Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:08, контрольная работа
Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате сравнения себя с себе подобными, т. е. в результате осознания идеи существования человеческого рода и своей принадлежности к нему. Сама постановка тем или иным индивидом вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нём пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого достоинства, когда он начинает задумываться о реальной значимости своего существования. Без этого осознания вопрос о смысле жизни не всплывает, остается в тени.
1. Значение философской проблемы смысла жизни для индивида и общества 3
2. Социально-историческая обусловленность решения проблемы смысла жизни 8
3. Этапы исторического осмысления проблемы смысла жизни 10
4. Особенности современного этапа в решении проблемы смысла жизни 13
Список использованных источников 16
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Рыбинский государственный
авиационный технический
университет имени П.А.Соловьёва»
Факультет заочного обучения
Кафедра философии, социально-культурных технологий и туризма
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему «Философия о смысле жизни»
Вариант № 9
Выполнила:
студентка 2 курса гр. ЗКП-11________________________
« ___»__________2012 г.
Проверил:
преподаватель
______________________________
«___»_________2012 г.
Рыбинск 2012
Оглавление
«Я не являюсь тем сопряжением членов, имя которому "человеческое тело"; равным образом я не разреженный воздух, разлитый по этим членам, не ветер, не огонь, не пар,
не дыхание и не что-либо иное из моих измышлений, ибо я допустил, что всего этого
не существует. Остается лишь одно твердое положение: тем не менее, я – нечто…
Итак, что же я есмь? Мыслящая вещь. А что это такое – вещь мыслящая? Это нечто сомневающееся, понимающее, утверждающее, отрицающее, желающее, не желающее,
а также обладающее воображением и чувствами».
Декарт Рене
«Рассуждения о методе»
Категория «смысл
жизни» — это одно из основных мировоззренческих
понятий, имеющее огромное значение
для становления духовно-
Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ответ. В сущности, каждый человек рано или поздно ставит этот вопрос, прежде всего по отношению к самому себе, стараясь уразуметь, для чего он живёт, в чем смысл его жизни. И ответ на этот вопрос отнюдь не есть только сугубо личное дело. Он существенным образом касается и интересов окружающих людей. Ибо от того, как понимает тот или иной человек смысл своей жизни, зависит его поведение, отношение к ближним, к семье, к коллективу.
Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате сравнения себя с себе подобными, т. е. в результате осознания идеи существования человеческого рода и своей принадлежности к нему. Сама постановка тем или иным индивидом вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нём пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого достоинства, когда он начинает задумываться о реальной значимости своего существования. Без этого осознания вопрос о смысле жизни не всплывает, остается в тени.
Определяя цели своей деятельности, смысл своей жизни, человек руководствуется не только общественными, но и индивидуальными побуждениями, личными мотивами и интересами. Каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, в то же время – неповторимая индивидуальность, которая не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида.
Вопрос о смысле жизни предполагает обоснование такой цели, которая оправдывала бы существование человека и придавала бы ему ценность и смысл. Но откуда берется цель, где искать ее источник: в Боге, природе, обществе, потребностях человека или еще где-то?
Смысл жизни – как тот «духовный объект», к которому в самых разных обстоятельствах стремится человеческая душа.
Роль смысла человеческой жизни заключается в следующем:
1. Стремление к смыслу – ценность для выживания.
Когда у человека есть смысл, он не задумывается о нём, а просто живет, трудится, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим. Смысл связан со значительными целями и ценностями, к которым мы стремимся. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть «зачем» жить, может выдержать любое «как». Смысл как раз и даёт ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.
2. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден.
Смысл – то, чем человек воодушевляется для жизни, но может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться с утратой смысла.
3. Смысл нельзя дать, его нужно найти.
Смысл – не вещь. Человек сам придаёт действительности смысл, никто не может сделать это за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Обнаружение смысла - не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение скорее похоже на восприятие целостного образа, который мы «схватываем» внезапно. Смысл открывается нам вдруг на фоне действительности.
