Философия в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:45, реферат

Краткое описание

Что следует понимать под философией экономики? Философия экономики - это фундаментальные представления о сущности экономической сферы существования общества и ее взаимосвязи с другими сферами такого существования. Целью философии экономики является такой взгляд на экономическую сферу существования, какой бы осуществлялся не изнутри самой экономической системы, а возвышался бы над ней, рассматривал бы ее с точки зрения всей полноты человеческого существования и абсолютных ценностей.

Файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 51.41 Кб (Скачать)

Следовательно, социал-национализм рассматривает экономику как необходимое условие существования общества, но считает правильным и справедливым состояние, при котором экономика подчиняется политике, так же, как материя подчиняется идее, как наше тело подчиняется нашему уму и душе. Экономическая сфера должна быть ограничена своими естественными рамками, экспансия экономики в политику, мораль, искусство, религию должен быть остановлен. И именно доминация политики над экономикой способна это обеспечить. Только преодолев "человека экономического" мы сможем преодолеть кризис современности, который угрожает полным вырождением человечества и глобальной катастрофой.

 

4.2. Экономическая эпоха - истоки и необходимость ее преодоления. Капитализм

 

Экономика сопровождала общественную жизнь во все времена. Но только за последние 200-300 лет она становится Альфой и Омегой всего человеческого существования. Очевидно, что этот этап совпадает с появлением капитализма, который сейчас либеральная теория часто заменяет понятием "рынок". Не буду углубляться в искусственные терминологические дискуссии, зато остановлюсь на сущности этого явления.

Мы не поймем что такое капитализм, если будем трактовать его как  всего лишь один из вариантов экономического строя. Капитализм - это больше чем  экономический строй, это - эпоха  тотального господства экономики в  человеческом существовании. Основной ресурс этой экономической власти определен  в самом названии этого явления - капитал. Капитал, всесильный, вездесущий и при этом замкнутый на себе, единственной целью которого есть безграничное и лишенное какого-либо смысла накопления самого себя.

Доминация капитала над обществами набирает конкретных социальных и национальных форм, конкретизируясь в сообществах, которые и осуществляют непосредственно  диктат капитала.

Как результат - капитализм делает все  человечество заложником абсурдного и  слепого аппетита капитала, который  сегодня выходит на финишную прямую своего безумного пира в виде глобализации, уничтожая нации и государства, смешивая расы и превращая людей  на оторванных от Крови и Почвы  батарей, которые ведут жалкое анонимное  потребительское существование.

Логическое следствие дальнейшего  развития экономической эпохи, то есть капитализму, - глобальная экологическая  катастрофа, которая проявится как в уничтожении человеческих етничностей и полной деградации рода человеческого, так и в несостоятельности природы преодолеть последствия супер-експлутации со-стороны капитала.

 

 

 

4.3. Либерализм, социализм и коммунизм как порождение капитализма

Капитализм как эпоха  доминации экономики в человеческом существовании приводит к тому, что  политическая сфера жизни определяется экономической логикой. В философии  это приводит к триумфу материализма, который как никогда укрепил  свои позиции именно во время капитализма. В политике же это приводит к появлению  идеологий, которые являются следствием господства тела над умом и душой, материи над духом, вертлявости  торгаша над честью воина.

Первой из таких идеологий  и полностью доминирующей на сегодняшний  день есть либерализм. Либерализм - это  идеология, которая абсолютизирует абстрактного, анационального, оторванного от социального контекста индивида - идеальную "батарею" для капиталистической системы. В капиталистической сущности либерализма нет никаких сомнений - он возникает одновременно с началом эпохи тотальной экономической доминации и с самого начала является наибольшим апологетом капитализма. В своем экономизме либерализм стремится полностью покорить "экономической рациональности" все сферы человеческого существования. Сегодня либерализм - это уже даже не идеология в традиционном понимании этого понятия, а цель-идеология, принятие основных постулатов которой является условием самого участия в современной "большой политике".

Корни социализма так же лежат в зародышах капиталистических  суток. Капиталистическую направленность социализма полностью разоблачает  его материалистическая установка  и вера во всесильность экономических  процессов. Домарксистская традиция социализма уже несет в себе те зародыши, которые разовьются в теории Маркса: классовость, уравниловка, тотальная унификация человеческой жизни, антитрадиционализм, антидержавництво, пренебрежение национальным началом, вера в "конец истории", абсолютизация экономической сферы. Социализм не предлагает отказаться от тотальной доминации экономики, он лишь стремится изменить структуру этого "экономического общества", сместив акцент из либерального индивида на социальный класс, одинаково пренебрегая нацией. Но фактически, через аморфность концепта социального класса и его временность (ведь класс - это следствие несправедливости, а не вечная категория, как нация), в центре внимания социализма оказывается опять же индивид, как и в либерализме.

Коммунизм является ничем  другим, как доказанным до логических выводов социализмом, умноженным на крайнюю политическую страсть. В  нем материализм, антинационализм  и экономический детерминизм  достигли своего крайнего выражения. Коммунизм на практике означает капитализм, то есть диктат экономики над всей человеческой жизнью, в его более ужасной форме, за которого эксплуатация, отчуждение и уничтожение национального существования достигают пиковых форм.

