Философия о смысле жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:08, контрольная работа

Краткое описание

Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате сравнения себя с себе подобными, т. е. в результате осознания идеи существования человеческого рода и своей принадлежности к нему. Сама постановка тем или иным индивидом вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нём пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого достоинства, когда он начинает задумываться о реальной значимости своего существования. Без этого осознания вопрос о смысле жизни не всплывает, остается в тени.

Оглавление

1. Значение философской проблемы смысла жизни для индивида и общества 3
2. Социально-историческая обусловленность решения проблемы смысла жизни 8
3. Этапы исторического осмысления проблемы смысла жизни 10
4. Особенности современного этапа в решении проблемы смысла жизни 13
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

Философия к. р..doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Мудрецы Древней  Индии утверждали, что человеку необходимо открыть в себе всеобщий Дух, только через своё “я” человек может приблизиться и слиться с мировым “Атманом”.

Античная философия сформировала основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы и определила его как самостоятельную ценность, признав за ним право на активность и инициативу перед объективным миропорядком3.

Христианство  было следующим и на сегодняшний  день основным религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия, признавшим в человеке личность, смотревшим на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести.

Философия Нового времени, сформировавшаяся под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, открыла путь к рациональному истолкованию человеческой сущности и рассматривала человека с физиологических и прагматических позиций. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ лишенным опытных оснований и практической ценности. Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошёл в 40–50 годы XX столетия. Он связан с именем австрийского психолога Виктора Эмиля Франкла (1905—1997), основателя особого направления в психологии — логотерапии (от греческого «логос» - смысл), учения о смысле, можно даже сказать: об «исцелении» благодаря смыслу.

Именно в  этот период психологи и психиатры обратили внимание на то, что стали появляться специфические психологические недуги и расстройства, прогрессирующие с особой силой, все они были связаны с утратой смысла жизни и, соответственно, с утратой душевного равновесия: депрессия, алкоголизм, неврозы, наркомания. Интересно, что подобные расстройства с одинаковой силой поражали людей весьма успешных в карьере и в бизнесе, обладавших большим материальным состоянием.

«Логотерапия» Франкла не просто теория и не просто одно из направлений психологии. Это не учение о каком-то абстрактном и теоретическом смысле, а прожитое и доказанное убеждение, что человеческая сила духа превыше всего. Она пробуждается тогда, когда человек знает, ради кого и ради чего живет, и когда за это сражается. Она даёт возможность сохранить свою совесть, индивидуальность и достоинство в любых условиях, не сдаваться перед самыми страшными обстоятельствами и не ломаться под самыми сильными ударами, которые обрушиваются на тело и душу. Согласно Франклу, человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Утрата смысла, нежелание или невозможность его найти лежит в основе многих психических расстройств и болезней, многих самоубийств и является одной из причин преступности, насилия, алкоголизма, наркомании.

Для Франкла  стремление к поиску смысла и стремление осуществить его в жизни —  это потребность, от рождения присущая каждому человеку. Она является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все  его мечты, решения и поступки. Смысл нужно не просто искать, за него приходится бороться, и борьба эта нелегка. Смысл жизни человек не изобретает, а находит его в мире и в той реальности, в которой живет, и часто сама судьба указывает путь. Обрести его способен каждый, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений.

   Подводя  краткий обзор философских исканий человечества о смысле жизни, мы видим, что человечество на протяжении всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему духовному началу. И ведущие мыслители всех времен – от брахманов до современных философов понимали, что человек сможет реализовать свою миссию только  в служении вечным истинам, духовной работе над своей душой. Как бы то ни было, ответы на вопрос о смысле жизни может дать только сама жизнь. Опыт многих поколений показал: поиск смысла — это не вопрос построения теорий о собственной жизни или о жизни вообще.

Смысл открывается  постепенно, благодаря самому стремлению жить, благодаря стремлению постичь величайшее из всех искусств — искусство жить по-настоящему. Любые попытки сконструировать смысл жизни искусственным способом будут быстро опровергнуты самой жизнью.

К этому остаётся только добавить мудрые слова писателя Уильяма Джеймса: «Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться».

  1. Особенности современного этапа в решении проблемы смысла жизни

 

В современную  эпоху дискуссии о смысле существования  человека и перспективах его развития приобрели особую актуальность. Со всей остротой встали вопросы, связанные с оценкой возможностей (и самой целесообразности) по преобразованию природы, общества и самого человека, позитивных и негативных последствий научно-технического прогресса.

