «безбожии» и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 года он умер.

Вопрос  о хронологической последовательности произведений Аристотеля чрезвычайно  труден, поскольку они несут отпечаток  разновременности. Однако, несомненно, что его более ранние произведения проникнуты платонизмом. Диалог «Эвдем» или «О душе» содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами Платона. Следуя Платону, он «провозглашает душу формой, и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как месторождение идей...»

Другое  крупное сочинение, дошедшее до нас  в значительном числе фрагментов - «Протрептик» («Увещание» - в последствие распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцанию жизни). Аристотель, разделяя еще платоновскую теорию идей, высшим благом провозглашал «мышление». Это слово он употребляет в значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей.

Лишь  в сочинении «О философии», относимом  некоторыми исследователями ко второму  периоду творчества Аристотеля, обнаруживаются существенные отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя  идеи к математическим числам. В  этом же сочинении он писал о двойном  происхождении веры в богов через  вдохновения, нисходящие на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. В своем произведении «Государство» Платон уподобил наш  мир пещере, в которой сидят  прикованные пленники, видящие перед  собой лишь тени вещей, существующих в «подлинном» мире, то есть в  мире идей. Узники ничего не знают о  подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и, что все это - произведение богов» (Аристотель. Фрагменты - Fragmenta ed Rose V., 1886). Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.

Зрелые  произведения Аристотеля делятся традиционно  на восемь групп:

1. Логические  труды: «Категории», «Об истолковании»,  «Аналитики первая и вторая»,  «Топика», «О софистических опровержениях».

2. Философия  природы: “Физика” в 8-ми книгах, “О небе” в 4-х книгах, “О  возникновении и уничтожении”  в 2-х книгах”, “О небесных  явлениях” в 4-х книгах.

3. Психология: “О душе” в 3-х книгах, а  также “Малые труды по естествознанию”,  включающие трактаты: “О восприятии  и воспринимаемом”, “О памяти  и воспоминании”, “О сне”, “О  бессоннице”, “О вдохновении  во сне”, “О длительности и  краткости жизни”, “О жизни и  смерти”, “О дыхании”.

4. Биологические  труды: “О частях животных”,  “О движении животных”, “О  передвижении животных”, “О происхождении  животных”. Также есть ряд  трактатов, написанных в школе  Аристотеля, авторы которых не  установлены. Важнейший из них  - “Проблемы”, где рассматриваются  вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики, музыки.

5. Первая  философия: сочинение в 14-ти  книгах, получившее название “Метафизика”.

6. Этика:  “Никомахова этика” в 10-ти книгах, “Большая этика” в 2-х книгах, “Евдемова этика”, из которой печатаются отдельные книги.

7. Политика: “Политика” в 8-ми книгах.

8. Экономика:  “ Экономика” в 3-х книгах.

В школе  Аристотеля было описано государственное  устройство 158 греческих городов-государств.

В 1890г. был найден папирус с текстом  “Афинской политики” Аристотеля.

Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. До I века н. э. они пролежали  в подземном книгохранилище, а  затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андрником Родосским. Уже перечень произведений Аристотеля показывает энициклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки.

1.1 Политика

Сущность  политики Аристотель раскрывает через  её цель, а она, по мнению философа, самая  высокая - воспитательная и состоит  в том, чтобы придать гражданам  хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе  говоря, «цель политики - благо, притом справедливое, то есть общее благо». Поэтому политик должен искать наилучшего, т. е. наиболее отвечающего указанной  цели, политического устройства.

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты  в качестве добродетелей изучаются  и в этике. Этика предстаёт  как начало политики, введение к  ней.

Аристотель  различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа -- область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. п.

Распределяющая  справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так  и неравное наделение соответствующими благами: деньгами, властью, почестью.

Основным  итогом этических исследований, существенным для политики, является положение  о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и  равными людьми, принадлежащими к  одному сообществу, и имеет целью  их самоудовлетворённость.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению: «Мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение». Первым видом общения является семья, из нескольких семей появляется род, селение, а объединение нескольких селений  составляет государство - высшую форму  человеческого общежития.

Аристотель  выделял три вида общения в  семье:

1.власть  мужа над женой;

2. власть  отца над детьми;

3. власть  домовладыки над рабами.

Всякое  же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет  в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причём больше других, и к высшему из всех благ стремится  то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой  все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.

Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство.

Государство принадлежит к тому, что существует по природе.

Человек по природе своей есть существо политическое.

Политическое  устройство есть тот порядок, который  лежит в основании распределения  государственных властей и определяет собою как верховную власть, так  и норму всякого в нем общежития.

Политическое  устройство предполагает власть закона; ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства.

Информация о работе Философская система Аристотеля. Особенности русской философии