Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:51, реферат
Изучая труды Соловьева и авторов, интересующихся его творчеством, можно смело сказать, что он был необыкновенным человеком в полном смысле этого слова: современников поражала и его внешность, и его ум, и способность визионера. Философ и поэт, поло живший основание целому направлению в русской поэзии конца XIXв. - начала XXв. , Соловьев был еще и личностью, попытавшейся воплотить заповеди Спасителя на земле.
В самом деле, как мы могли убедиться на собственном опыте, в утопических идеологиях и движениях человек приносится в жертву некоторой отвлеченной конструкции, нередко именуемой человечеством отдельная личность, ее судьба, страдания и боль теряют всякое значение перед лицом "прогрессивного развития" человечества в целом, которое превращается в иллюзорный масштаб оценки всех явлений и событий. К сожалению, этого рода утопическому сознанию отдал дань и замечательный русский философ В. С. Соловьев. И лишь в последнем своем произведении, в "Трех разговорах", он, разочаровавшись в своей утопии, намечает контуры иного подхода к истории. Но этим новым замыслам уже не суждено было осуществиться из-за преждевременной смерти мыслителя.
Личность Вл. Соловьева - большая, глубокая, широкая, даже величественная, хотя в то же время до чрезвычайности сложная и запутанная. Но во всей этой сложности была одна особенность - неугомонное стремление бороться с нелепостями и язвами окружающей жизни. Однако из этого вечного недовольства окружающим и их этого постоянного страстного стремления преодолевать несовершенства окружающей жизни сама собой вытекает еще одна идея, которую можно с полным правом считать для Вл. Соловьева окончательной, итоговой и заключительной. Это то, что можно назвать философией конца. В течение всей своей жизни он только и знал, что наблюдал конец (это видно из его диссертационных работ).
Можно, конечно, не верить в Бога, и в его откровение, так же, как можно не верить во внешний мир и в его воздействие на органы чувств человека. По Соловьеву, ответ на вопрос, какое из этих двух неверий легче, зависит от характера и душевных склонностей того или другого мышления. Но если он отвергает Бога и откровение сверхприродной и сверхчеловеческой действительности, тогда ему следует воздержаться от собственных метафизических построений. Во всяком случае, очевидно, что от положительного решения метафизического вопроса - достаточно здесь напомнить о констатации Соловьева, согласно которой материализм может быть назван бессознательной метафизикой эмпиризма, - зависит оконча тельное значение всех других вопросов, не только биологического но и духовного, и социального. Если это выразить в одном предложении, жизнь души, отдельная от своего безусловного содержания и окончательных целей, лишается всякого смысла!
Как бы то ни было, но не обратить внимание на то, что философия Вл. Соловьева насквозь проникнута религиозной убежденностью и глубокой верой в Бога, который, согласно первому посланию Иоанна есть любовь, и не хотеть знать, что духовный ответ на эту божественную любовь оказывается мотивом, побуждением и движущей силой всего мышления Соловьева, совершенно невозможно. Ныне, когда над человечеством нависла угроза самоуничтожения, необходимо преодолеть ценностный релятивизм и вернуться к традиционному пониманию добра как единого для всех абсолюта. И сегодня является не только законным, но и неотложным востребовать и допустить обсуждение вопроса, что такое этот абсолют, точнее: кто есть этот абсолют и в чем, следовательно, состоит идея наивысшего добра или блага в традиционном понимании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
За столь короткий жизненный период В. С. Соловьев успел лишь наметить самые общие контуры своей теоретической философии, но по указанному пути пошла практически вся последующая философия Богопознания.
Философия цельного знания, которую стремился создать В. С. Соловьев, исходит из признания необходимости развития как науки, так и философии, и теологии. Он доказывает, что при правильном взгляде они не противоречат друг другу, а взаимодополняют, давая необходимую материальную основу знанию, сообщая ему идеальную форму, получая абсолютное содержание и верховную цель. Выступая за развитие научного знания и искренне стремясь к развитию науки в России, философ все же считал, что она никогда не приведет человека к пониманию смысла Вселенной.
Нельзя однозначно согласиться с утверждением Вл. Соловьева , что источником высших истин является религия, Божественное откровение. Но и не стоит отвергать то, что любая попытка человеческого разума построить систему, отвергающую "Божественное начало", неосуществима. Стремление В. С. Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. После проведенного анализа можно с уверенностью утверждать, что в основании его мысли лежит религиозно-нравственное начало. Сводя воедино знание и веру, с одной стороны, и науку, философию и религию, с другой, В. С. Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа "познающего", но и как существа "хотящего", наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе действовать.
Поставленные на исходе XIX в. проблемы снова встали перед Россией на исходе текущего столетия. Снова перед человечеством нашего государства стоит дилемма. Но в любом случае духовные уроки Владимира Сергеевича Соловьева и других русских мыслителей должны быть учтены любым "архитектором" любой перестройки.
.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Введение в русскую философию. / Лазарев В. В. , Абрамов А. И. , Авдеева Л. Р. и др. Учебное пособие. - М. : Интерпракс, 1995. 2. Гайденко П. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева. Вопросы философии, 1994, N6.
3. Даам Х. Свет естественного разума в мышлении Вл. Соловьева. Вопросы философии, 1992, N8.
4 Замалеев А. Ф. Курс истории
русской философии. Учебное
5. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. - М. : Прогресс, 1990.
6. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев. - М. : Мысль, 1983.
7. Русский космизм. Антология философской мысли/Сост. С. Г. Семе новой, А. Г. Гачевой, - М. : Педагогика-Пресс, 1993.
8. Соловьев В. С. Избранное. - М. : Советская Россия, 1990.
9. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М. , 1991.
10. Уткина Н. Ф. Тема всеединства в философии Владимира Соловь ева. Вопросы философии, 1989, N6.
.