Между тем в современных условиях, когда именно так называемый человеческий фактор, качества человека выступают главной движущей силой общественного прогресса, растёт социальный запрос на личность свободную, инициативную, раскованную, творческую. Нужны не «одномерные» индивиды, а яркие индивидуальности. Вместе с тем жизнь показывает, насколько все ещё трудно отказываться от привычных стереотипов и укоренившихся догм, освобождаться от различного рода комплексов. Нередко можно услышать мнение, что наиболее сильное формирующее воздействие на личность оказывает коллектив и что «коллектив всегда прав». Спору нет, предпосылки для развития дарований и способностей личности создаются только в условиях подлинной коллективности. Однако далеко не всякую коллективность можно назвать подлинной. Подчас формируется псевдоколлективность, расцветают различные формы субъективизма: предвзятое, необъективное отношение одного человека к другому, зависть, протекционизм, эгоистические амбиции и т. д. Внутренняя свобода, потребность высказывать и отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу – все это вязнет в атмосфере приспособленчества, конформизма, подчинения механизму групповой логики.

В современных  условиях актуализировалась потребность  в «выборе себя», выработке собственной, самостоятельной, независимой от внешнего давления позиции – путём самовоспитания, самосовершенствования и самоутверждения. Пользуясь опытом других и вырабатывая свой собственный, человек призван изо дня в день воспитывать, облагораживать самого себя, борясь с дурными наклонностями и привычками. Мы сами должны заботиться о цельности своей натуры, предъявлять к себе требовательность без компромиссов, внутренних сделок со своей совестью. Для того чтобы жить правильно, нужно уметь и хотеть жить правильно, нужно воспитывать свои чувства и дисциплинировать свои мысли. Л. Н. Толстой учил: «Думай хорошо, и мысли твои созреют в добрые поступки». Об исключительной важности воспитания внутренне свободного и в то же время глубоко нравственного человека писал Ф. М. Достоевский: «Найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой».

В современном  обществе растёт потребность в создании условий для преодоления сознательной и бессознательной «конспирации», скрытности людей, для установления таких взаимоотношений, когда люди будут стоять друг возле друга с открытым сердцем и совершать свободные поступки не только в соответствии с «внешне» установленными правилами, но и в полном соответствии со своей собственной совестью. Соблюдение социальных и нравственных норм должно обуславливаться не только сознанием общественного долга или страхом перед принуждением и наказанием, но и внутренней потребностью и убеждённостью каждого индивида.

Иными словами, речь идет о формировании прозрачных отношений, способствующих беспрепятственному проявлению внутренней свободы человека, совершению им свободных поступков, которые не только внешне выглядят свободными, но и являются действительно свободными, т. е. полностью соответствуют его внутренним убеждениям и совести. В борьбе с многоликими формами зла формируется человеческое в человеке. Когда в нём пробуждается сознание своего «я», чувство человеческого достоинства, он начинает задумываться, для чего он живет. «Выбрать себя» в подлинном смысле – значит верно определить смысл своей жизни. Внутренняя свобода – важнейшее средство реализации смысла жизни человека4.

Смысл жизни современного человека — самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти родителей, развитие этого мира в целом. Любой человек, встроенный в современное общество, — это творец будущего, участник развития нашего мира, в перспективе — участник создания новой Вселенной. И неважно, где и кем мы работаем — двигаем экономику вперёд в частной фирме или учим детей в школе — наш труд и вклад нужен для развития.

Сознание этого наполняет жизнь смыслом и заставляет делать свое дело хорошо и добросовестно — на благо себе, другим людям и обществу. Это позволяет осознавать собственную значимость и единую цель, которую ставят перед собой современные люди, ощущать себя причастным к наивысшим достижениям человечества.

Смысл жизни  современного человека даёт ему и вполне практическую отдачу. Совершенствуя себя, повышая свою квалификацию, энергично осваивая новое и занимая активную жизненную позицию, мы становимся ценными, высокооплачиваемыми специалистами. В результате наша жизнь становится комфортной и богатой, мы можем больше потреблять и удовлетворять свои запросы. Кроме того, исходя из нашего смысла жизни, мы стремимся сделать своих детей умными, дать им образование — и в результате наши дети становятся достойными людьми, что также приносит нам удовлетворение.

Таким образом, современный человек реализует свой смысл жизни не за счёт себя, не за счёт каких-то личных жертв, а, напротив, на благо себе, своей семье, в том числе и в пользу своей материальной обеспеченности. Ведь современное общество — это общество, где саморазвитие приводит к богатству. Единственная жертва, которую должен принести человек, — это упорно учиться и быть энергичным5.



Список  использованных источников

 

  1. Балашов Л.Е. Практическая философия. – Москва, 2009.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов/ Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат,1989. – 640с.
  3. Философия: Методические указания к изучению дисциплины/ Составитель    В.Г. Черников. − РГАТУ имени П.А. Соловьёва. – Рыбинск, 2012. – 27с.
  4. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928с.
  5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.: Республика, 1995.

 

1  Введение в философию: Учебник для вузов/ Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат,1989. – с.251-252.

2  Философия: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – с. 669-673.

3  Введение в философию: Учебник для вузов/ Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат,1989. – с. 247.

4  Философия: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – с.675-677

5  Введение в философию: Учебник для вузов/ Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат,1989. – с. 249-250.

 


Информация о работе Философия о смысле жизни