Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:46, контрольная работа
Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования.
Введение 2
1. Категория техники и ее философское осмысление 4
1.1 Техника как социокультурный феномен 4
1.2 Гуманитарная и инженерная философия техники 9
1.3 Техника и техническое познание 11
2. Взгляды Н.Бердяева на проблемы смыла и сущности техники на примере произведения: «Человек и машина» 15
Заключение. 20
Литература: 21
Оглавление
Введение 2
1. Категория техники и ее философское осмысление 4
1.1 Техника как социокультурный феномен 4
1.2 Гуманитарная
и инженерная философия техники
1.3 Техника и техническое познание 11
2. Взгляды Н.Бердяева
на проблемы смыла и сущности
техники на примере
Заключение. 20
Литература: 21
Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования.
Актуальность рассматриваемой
темы с практической точки зрения
определяется тем фактом, что в
настоящее время в нашей
Начиная с Древних времен до сегодняшнего дня техника все больше и больше внедряется в нашу жизнь. Порой человек даже не может обойтись без техники. Так что же означает техника?
До недавнего времени она применялась для обозначения некоторой неопределенной деятельности или некоторой совокупности материальных образований. Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. «Первоначальное значение слова искусство, мастерство - обозначает саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие техника отражает определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приемов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И, наконец, понятие "техника" переносится на изготовляемые материальные объекты»
Техника всегда привлекала внимания философов, и это легко объяснить. Дело в том, что деятельность человека технична по своей природе. Выделившись благодаря труду из мира животных, человек, по существу, превратил трудовую деятельность и связанные с нею представления, навыки, способы и средства производства в фундаментальные основания, базис своего бытия
Вопрос о технике стал вопросом о человеке и судьбе культуры. По выражению Н.А. Бердяева, который в своем творчестве много внимания уделял этим проблемам и является предшественником современного философского анализа техники, техника - это последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви.
По философии техники существует довольно обширная литература. В ней освещены в той или иной степени самые различные стороны проблемы техники, однако в целом преобладает описательный подход. Сущность техники, её глубинное и систематическое философское осмысление пока ещё раскрыты недостаточно, а сама "философия техники" определена лишь в самых общих чертах. Целью же данной работы является обзор существующей литературы по проблеме сущности техники.
Задачами будут являться философское осмысление техники в науке, понимание её человеком и анализ взглядов Н.Бердяева на проблемы сущности техники
В настоящее время общепризнанным
является тезис о том, что техника
является неотъемлемой частью нашей
жизни и определяющей социокультурной
ценностью современной
Жизненные смыслы и ценности
техногенной цивилизации
1) понимание человека
как деятельного и творчески
активного существа, противостоящего
миру и призванного
2) восприятие природы
как внешней по отношению к
человеку, закономерно упорядоченной
предметной среды, которая
3) утверждение приоритетной
ценности научной
4) признание науки и
техники важнейшими факторами
улучшения качества жизни
С другой стороны, ХХ век показал, что глобальные кризисы, порожденные техногенной цивилизацией, поставили под угрозу существование самого человечества. И как реакция на эти проблемы, возникла усиливающаяся критика научно-технического прогресса.
Сегодня задача, стоящая
перед инженерно-техническими и
социально-гуманитарными
Данные проблемы в совокупности с другими, связанными с выявлением сущностных характеристик технической деятельности, получили свое рассмотрение в рамках нового раздела философского знания – философии техники.
