Философия техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования.

Оглавление

Введение 2
1. Категория техники и ее философское осмысление 4
1.1 Техника как социокультурный феномен 4
1.2 Гуманитарная и инженерная философия техники 9
1.3 Техника и техническое познание 11
2. Взгляды Н.Бердяева на проблемы смыла и сущности техники на примере произведения: «Человек и машина» 15
Заключение. 20
Литература: 21

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 54.16 Кб (Скачать)

Техника наносит удары  гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и  культуры. Машина о природе своей  антигуманистична. "Техническое  понимание науки совершенно противоположно гуманистическому пониманию науки  и вступает в конфликт с гуманистическим  пониманием полноты человека"6. Техника, по мнению Бердяева, менее опасна для духа, хотя это на первый взгляд может удивить. В действительности можно сказать, что мы живем в эпоху техники и духа. "Религиозный смысл современной техники именно в том, что она все ставит под знак духовного вопроса, а потому может привести и к одухотворению. Она требует напряжения духовности" 6.

Техника перестает быть нейтральной, она делает человека космиургом. По сравнению с орудиями, которые  современная техника дает в руки человека, прежние его орудия кажутся  игрушечными. Это особенно видно  на технике войны. Разрушительная сила прежних орудий войны была очень ограничена, все было очень локализовано. Старыми пушками, ружьями и саблями нельзя было истребить большой массы человечества, уничтожить большие города, подвергнуть опасности самое существование культуры. Между тем как новая техника дает ему эту возможность. И во всем техника дает человеку страшную силу, которая может стать истребительной. Скоро мирные ученые смогут производить потрясения не только исторического, но и космического характера. Небольшая кучка людей, обладающая секретом технических изобретений, сможет тиранически держать в своей власти все человечество. Это вполне можно себе представить. Но когда человеку дается сила, которой он может управлять миром и может истребить значительную часть человечества и культуры, тогда все делается зависящим от духовного и нравственного состояния человека, от того, во имя чего он будет употреблять эту силу.

Радикальная революция мировоззрения  в философии Нового времени привела  к тому, что человек “оказался  пересаженным в другую действительность”. Мир стал объектом, открытым для  атак вычисляющей мысли. Природа  стала “гигантской бензоколонкой, источником энергии для современной  техники и промышленности”.

Величайшие достижения в  развитии техники дают человеку возможность  господства над природой. И темпы  прогресса техники постоянно  увеличиваются.

Во всех сферах своего бытия  человек будет окружен все  более плотно силами техники. Эти  силы “ежеминутно требуют к себе человека, привязывают его к себе, тянут его за собой”.

Техника разрушила старый порядок вещей, который начался  еще в ХVIII в. На его место пришло новое понимание действительности во всех сферах человеческой деятельности. Наука и техника сделали революционный  скачок в векторной истории, явив титанизм человека как господина  Вселенной. Но техника не может решить простых насущных вопросов индивида. В этом она ему помочь никак не может. И все же, обращая свой взор к небу, человек чувствует свою дуальность: он осознает свое величие и ощущает свою слабость перед необъятной Вселенной. Осознавая масштабы, человек понимает, как мало он еще сделал и как много ему еще хочется успеть. Техника является для человека компенсацией того, что в данный момент пока недостижимо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная  философская дисциплина философия  техники возникла лишь в XX столетии. Современная техника достигла такого уровня развития, обрела столь мощное влияние в мире, что можно говорить об определенной самостоятельности  техники, о способности действовать, направлять развитие общества, формировать  мировоззрение.

Сейчас уже трудно понять: техника  служит человеку, или человек - технике. Усовершенствуя технику человек  сам подпадает под ее власть. И  чем точнее, чем совершеннее технические  средства, тем больше нуждается в  них человек, и подчиняет им свое существование, что, в свою очередь, ограничивает его свободу и достоинства.

Влияние техники на общество происходит в наше время не только через сферу  материального производства. В значительной мере под непосредственным ее воздействием преобразуются система образования, искусство, культура, быт. Техника программированного обучения, например, обуславливает  переворот в методах преподавания. Кино, радио, телевидение создали  новые возможности для распространения  культуры, вызвали к жизни новые  виды и жанры искусства, оказали  глубокое воздействие на всю духовную жизнь общества. Техника революционизирует  и условия быта, влияет на мировоззрение  человека, его психологию, мышление и т. д. Использование техники  находится в постоянном развитии. С каждым днем техника все больше и больше заменяет человека, техника  все время находится в какой-либо динамике. Ее развитие нельзя остановить. Техника не зависит от того, что  может быть ею достигнуто, в качестве самостоятельной сущности  это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью.

 

 

Литература:

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др.; 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Культурная революция, Республика, 2007. – Раздел II. Глава 7. – С. 473-484.
  2. Кашперский В.И. Проблемы философии науки : учеб. пособие / В.И. Кашперский. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2007.
  3. Котенко В.П. История и философия технической реальности / В.П. Котенко. – М.: Трикста, 2009.
  4. Шитиков М.М. Философия техники. – Екатеринбург, 2010.

 

 Базы данных, информационно-справочные  и поисковые системы

  • Цифровая библиотека по философии: философия науки и техники http://filosof.historic.ru/books/c0028_1.shtml
  • Философия науки и информационных технологий: http://www.brint.com/kuhn.htm
  • Философия науки для аспирантов http://www.filosofium.ru/
  • Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
  • История становления науки и техники http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist.htm

 

 

1 Сколимовски Х. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 242.

2 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учебное пособие. М., 1996. С. 310-311

3 Розин В.М. Философия техники: Учебник. М., 2001. С. 60-61.

4 Федяев Д.М., Николин В.В. Техника в потоке истории (социальные факторы технической эволюция). Челябинск – Омск, 1992.

5 Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995. С. 11-67.

6 Бердяев Н. Человек и машина. / Вопросы философии №2. 1989

 


Информация о работе Философия техники