Таким образом, и либерализм, и социализм, и коммунизм является порождением капитализма, власти экономики  над политикой и остальными сферами  жизни. Все они являются одинаково  материалистическими, антинациональными и економистичними доктринами, которые ведут человечество к гибели. На сегодняшнем этапе в авангарде этого смертоносного наступления есть либерализм, который стал абсолютным идеологическим гегемоном современности.

Социал-национализм должен вернуть политике первичность в  общественной жизни, тем же поставив экономику в зависимость от нее. Это - первое условие преодоления  капитализма.

Преодоление капитализма  заключается в подчинении экономики  человеческой волей, вменении ее на службу нации, а не на погибель ей. Процесс  подчинения экономики политике непременно должен сопровождаться освобождением  морали, религии, искусства, спорта, межполовых и семейных отношений и так  далее от тотального господства экономики.

Экономике должен быть отведен сурово очерчено политикой, религией и моралью место в общественной жизни, за рамки которой ее не сможет выйти. Экономике нельзя позволять действовать подобно раковой опухоли, которая поглощает весь организм, то есть экономике нельзя позволять становиться капитализмом. Основной предохранитель от этого - политическая воля.

Прекращение гегемонии экономики  в человеческом существовании означает конец капитализма, а значит - отвлечение глобальной катастрофы и возвращение  человечества к естественным формам своего существования.

Если первое и найглавнейшее сделано - ликвидирована гегемония капитала и отведена экономике ее локальное место в общественной жизни, то появляется вопрос о том, которой должна быть внутренняя природа экономической системы с точки зрения социал-национализма.

Социал-национализм в своих философских, политических и экономических построениях стоит на принципах социальной и национальной справедливости. Главной ценностью социал-націонализма является нация, как вечное кровно-духовное сообщество.

Соответственно, экономическая система социал-националистичного общества - это ограниченная и контролируемая политикой, моралью, искусством и религией, а прежде всего государственной властью, сфера национального существования, где осуществляется производство и распределение всего, что может быть измерено количественно и подданный обмену, которая должна обеспечивать материальную сторону существования нации, обеспечивать ее всестороннее развитие и увеличивать ее силу.

Экономика, как и экономическое  развитие, никогда не может быть самоцелью. Самоцелью всегда является величие и сила нации, а экономика - это лишь один из инструментов достижения этого величия и силы. Экономика  всегда должна существовать для чего-то, она всегда средство, но никогда  не цель. Экономика без упорядочения политикой подобна телу без ума и свободної воли - а тело без ума и свободної воли - это тело животного, но никоим образом не умного и свободного существа - человека.  

Выводы

 

Философия, интегрируя фундаментальные  формы - практического, познавательного  и ценностного отношения человека к миру, может способствовать формированию новых гуманных ориентиров человечества, которые облегчат преодоления конфронтационности и потребительского отношения к природе. Философия способна осуществлять теоретико-методологичный анализ проблемы выживания человечества с помощью мировоззренческой, гносеологической, методологической, аксиологии и эвристической функций.

Мировоззренческая функция  философии позволяет представить  выживание, переход к новому цивилизационному пути в контексте эволюции космического и общественно-исторического развития.

Вне всякого сомнения - экономисту, как и любому человеку, важны мировоззренческие  философские обобщения о современных  взаимоотношениях природы и общества, необходимости возобновления и  сохранения биосферы - Колыбели и Дома человечества, перехода его на новую  модель цивилизационного развития.

Но для экономиста глубокое понимание императива выживания  человечества особенно важно. Ведь безудержный  рост техногенных производств является первым фундаментальным фактором разрушения биосферы в силу быстрого роста энергопотребления, потребления чистой первичной продукции  поля брани, пресной воды, сокращения биомногообразия и тому подобное, а также увеличение объема вредных отходов.

Завершая изложение своих  мнений в этой работе, я пришла к выводу, что социал-национализм требует постоянного развития и раскрытия все больших теоретических и практических сфер, где он бы мог проявлять себя как стиль мышления, программа действий и жизненная практика.

Поэтому в завершение я повторю лишь то, что путь социал-национализма - это национальное величие через социальную справедливость, это путь, который пролегает через преодоление капитализма и всех порожденных им идеологий - либерализма, социализма и коммунизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе, М., 1994.
  2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства, М., 1990.
  3. Гречко П.К. Эксплуатация: социально-антропологический анализ // Вестник МГУ (серия 7. Философия), 1992, № 5.
  4. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества, М., 1976.
  5. История экономических учений, М., 2001.
  6. Корнаи Я. Политическая экономия коммунизма, М., 2000.
  7. Маршалл А. Принципы экономической науки, М., 1993, т.1.
  8. Орехов А.М. Социальная философия собственности: на пути к новой парадигме, М., 2000.
  9. Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства, М., 2000.
  10. Рих А. Хозяйственная этика, М., 1996.
  11. Самсин А.И. Основы философии экономики, М., 2003.
  12. Суслов И.П. Методология экономического исследования, М., 1983.

 

 


Информация о работе Философия в экономике