Философия в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:45, реферат

Краткое описание

Что следует понимать под философией экономики? Философия экономики - это фундаментальные представления о сущности экономической сферы существования общества и ее взаимосвязи с другими сферами такого существования. Целью философии экономики является такой взгляд на экономическую сферу существования, какой бы осуществлялся не изнутри самой экономической системы, а возвышался бы над ней, рассматривал бы ее с точки зрения всей полноты человеческого существования и абсолютных ценностей.

Файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 51.41 Кб (Скачать)

Вступление

 

Что следует понимать под  философией экономики? Философия экономики - это фундаментальные представления  о сущности экономической сферы  существования общества и ее взаимосвязи  с другими сферами такого существования. Целью философии экономики является такой взгляд на экономическую сферу  существования, какой бы осуществлялся  не изнутри самой экономической  системы, а возвышался бы над ней, рассматривал бы ее с точки зрения всей полноты человеческого существования  и абсолютных ценностей.

Философия экономики - область  знания, в современном мире, что  оказалась в достаточно драматическом  положении. Стремительная прагматизация, технологизация не обошли стороной и экономическую науку: все более заметно суждение ее предметного поля, в результате чего она начинает выглядит как какой-то специфический набор банковских прописей. Создается впечатление, что реальное задание современной экономики лежит не столько в области фундаментальной науки, сколько в сфере универсальных технологий и стратегий поведения в условиях ограниченности и противоречивости нашего знания о глубинах экономического космоса. Этот дефицит особенно чувствуется в переломные моменты истории, когда разрушаются много устоявшихся парадигм, и становится ясно, что экономика (рядом с политикой, идеологией) есть феномен культуры.

Философия экономики - рассмотрение экономики из философской точки  зрения, исследование ценностей экономического фактора в связи с культурой  вообще, а также связей между общими мировоззренческими принципами и экономическими теориями какой-либо эпохи.

Что такое экономика?

Экономика - это сфера  общественного существования, где  осуществляется производство и распределение  всего, что может быть измерено количественно и обмениваться. То есть, экономика - это царство количества. Количество появляется как основной метод экономической жизни, ведь она дает возможность осуществлять обмены произведенных благ.

То, что производится экономикой, мы не можем исчерпать определением "материальные блага", потому что она может производить и нематериальные предметы, которые также имеют соответствующую стоимость и могут быть обменяны.

Обмен - это ключевое экономическое  действие, которое выходит из количественной природы экономики и заключается  в том, что стоимость предмета формируется лишь в его соотношении  с другими предметами. Способность  предмета к обмену и возможность  такого обмена обеспечивает возможность  принадлежности его к экономической  сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общий обзор связей философии и экономики

 

Философия (от грец. phileo — люблю и sophia — мудрость) –это общемировоззренческая теория. Объектом ее познания является взаимоотношения человека и мира, причем человек и мир рассматриваются в своих самых общих (предельно общих) и самых существенных характеристиках. Предметом философии является отношение "мышления — существование". Философия является одновременно и системой знаний (то есть упорядоченной и целостной их совокупностью), и поиском решения коренных мировоззренческих вопросов, потому что они неисчерпаемы и окончательный ответ на них никогда не достигается. На это указывает и само слово "философия" — не просто "мудрость" как завершенное, "готовое" знание, а "любовь к мудрости", вечное стремление к полному пониманию сущности мира и сущности самого человека.

Множественность философского знания характеризует его как  мировоззренческое знание.

На первый взгляд, философия  и экономика - это две разных сферы. Одна определяет сознание, вторая, - существование. Большинство философских исследователей абстрагируются от реальной жизни, экономических отношений, отдавая преимущество «чистой философии». Агностицизм Юма, идеалистичная диалектика Гегеля, антропологический материализм Фейербаха ограничивали философию к отдельным вопросам, отрывали человеческую мысль от жизни.

Исторический экскурс  лекции включает и коллективное обсуждение вопроса о диалектическом материализме Маркса и Ленина.

