Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:37, реферат
Человек рождается на свет, чтобы смеяться. Мы, люди, можем злиться, как собаки, быть ласковыми, как кошки, уставать, как лошади, но смеяться и улыбаться мы будем всегда только как люди. Природа вместе с разумом наделила нас удивительным даром – во всеуслышание заявлять миру о том, что нам хорошо жить на свете.
Нам знакомо
это спокойствие лица и оживляющей
его улыбки. Такой бывает первая
улыбка младенца. Так улыбается Будда,
коры и куросы времен греческой архаики.
Так улыбается женщина на самой
знаменитой картине Леонардо.
Говорят, о лице
незнакомого человека трудно бывает
сказать, симпатичное оно или
неприятное, до тех пор, пока он не засмеется.
Не более чем предположение или
даже «предрассудок», однако что-то
истинное здесь угадывается.
Но почему именно
смех открывает человека? Отчего именно
смех «предает» смеющегося, показывая
в нем то, что сам человек
пожелал бы скрыть?
Смех предает
потому, что исходит не от нас (как
мы наивно полагаем), а приходит извне,
как принудительная всепобеждающая
сила. Смех как особая форма принуждения.
Но разве дело только в направлении внешнего
усилия? Смех способен не только придавить
нас к земле, но и поднять вверх, задержать
или вообще отодвинуть в сторону. Смех
волен делать с нами все, что пожелает.
Он свободен по-настоящему, а мы, смеясь,
испытываем лишь иллюзию свободы, спеша
назвать в романтическом упоении и смех,
и свободу своим достоянием.
Для смеха нет
тайн в человеке. Вот почему он так
легко открывает и выводит
напоказ все то, что человек
хотел бы скрыть от других или от самого
себя. Смех говорит не только о том, как
и над чем человек смеется, но и о том, как
он способен страдать или гневаться. В
мгновение улыбки мы, кажется, столь же
мгновенно прорываемся сквозь все заслоны
внешнего, наносного в человеке и притрагиваемся
к самой его сути. Смеясь, человек предает
себя. Другое дело, что для кого-то это
предательство оказывается счастливым:
красота души расцвечивает лицо светом
улыбки, какую можно обыкновенно увидеть
на детских лицах. Вот почему смеха интуитивно
боится тот, кто чувствует в себе некий
душевный изъян. Иногда встречаются люди,
которых вообще трудно помыслить смеющимися.
Кажется, если бы они улыбнулись, произошло
бы что-то необычное: возможно, они превратились
бы в настоящих людей, а может быть, исчезли,
будто их и не было никогда на свете.
Д.С.Лихачев по
этому поводу говорил, что смех «оглупляет»,
«вскрывает», «разоблачает», «обнажает».
Причем функция смеха – «раздевать
реальность от покровов этикета, церемониальности,
искусственного неравенства, от всей сложной
знаковой системы данного общества». А
в «Подростке» Ф.М.Достоевского
мы и вовсе обнаруживаем готовую формулу:
«…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит хороший человек. … Смех есть самая верная проба души».
Вывод
В заключении хотелось
бы привести факт, отражающий скорее жизненно-биологическую,
чем философскую сторону смеха.
В историю медицины
американский психолог Норман Казинс
вошел под именем «человека, рассмешившего
смерть». Около 30 лет назад его
поразил редкий недуг – коллагеноз.
Врачи практически не оставили ему
надежды. И тогда Казинс выписался из больницы,
попросил перевести его в гостиницу и
принялся одну за другой смотреть кинокомедии.
Через несколько дней почти непрерывного
смеха его перестали мучить боли, а анализы
показали, что воспаление тканей пошло
на убыль. Вскоре он настолько оправился
от болезни, что смог вернуться к работе.
Поэтому СМЕЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!
Список использованной литературы
Карасев Л.В. Антитеза смеха // Человек. – 1993. - № 2. – С.12-31.
Карасев Л.В. Лики смеха // Человек. – 1993. - № 4. – С.168-180.
Карасев Л.В. Мифология смеха // Вопросы философии. – 1991. - № 7. – С.15-43.
Карасев Л.В. Опыт несмеяния // Человек. – 1992. - № 5. – С.39-47.
Карасев Л.В. Парадокс о смехе // Вопросы философии. – 1989. - № 5. – С.47-65.
Карасев Л.В. Смех и будущее // Человек. – 1994. - № 1. – С.54-62.
Карасев Л.В. Смех и зло // Человек. – 1992. - № 3. – С.14-27.
Карасев Л.В. Феноменология смеха // Человек. – 1990. - № 2. – С.175-183.
http://ru.wikipedia.org