Как самостоятельная философская
дисциплина философия техники оформилась
относительно недавно – в конце
XIX столетия. Предметом философии
техники является обнаружение и
теоретическое описание сущностных
характеристик технической
Философия техники изучает
условия, делающие возможным существование
технического мира, технической реальности,
изучает ее сущность в отношении
к человеку. Это соответствует
предмету философии, познанию отношения
«мир–человек» (в данном случае –
отношения «человек–техника»). Термин
«философия техники» появился в 1877 году
с выходом в свет в Германии
книги «Основные направления
философии техники. К истории
возникновения культуры с новой
точки зрения». Немецкими философами
вопрос был поставлен так, как
несколько ранее он прозвучал
у К. Маркса: история культуры определяется
не историей идей, а историей развития
материального производства, техники
и технологий. Спустя 21 год Фред Бон
(также немецкий исследователь) в
книге «О долге и добре» (1898) первым
поставил вопрос о технической ответственности
как следствии грандиозного и
возрастающего воздействия
Согласно Х. Сколимовски, возникновение философии техники отражает запоздалое признание важности техники в создании и разрушении современной цивилизации. «Растущее осознание того, что западная цивилизация может быть разрушена, заставляет нас искать прежде игнорируемые причины и взаимосвязи. В феномене техники мы обнаруживаем пункт центральный: здесь сходятся многие пути. В этом схождении вырисовываются основные очертания той структуры, через которую проявляется наша цивилизация. Пути, сходящиеся в технике, включают такие понятия, как «прогресс», «природа», «открытие», «рациональность», «эффективность». Философия техники является, другими словами, философией нашей культуры. Это философия человека в цивилизации, увидевшей себя в тупике – цивилизации, которой угрожают излишняя специализация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала ложный язык для своего общения с природой»1.
Слово техника происходит от греческого τέχνη (технэ) – искусство, мастерство, умение. Для древних греков технэ выражает значение ремесла и искусства одновременно, обнаруживает способность извлечения природного из него самого в соответствии с потребностями и целями человека. При этом в античной культуре тэхнэ не включало в себя теоретическое знание. Более того, наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. В античной традиции существовала четкая граница между эпистеме как основанием науки, предполагающим рациональное постижение всеобщего, и тэхнэ, практическим знанием, которое необходимо для производственно-бытовой деятельности.
В современной научной и учебно-методической литературе зафиксировано большое количество определений техники. Так, В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов определяют технику как совокупность:
- технических устройств,
артефактов – от отдельных
простейших орудий до
- различных видов технической
деятельности по созданию этих
устройств – от их научно-
- технических знаний –
от специализированных
В.М. Розин помимо приведенных дефиниций приводит следующие3.
- Техника – это самостоятельный
мир, реальность. Техника противопоставляется
природе, искусству, языку,
- Техника представляет
собой специфический
Д.М. Федяев полагает, что техника представляет собой еще и специфический процесс волеизъявления, обусловленный конкретным типом культуры4.
Для Б.И. Кудрина техника – это изделие или совокупность изделий таких, что каждое определено алгоритмически документом и есть предмет производства, основанного на той или иной технологии. Изделие – самостоятельно функционирующая дискретная единица.
В современной философии техники выработана следующая точка зрения, которая представляется перспективной: техника есть природное, извлеченное человеком из его, как выражается М. Хайдеггер, «потаенности» и в соответствии с целями человека посредством его деятельности. Разделяя этот взгляд на сущность техники, сделаем вывод: она есть результат действия человека как посредника, извлекающего природное из его потенциальных состояний. Как возможность она – природа; как реальность она – сплав природных и человеческих качеств и свойств.
Более широким понятием,
выражающим сложную действующую
техническую систему или
Вопрос о сущности техники
как особой реальности в современной
литературе не имеет однозначного решения,
остается дискуссионным. Это вызвано
отмеченной амбивалентностью, двуликостью
технико-технологического мира: в нем
находят выражение как свойства
и законы природы, так и цели, замыслы,
проекты человека. Изложим следующее
понимание природы (в смысле –
сущности) технической реальности.
Согласно этому пониманию, техника
не имеет собственной сущности. Еще
Аристотель отмечал, что ее сущность
не в ней самой, потому что техника
существует не как субстанция, но как
функция. Техническое изделие не
есть природная вещь, оно есть вещь-отношение,
возникающее на стыке природных
возможностей и человеческих целей,
ценностей, интересов. Потенциальные
возможности бытия
Поэтому предметный мир техники и технологий называют реальностью искусственной, имея в виду оба рассмотренных обстоятельства: как произведение искусства, результат творчества человека и одновременно как вторую природу, искусственное в отличие от естественного. Кроме того, технический мир сопоставляют с символически-языковой реальностью, имея в виду, что современная техника находит выражение еще и в качестве языка культуры, возможно, основного (предметного) его уровня.