4. Смысл может быть найден, но не может быть создан.
Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. Человеку свойственна «трансценденция» за пределы самого себя - выход к соплеменникам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и находит многообразие смыслов. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он – результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечёт за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют.
5. Поиск смысла
не является неврозом, это нормальное
свойство человеческой природы,
Многие утверждают, что «смысла жизни нет». Имеется в виду, что нет единого для всех смысла жизни, данного свыше. Однако несомненно, что почти каждый человек имеет цели, которые выходят за рамки его собственной «пользы» и даже за рамки его собственной жизни. Например, мы желаем счастья и процветания своим детям, вкладываем усилия в их развитие за счёт ограничения собственных потребностей. При этом все эти усилия дадут результаты вовсе не нам и, во многом, даже после нашей смерти.
Говоря о том, что смысл жизни у каждого свой, тем не менее, следует иметь в виду, что на выбор смысла жизни есть определенные объективные ограничения. Эти ограничения связаны с естественным отбором как самих «носителей смысла жизни» (конкретных людей), так и обществ, где превалирует тот или иной смысл жизни. Например, если смысл жизни человека — самоубийство, то очень быстро носителей такого смысла жизни не останется. Аналогично, если смыслы жизни большинства членов общества «самоубийственны» для общества, то такое общество перестанет существовать. В частности, если смысл жизни людей направлен исключительно на решение краткосрочных задач, например на максимизацию удовольствий, то такое общество не сможет существовать долго.
Как показал
известный философ Питирим
Поэтому смысл
жизни членов жизнеспособных обществ
направлен, как правило, на достижение
конструктивных целей. Например, в традиционных
обществах смысл жизни
Однако традиционное
общество уходит в прошлое и традиционные
смыслы жизни перестали
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы всех времён, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
В каждую историческую эпоху перед обществом встают определённые задачи, решение которых непосредственным образом влияет на понимание человеком смысла своей жизни. Поскольку изменялись материальные условия жизни людей, их социальные и культурные запросы, постольку изменялись и представления людей о смысле жизни. И, тем не менее, неистребимо желание людей определить некий вечный смысл жизни, однозначный для всех людей и для всех времён. Это желание воплощено в различных религиях, среди которых следует выделить христианство. Христианское сознание выводит понятие смысла жизни из учения о божественном творении мира и человека, о Боге как единственном творце нравственных норм, о грехопадении и греховной сущности человека, об искупительной жертве Иисуса Христа, о необходимости спасения души. Тем самым смысл жизни видится вне самой жизни. Целостное понятие смысла жизни расщепляется на преходящую, временную земную «жизнь» и вечный, раз и навсегда данный, надчеловеческий смысл жизни неземной, наступающей после телесной смерти человека. Иными словами, смысл жизни выносится за пределы реальной жизни, за пределы реальных материальных и духовных потребностей человека в этом мире.
Помимо традиционно-
Однако попытки создать формулу, пригодную для всех людей во все исторические эпохи, т.е. некую «вечную формулу» смысла жизни, нельзя признать успешными, ибо в различные исторические эпохи представления о самой жизни и её смысле видоизменялись. Речь не о том, что в каждую эпоху смысл жизни совершенно новый, совершенно другой, просто новое время привносит свои нюансы в понимание смысла жизни. В понимании смысла жизни существует преемственность, вытекающая из преемственности в развитии самого человечества, его истории, культуры. Но факт и то, что новое время привносит новые нюансы в понимание смысла жизни. В том числе и в рамках христианства, ислама, других религий, не говоря уже о философских концепциях2.
Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.
Первыми философскими взглядами на проблему смысла человеческого существования можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.
Так в Древнем Китае по Лао-цзы главное для человека − жить по законам Высшего начала (Дао), а всё, что связывает человека с земной жизнью, отметается. Конфуция, наоборот, занимали практические земные задачи, и человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место.