Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:46, контрольная работа
Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования.
Введение 2
1. Категория техники и ее философское осмысление 4
1.1 Техника как социокультурный феномен 4
1.2 Гуманитарная и инженерная философия техники 9
1.3 Техника и техническое познание 11
2. Взгляды Н.Бердяева на проблемы смыла и сущности техники на примере произведения: «Человек и машина» 15
Заключение. 20
Литература: 21
Известный американский специалист К. Митчем в истории развития философии техники выделяет с некоторыми оговорками два ключевых направления5. Первое направление он назвал инженерной философией техники, которое представляет собой усилия техников и инженеров выработать общие принципы своей профессиональной деятельности. Данное направление является первым по происхождению видом философии техники, непосредственно связанным с производственной деятельностью.
Второе направление К. Митчем назвал гуманитарной философией техники, под которой он понимал концептуальные подходы к постижению смысла и сущности техники; роль и оценку техники в развитии человеческого общества. Второе направление представлено работами философов, социологов, культурологов, дизайнеров, религиозных мыслителей и т.п.
Инженерная философия техники дает анализ техники как бы изнутри, интерпретацию технического способа бытия человека в мире как определяющего понимание других типов человеческого мышления и действия.
Гуманитарная философия техники в свою очередь представляет собой взгляд на технику как бы со стороны, и начинает систематические попытки отстоять один из главных идеалов – принцип приоритета гуманитарного, не-технического, начала над техническим.
Между двумя этими направлениями существует определенное дискуссионное противостояние. Так, инженерно-технические специалисты упрекают гуманитариев за некомпетентность в рассуждениях о сущности и перспективах технического развития; за непонимания внутренних технических аспектов предметно-преобразующей деятельности; за отсутствие необходимых специально-технических знаний и т.д.
Гуманитарии в свою очередь упрекают инженеров и техников за слабо развитую критическую рефлексию, утверждение технократических ценностей и стиля мышления, притупляющего и подавляющего существенные элементы человеческой жизни и т.д.
Справедливости ради, необходимо
заметить, что и в инженерной философии
техники затрагивались вопросы,
традиционно относящиеся к
Видные представители инженерной философии техники Э. Капп, П.К. Энгельмейер, Ф. Дессауэр, Э. Чиммер, Ж. Лафит, Ф. Рапп. Э. Капп дал систематическую и детальную разработку феномена техники в своей книге, в которой орудия и оружие рассматриваются как различные виды продолжения («проекции») человеческих органов. По мнению Каппа, возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение сводится к тому, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа.
В конце ХIХ века российский инженер и чиновник П.К. Энгельмейер призывал к философскому исследованию и общественному применению техники по отношению к окружающему миру. Исследуя технику, он пишет: «Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем, возможно, большее количество форм проявления технической деятельности…, ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития».
На ближайшее будущее Энгельмейер ставил перед собой следующие задачи: создать программу философии техники, содержащей попытки определения понятия техники, выявления и описания принципов современной техники, техники как биологического феномена, техники как антропологического феномена, роли техники в истории культуры, техники и экономики, техники и искусства, техники и этики и других социальных факторов.
В целом же для инженерной философии техники характерны следующие убеждения:
Начиная с конца XIX века техническое
знание стало обосабливаться в еще
одну область науки – техническую.
Вопросы, связанные с сущностью
техники и предметом
В отличие от науки как
познания объективного, объективных
свойств и законов бытия
Выделяют три основных
этапа в соотношении техники
и науки. Первый, продолжавшийся вплоть
до Нового времени, характеризуется
их полным безразличием по отношению
друг к другу. Встреча произошла,
как отмечают в литературе, в период
строительства в Европе готических
соборов: представители архитектурного
искусства впервые не смогли удовлетвориться
имеющимися навыками и умениями, прибегли
к помощи ученых (математиков и
механиков). С возникновением экспериментального
естествознания начался второй этап,
когда технические достижения становились
причиной новых научных открытий.
Так, строительство океанских судов
и разработка навигационных приборов
привели к появлению науки
– географии, телескоп Галилея превратил
астрологию в астрономию, первые оптические
приборы вызвали к жизни
Как отмечает современный немецкий ученый-эколог В. Хесле, техника доказывает превосходство человека над природой, ибо основана на способности видеть вещи не такими, каковы они в природном контексте, и тем самым делать их пригодными для своих целей. И в то же время, стимулируя быстрое нарастание экстенсивных потребностей, она, освобождая человека от власти природы, одновременно вновь привязывает его к природе, создавая нужду в определенном техническом опосредованном способе удовлетворения самих потребностей. В результате техника умом и руками человека сама себя расширенно воспроизводит и становится по природе безграничной.
