Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 06:50, реферат
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Введение
1)Проблема смысла и цели жизни
2)Жизнь и смерть. Проблема смерти и бессмертия
3)Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека
4)Сколько жить человеку? Как жить? Во имя чего жить?
5)«Право на смерть»
Заключение
Список используемой литературы
Христианское философское учение о цели и смысле жизни не раз подвергалось разгромной критике со стороны атеистически мыслящих философов. Можно, конечно, сомневаться в истинности религиозного понимания смысла жизни, отвергать и запрещать его, как это делалось совсем недавно в нашей стране, но это учение проникло глубоко в сознание миллионов людей и вытравить его оттуда никакая критика не в состоянии. Являясь неотъемлемой частью мировоззрения миллионов людей на земле, этот взгляд на цель и смысл, жизни оказывает в настоящее время, определяющее влияние на весь ход мировой истории, а не только жизни отдельных христиан.
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ
Тайна человеческой жизни, ее сущности и предназначения усугубляется не менее таинственной и загадочной сущностью смерти. Все великие философы и выдающиеся мыслители, все основные религиозные системы проблему смерти рассматривали как центральную, от решения которой зависит суть ответов на все другие вопросы человеческого бытия. При этом философские взгляды на сущность смерти нередко почти полностью совпадали с религиозным пониманием или даже предвосхищали его. Конечно, в истории философии мы встречаемся и с такими взглядами, которые проблему смерти фактически обходят стороной или просто замалчивают. Однако этот уход в сторону от проблемы или умышленное ее замалчивание не только не умаляло ее значения, но, наоборот, подчеркивало ее значимость и злободневность. Больше того, некоторые философы, например, Платон, полагали, что «те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью». Философские размышления о смерти несомненно возникли под влиянием смерти, как переходе в иное состояние. Поэтому отделить философские взгляды на смерть от чисто религиозных было бы делом совершенно безнадежным.
Философско-религиозные воззрения на смерть можно было бы разделить так:
во-первых, взгляды, в соответствии с которыми смерть представляется как разлучение души с телом. При этом тело погибает, превращается в прах, а душа в силу своего бессмертия переходит в иной мир, чтобы впоследствии вселиться в другого человека или даже животного;
во-вторых, философско-религиозные концепции, согласно которым смерть есть тоже разлучение души, с телом. При этом тело в результате смерти превращается в прах, в землю, а душа помещается в одно из отделений либо рая – небесного жилища,- если умерший человек вел достойную жизнь на земле, либо в аду, если он в процессе своей земной жизни совершил тяжкие, особенно смертные грехи, не искупленные Богом. Впоследствии, после судного дня умершие обретают и свое прежнее тело, очищенное и преображенное;
в-третьих, философские материалистические взгляды на смерть, как естественное завершение человеческой жизни. В результате смерти навечно погасает сознание человека, ибо никакой души у человека нет и быть не может, погибает и тело, превращаясь в прах.
Как уже отмечено, ранние философские учения о смерти возникли под влиянием религиозных языческих представлений о том, что человек в результате смерти не умирает окончательно, а переходит на жительство в загробный мир, который имеет свои порядки, свои правила пребывания, в каком-то смысле схожие с земными.
Наиболее полно эту точку зрения на смерть выразил древнегреческий философ Платон в своем знаменитом диалоге «Федон», написанном под непосредственным влиянием бесед со своим учителем Сократом о смерти за несколько часов до его кончины.
По мнению Платона, человек состоит из бессмертной души и смертного тела. При рождении человека душа поселяется в его тело и пребывает в нем до окончания земной жизни. Тело – темница, тюрьма, в которую заключена бессмертная душа, из которой она жаждет освободиться. Смерть и есть процесс такого освобождения, отделения души от тела. Для тех, кто в своей земной жизни больше внимания обращал не на тело, а на душу, смерть является величайшим благом, она желанна для них. Те же, кто не заботится о своей душе подвергает душу грозной опасности, различным бедствиям, которые ее подстерегают в Аиде. После смерти душа в сопровождении «гения», который достался человеку еще при жизни, доставляется на суд, где определяется, в каком месте она должна быть помещена. Пробыв в отведенном для нее месте определенное время, она в сопровождении другого вожатого возвращается на землю и так повторяется вновь и вновь через долгие промежутки времени. С этим учением Платона о смерти перекликаются взгляды буддистской философии на смерть и загробную жизнь души, особенно в части переселения душ. .