Здесь наблюдаем зафетишизованное преимущество материи над умом. При господстве такой философии становится невозможным сам процесс развития. Марксистско-ленинская догматика, в конце концов приводит к отрицанию роли человека в общественной жизни. Каждое новое достижение, научная разработка, новая общественная система является результатом мышления человека, его идей. Если нет идей, то нет и развития.

Невозможность рождения интеллектуальных идей, инновационных проектов, механизмов, их общественной реализации стали философской  предпосылкой торможения развития, а потом и распада СССР.

В частности, утверждение  К. Маркса о первичности материи  отрывало материальное от идеального в теории диалектического развития, что на практике привело к криминальному  тоталитарному режиму на большой  части Земного шара. Надо отделить эти утверждения от философской  шелухи и взять из них наилучшие  достижения. На этой основе можно сформулировать философскую цепь, которая действительно  ведет к экономическому, социальному  и духовному развитию.

Формула роста: Жизнь - Идеи развития - Внедрение в экономику - Развитие общества - Новые идеи развития - Внедрение в жизнь и так далее.

Философия и экономика  тесно связаны, они могут и  должны рассматриваться вместе. Более  того, следует говорить о философии  экономики как науке о закономерностях, условиях и механизме экономического развития. Ее можно разделить на два уровни - бытовой и государственный. Бытовой - это уровень философии человека, которая стремится путем генерирования и реализации своих идей обеспечить себе и своей семье нормальную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая деятельность и философия. Проблема гуманизации экономического образования

Согласно с известным русским философом С. М Булгаковым, экономический тип человека, хозяйственный деятель, предприниматель в христианстве определяются внешним грузом хозяйственной необходимости, потому что сами апостолы христовы должны были рыбачить, заниматься производством палаток, но с середины этот груз воспринимался как услуга богу, как христианское послушание. И эта религиозная установка определяет духовно-моральный тип хозяйственного деятеля который должен проводить свое хозяйственное служение чувством религиозной ответственности. И эту "этику труда не могут заменить никакие другие - гуманистические или коммунистические идеалы или лозунги.  "Коммунизм, - писал С. М. Булгаков, -  создает новое рабство для народа, с принудительным трудом, в котором свобода положена только правящему классу или партии. Но мы знаем из экономической науки, насколько рабский труд стоит ниже свободного труда в чисто хозяйственном экономическом отношении. Свободный и хозяйственный труд вместе с дисциплиной труда дается только христианством. Конечно,  религия и мотивация труда присуща и другим религиям (иудаизму, исламу, буддизму и даже язычеству), однако свободный в моральном отношении человек, как и думал С. М. Булгаков,  рождается только в христианстве, ровным образом, как свободный гражданин и свободный гражданин появляются в истории лишь благодаря христианской свободе. Однако исторически православие имело среди народов Востока в течение тысячелетий преимущество аграрного типа ведения хозяйства со слабо выраженным промышленным и финансовым капитализмом. Вот почему, по отношению к капитализму оно разделяло вместе с Западной церковью негативное отношение к взысканию процентов из капитала, которое с презрением рассматривалось как ростовщичество.

Суть проблемы гуманизации  экономического образования с глобалистских  позиций наиболее точно можно  сформулировать словами известного философа-софиста Древней Греции Протагора : "Человек есть мера всем вещам". В связи с тем, что высшая школа не успевает адаптировать свои программы к бурным изменениям в экономической, политической и социальной жизни, она должна искать такие источники знаний, которые влияют на изменения в человеческом существе.

Основатель Римского клуба  А. Печчей отмечал, что именно у человека содержатся источники всех наших  проблем, в ней сосредоточены  все наши стремления и надежды, все  начала и свершение, и основа  всех наших надежд. И если мы желаем  чувствовать глобальность всего  существующего на свете, то в центре этого должно стать цельное человеческое лицо.

Трансформация человеческого  существа должна базироваться на принцах "нового гуманизма", который состоит из таких компонентов:

1) чувство глобальности, которое связывает в единое целое человека, человечество и все другие элементы и факторы мировой системы;

2) любовь к справедливости, которая должна стать основой всех социальных превращений и дальнейшего развития человеческого общества;

3) борьба за свободу человека, отказ от любого насилия, которое сегодня является основным злом, которое следует победить.