Теперь у нас есть достаточные основания сказать о специфике технического знания, технических наук. Вначале (до середины ХIХ века) технознание складывалось как прикладной раздел естествознания (оптики, теории электричества и т.п.). Разрабатывались имитационные модели, блок-схемы, призванные установить связи между природными процессами и элементами технических устройств. В центре внимания находилась изобретательская деятельность, проектирование, разработка и расчеты достаточно однородных и простых технических систем. С конца ХIХ и до середины ХХ веков техническое знание обретало самостоятельность, образовались технические науки со своими теориями (идеальными объектами, принципами, законами). Примером могут служить теоретические основы электротехники, сопротивление материалов, теория металлургических процессов. Разработка и расчет процессов и конструкций проводится здесь на собственной основе. В последние 60 лет наблюдается интенсивное развитие системно-интегрированных, междисциплинарных инженерно-технических проектов, ориентированных на решение комплексных научно-технических задач. Разработаны «сквозные» технические теории с собственным математическим аппаратом (теория информации, ТАР и ТАУ, теория надежности, концепции синтеза систем, кибернетика, системотехника). Разрабатываемые комплексы начинают жить по своей внутренней логике развития. В инженерном конструировании используются знания из различных областей: математики, естественных, гуманитарных и уже имеющихся технических дисциплин. Сформировались собственные методы исследования (например, ТРИЗ), комплексные программы совмещают работу инженеров и логиков, психологов, лингвистов, экономистов, философов.
Н.Бердяев считает, что человечество стоит перед основным парадоксом: "без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели"6. В культуре всегда есть два элемента – элемент технический и элемент природно-органический. И окончательная победа элемента технического над элементом природно-органическим означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже не похожее. "Романтизм есть реакция природно-органического элемента культуры против технического его элемента"6. Поскольку романтизм восстает против классического сознания, оно восстает против преобладания технической формы против природной. "Возврат к природе есть вечный мотив в истории культуры, в нем чувствуется страх гибели культуры от власти техники, гибели целостной человеческой природы"6. Техническая эпоха требует от человека фабрикации продуктов, и при- том в наибольшем количестве при наименьшей затрате сил. Человек делается орудием производства продуктов. "Вещь ставится выше человека"6.
Техника раскрывает новую ступень действительности, и эта действительность есть сознание человека, результат прорыва духа в природу и внедрение разума в стихийные процессы.
И вот трагедия в том, что "творение восстает против своего творца, более не повинуется ему"6. Мы это видим во всех процессах рационализации в техническую эпоху, когда человек заменяется машиной, техника заменят органически-иррациональное организованно-рациональным. Но она порождает новые иррациональные последствия в социальной жизни. Так рационализация промышленности порождает безработицу, величайшее бедствие нашего времени. Труд человека заменяется машиной, что есть положительное завоевание, которое должно было бы уничтожить рабство и нищету человека. Но машина совсем не повинуется тому, что требует от нее человек, она диктует свои законы. "Человек сказал машине: ты мне нужна для облегчения моей жизни, для увеличения моей силы, машина же ответила человеку: а ты мне не нужен, я без тебя все буду делать, ты же можешь пропадать"6. Система Тейлора есть крайняя форма рационализации труда, но она превращает человека в усовершенствованную машину. Машина хочет, чтобы человек принял ее образ и подобие. "Но человек есть образ и подобие Бога и не может стать образом и подобием машины, не перестав существовать. Самый дух, создавший технику и машину, не может быть технизирован и машинизирован без остатка, в нем всегда останется иррациональное начало"6. Но техника, по мнению Н.Бердяева, хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, поработить его. И это "титаническая борьба человека и технизируемой им природы".
Сначала человек зависел
от природы и зависимость эта
была растительно-животной. Но вот начинается
новая зависимость человека от природы,
от новой природы, технически-машинная
зависимость. В этом вся мучительность
проблемы. Организм человека был приспособлен
к старой природе. Это было приспособление
растительно-животное. Но человек совсем
еще не приспособился к той
новой действительности, которая
раскрывается через технику и
машину, он не знает, в состоянии
ли будет дышать в новой электрической
и радиоактивной атмосфере, в
новой холодной, металлической
Техника дает человеку "чувство страшного могущества, и она есть порождение воли к могуществу и к экспансии"6. Новая форма массовой организации жизни, эта технизация жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта. Массовая техническая организация жизни уничтожает всякую индивидуализацию, всякое своеобразие и оригинальность, все делается безлично-массовым, лишенным образа. Производство в эту эпоху массовое и анонимное.