Вторая христианская точка зрения на проблему смерти и загробной жизни основана на религиозных представлениях о смысле смерти и бессмертия. Вот кратко основные ее положения в православном истолковании.
Согласно этому учению, смерть есть разлучение души с телом, вследствие чего душа остается одна, наедине с собой, а тело возвращается в землю. Смерть вошла в мир благодаря своеволию человека, нарушившего заповеди Господа. Смерть противоестественна и Бог не принимал участие в ее сотворении, как не создавал он и зла. Войдя с помощью самого человека в мир, смерть стала для него неизбежной и даже благотворной. Больше того, если бы по падении Адам остался, как и был бессмертным, то и зло оказалось бы бессмертным и никакой надежды на спасение людей не было бы.
Отделившись от тела, душа переходит в духовное царство либо добрых ангелов (в рай), либо злых (в ад). Первые сорок дней после смерти душа, пребывая в основном на земле и познакомившись с преисподней и раем, окончательно определяется в своем местопребывании в одном из этих двух противоположных по своей значимости частей загробного мира. И в аду, и в раю есть разные по степени страданий или блаженств отделения. Преподобный Ефрем Сирин разделяет рай на три части: низшая, предназначенная для покаявшихся христиан, средняя для праведных и высшая для победителей. Тот же святой, ссылаясь на Библию, говорит о различных степенях мучений в аду: тьме кромешной, геене огненной, скрежете зубовном, черве неусыпающем, озере огненном, тартаре, огне неугасимом, преисподней.
Своеобразие христианского учения о смерти и загробной жизни заключается в том, что в конце мировой истории наступает так называемый судный день, день страшного суда. Живые и мертвые предстанут пред Богом и будут осуждены окончательно: кто на вечные мучения, а кто на вечное блаженство и мертвые облекутся в свою прежнюю плоть, очищенную и преобразованную.
Несколько слов о взглядах философов-материалистов на смерть и загробную жизнь. Поскольку материализм отрицает бессмертие души, а крайние его формы отвергают и самое понятие души и духа, они, естественно, отрицают и загробную жизнь, как таковую. Смерть рассматривается как естественный конец человеческого существования. Смерть оценивается как обычное, рядовое явление и никакого трагизма в ней не усматривается.
Крайней формой подобных взглядов является марксистский философский материализм. На протяжении более семидесяти лет официальная советская философия всячески избегала вообще этой темы, вычеркивала ее из своей проблематики, а когда все-таки требовалось об этом сказать, утверждала, что «для марксистской философии, в основе которой лежит убеждение в невозможности мыслить трансцендентное бытие, проблемы смерти как онтологической проблемы не существует». Издержки подобного отношения марксистско-ленинской философии к одной из самых волнующих и животрепещущих тем, связанных непосредственно с человеческим бытием, трагическим образом сказались на духовном облике советского общества в целом и каждого его члена в отдельности. Возникла иллюзия о бессмертий советского человека, о бесконечности его жизни. Человек перестал помнить о смерти и готовиться к ней, а когда она неотвратимо наступала, его охватывал не только величайший страх и ужас, но и не менее величайшая злоба на всех и на вся, в том числе и на своих ближних. Поколения людей, отлученные от мысли о смерти, ушли из жизни подобным образом, неприкаянные и озлобленные.
Но та или иная философская концепция смерти связана не только с проблемой духовного облика- человека, с достойным завершением его земной жизни, но и с памятью о прошлом, с преемственностью поколений, а в конечном счете, с особенностями развития общества.
Семидесятилетний советский опыт показал, что воспитание людей в богоборческом, атеистическом духе привело к массовому забвению своих предков, к разрушению кладбищ, кощунству и надругательству над могилами, церквами, архивами, над немыми свидетелями истории народа.
