Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 13:50, реферат
Постклассическая философия, к которой относят ряд философских учений XIX – начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в., представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на «переходность», не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций.
1. Философия XIX – начала XX вв. 3
2. Проблема человека в философии и науке 12
3. Общество как объект философского анализа 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Политическая сфера характеризуется политической деятельностью классов, партий, движений, социальных групп, национальных общностей, государств. Главная цель субъектов политики – овладение властью, расширение и реализация своих политических прав и свобод. Каждый участник политических отношений стремится умножить свою деятельность по упрочнению или устранению той или иной властной структуры. В результате образуется поле политической борьбы, где происходит сопряжение многочисленных интересов, целей, подходов, соглашений и компромиссов. Большое значение принадлежит межгосударственным отношениям – составной части политической деятельности, которые определяются правящей элитой в интересах определенных политических целей. Политические процессы тесно связаны с развитием политического сознания, ростом активности людей, усилением роли политической сферы в общественной жизни.
Духовная сфера связана с отношениями людей по поводу создания, распространения и усвоения духовных ценностей. Это самый высокий уровень жизнедеятельности общества и человека. Здесь создается и воплощается в жизнь то, что отличает человека от других существ – духовность, ценностно-смысловое отношение к миру. Духовная жизнь общества завершила длительный процесс выделения человека из природы, придала социуму окончательную, завершенную форму.
В духовной сфере осуществляется удовлетворение духовных потребностей людей в нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, постижении истины. В этих целях возникает уникальная отрасль духовного производства, важнейшей функцией которого является совершенствование, развитие всех остальных сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической). Распространение духовных ценностей осуществляется системой образования, культурно-просветительными учреждениями, средствами массовой информации.
Духовное производство оказывает решающее воздействие на формирование общественного мнения, которое зачастую выступает как побудительный момент практической деятельности людей, оказывающих предпочтение определенной политической партии, философской системе, мировосприятию.
Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Структура и содержание этого социального феномена было подробно рассмотрено ранее.
Перечисленные общественные сферы составляют социальную систему – самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, субъектом которых является индивид, различные социальные общности (группы, классы, нации, государства и другие). С.Э.Крапивенский выделяет следующие черты социальной системы: сложный иерархический характер, который определяется многоуровневостью взаимодействий и взаимоотношений, их значимостью в процессе жизнедеятельности всей системы в целом; интегративный характер, т.е. качество, объединяющее множество социальных проявлений в целостность; универсальным компонентом социальной системы является человек, ибо в его деятельности проявляется все многообразие социального мира; социальная система, относясь к разряду высокоорганизованных, обладает качеством самоуправления, т.е. имеет механизм регулирования своей жизнедеятельности. Процесс саморегулирования носит объективный характер в любой высокоорганизованной системе (органическая и неорганическая природа, общество, искусственно созданные технические системы и т.д.), но в человеческом обществе, где действуют люди, наделенные волей и сознанием, чрезвычайно важно более или менее полное совпадение социальных устремлений людей с нуждами и потребностями системы в целом. «Рассогласование» этих сторон социальной действительности может привести к тяжелым, непредсказуемым последствиям. Так, к насущным интересам всего человеческого сообщества можно отнести сохранение природы как естественного лона его жизнедеятельности. Поэтому экологический подход к развитию всех сторон своей жизнедеятельности должен заменить традиционный экономический. Но реальное осуществление этого объективного требования еще далеко.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
start="5"
Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. – М., 2004.