На основе принципов "нового гуманизма"  А. Печчей определяет шесть стартовых целей для  человечества. Эти цели связанные с "внешними пределами" планеты, "внутренними пределами" самого человека, ее  культурным наследием, окружающей средой, которая она должна хранить, комплексной "производственной системой", реорганизация которой очень необходима.

Первая цель выплывает  по необходимости признания "внешних  пределов" развития человечества; вторая цель связана с физическими и  психологическими возможностями человека; третья цель направлена на защиту и  сохранение культурного наследия как  ключевого момента человеческого прогресса; четвертая цель должна способствовать формированию  мирового единства человечества в рамках концепции "умного размещения национального суверенитета"; пятая цель человечества будет требовать проведения  значительных строительных работ, которые разве что можно сравнить с теми, которые проводили последние пятьдесят поколений; шестая цель определяется как  необходимость реорганизации существующей экономической системы в соответствии с потребностями мирового общества.

Огромные возможности  человечества, его производственных сил, науки и техники связаны  с моральной подавленностью человека в мире машин, потерей гуманности и чувств к природе. В свое время известный английский ученый и писатель Ч. Сноу противопоставил два типа культуры современного общества - техническую и гуманитарную, показал бездну, которая разделяет их. Подчеркивая однобокость представителей этих культур, он призывал к борьбе против диктата национально-технического  начала над духовными аспектами человеческой жизни, к объединению усилий представителей творческой интеллигенции во имя идеалов гуманизма.

За годы, которые прошли со времени появления книги Ч. Сноу "Две культуры", появилось  немало всевозможные моралистические  призывы и проекты "перестройки  мышления человечества", "гуманистической  переориентации технического прогресса", "духовной революции", "духовного  возрождения нации" и тому подобное. Они стали  неотличительной составной частью современной футурологии и социологии техники, в частности большинства  последних проектов Римского клуба.

Основной движущей силой  общества является человек. Техника, рациональные сферы существования существуют не сами по себе и не могут быть "добрыми" или "злыми". Такими их делает человек, и  именно он несет моральную ответственность за последствия научно-технического прогресса, за негативные результаты действия коммерциализации культуры, духовной жизни, перехода страны к рыночной экономике. Система и структура "гуманизированной" техники и экономики должны выводиться из потребностей человека, ради которого этот прогресс и существует. Еще Кант говорил, что человека не имеет необходимости призывать к моральному поведению в пределах категорического императива. Он будет в нормальном обществе действовать морально из-за того, что это для него наиболее полезно. Академик М. Моисеев считает: "обращайся с другими так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой". Эти слова следует дополнить экономическим императивом /"обращайся с природой так, как бы ты хотел, чтобы она обращалась с тобой /.

Философия ставит и пытается развязать самые общие (а потому и самые глубокие, самые существенные) вопросы миропонимания. Кроме того, философия выражает не только миропонимание, но и определеномиростановление, она направлена не только на постижение объективной истины, но и на формирование системы ценностей, определения того, что имеет для человека жизненное значение. Вследствие этого на содержании, характере философских взглядов, поисков и выводов обозначаются и особенности разных исторических эпох, цивилизация с их определенными "ментальностями" (способами мышления), специфическими чертами миропонимания и жизневосприятия. Поскольку философия как духовное явление является формой общественного сознания, она несет на себе отпечаток исторического и жизненного опыта, позиций разных национальных и социальных сообществ и групп. На нее влияет сила традиций, она взаимодействует с разными формами духовной жизни.

Совокупность всех этих обстоятельств предопределяет то, что в философии возможные принципиально разные позиции, разные, в том числе и альтернативные ответы на коренные вопросы мировоззрения. Философское знание по своей природе диалогическое, оно требует полной свободы обсуждения вопросов, выбора позиций. Ни одно философское учение не должно претендовать на монопольное обладание истиной и навязываться как общеобязательное.

Информация о работе Философия в экономике