Этот печальный опыт преподал и еще немаловажный урок: философия может оказывать не только позитивное, созидательное, познавательное, культурное влияние. Она может на определенном этапе действительно в полном соответствии с принципом, высказанном Марксом, превратиться из безобидного созерцательно-объяснительного феномена общественной жизни в официальную философию государства, став грозным оружием разрушения прежнего общества, его традиционного уклада жизни, извращения подлинных национальных устоев, замены их ходульными, искусственно сделанными, а потому безжизненными и непрочными.
Проблема смерти самым непосредственным образом связана с проблемой бессмертия человека. Можно ли говорить о бессмертии, если всеобщий закон смерти не делает исключения ни для кого из живущих? Все люди смертны – это истина безусловна и абсолютна. Однако эта безусловная истина не отменяет и не может отменить того несомненного факта, что человеку свойственно неудержимое стремление к бессмертию и, конечно же, к теоретическому обоснованию его реальной возможности.
Мы уже видели, что все религии мира, а также многие философские системы исходят из допущения загробной жизни людей, из постулата, что человек после смерти переходит лишь в иное, духовное состояние своей жизни, что не только душа бессмертна, но и тело будет восстановлено в первоначальном виде.
Своеобразной попыткой обоснования бессмертия являются философские построения оригинального русского мыслителя и философа Н. Ф. Федорова, (1828-1903), автора замечательной книги «Философия общего дела». По мнению Федорова, если человек познает природу смерти, (а он в состоянии это сделать, причем в самом ближайшем будущем), он должен и овладеть ею, ибо смерть не является изначальной и безусловно необходимой. Человеческий разум в ходе своего проникновения в тайну смерти научается воскрешать мертвых. «Смерть есть явление, внешнее для нас, а потому и может быть познаваема лишь индуктивно, тогда как воскрешение есть естественный всей природе нашей ответ на это чуждое нам явление». Для всеобщего дела воскрешения мертвых нужно объединиться всем живым, ибо забыть о всех тех, кто ушел из жизни, нельзя. Это соучастие людей в деле воскрешения должно происходить путем регуляции метеорологических явлений, слепых движений планет и всей звездной системы, ее одухотворения. Поскольку все мировое вещество есть прах предков, нужно собрать рассеянные частицы для воссоздания тел усопших. Через развитие науки достигается управление всеми молекулами и атомами мира, чтобы «рассеянное собрать, разложенное соединить, то есть сложить в тело отцов». Таким образом «знанием вещества и его сил восстановленные прошедшие поколения, способные уже воссоздать свое тело из элементарных стихий, населят миры и уничтожат их рознь».
Философы, придерживающиеся материалистических и атеистических взглядов, тоже не отрицают бессмертия. Они видят его в оставленных после смерти человека делах, в его вкладе в прогрессивное развитие общества. Чем больше лепта человека, ушедшего из жизни в копилку общественных ценностей, на благо, скажем, социализма или коммунизма, на дело революции, тем бессмертнее человек. Чем талантливее и гениальнее он, тем меньше его забвение, тем больший след он оставляет в памяти народа, в исторической памяти грядущего человечества.
В сущности в этих рассуждениях речь идет не о бессмертии как таковом, а о памяти об умершем на основании оставленных им материальных или духовных ценностей. К тому же память людей преходяща, люди, хранящие память о других, сами уходят из жизни и постепенно наступает полное забвение.
ФИЛОСОФИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ ЧЕЛОВЕКА
В решении этого вопроса марксизм исходит прежде всего из самоценности и самоцельности человеческой жизни, которая предстает в нем и не случайной (какой она может представляться индивиду), и не бессмысленной, поскольку индивид, личность рассматриваются не только сами по себе, но и как часть целого - человеческого общества. К. Маркс еще в ранних своих работах отмечал, что «индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни».
От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он - постоянно не реализуемое адекватно существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, «сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и пр.). Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.
В этом и заключается
смысл жизни отдельной
Информация о работе Философия смысла жизни, смерти и бессмертия